Статичная с интенсивным «субъективным Я» и слабым «отраженным Я». Такая личность имеет сложившиеся убеждения и ценности, не самокритична
Зависимая с сильным «отраженным Я» при ослабленном «субъективном Я». Такой человек отличается неуверенностью, зависимостью от оценок окружающих.
Динамичная, когда происходит взаимное усиление двух компонентов.
Вариабельная с неустойчивыми обоими компонентами, проявление которых зависит от жизненной ситуации.
Поведение личности описывается интеракционистами с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Дж. Мид полагал, что индивид становится социальным существом в той мере, в которой обучается «брать роли другого» (осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставить себя на его место)[85].
В русле данных идей ученый из Великобритании Р.М. Белбин исследовал рабочие группы. Посредством наблюдений и тестирования в течение девяти лет изучались сотрудники различных организаций по всему миру. По мнению ученого, эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются определенным стилем мышления и личностными качествами[86]. Девять предложенных ролей объединяются в четыре функции: лидерство внутри команды, выполнение работы, внутреннее поддержание команды, связь с людьми и ресурсами вне команды. Необходимо, чтобы команда имела следующий ролевой набор, (участники могут исполнять сразу несколько ролей):
Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть источником конфликтов.
Координатор – эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег.
Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом.
Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства.
Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса.
Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью.
Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму.
Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, задает хорошо продуманные вопросы.
Эксперт – обладает редкими знаниями и навыками, в работе проявляет большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.
Оптимальный состав команды зависит от поставленных задач. На ранних стадиях осуществления проекта, когда разрабатываются стратегии и общие подходы, команде необходимы координатор в качестве руководителя, генератор идей, разведчик и критик. Когда идеи начинают претворяться в жизни ключевая роль достается организатору, исполнителям и общественникам. Таким образом, было выявлено, что трудовые коллективы, состоящие из далеко не выдающихся личностей, могут действовать весьма плодотворно, если в них распределены роли.
Когнитивистский подход к личности
Главная идея когнитивисткого подхода заключается в понимании социального поведения человека через мыслительные процессы. В теории развития познания Ж. Пиаже исследовался процесс обучения ребенка мышлению. На каждой стадии формируются новые навыки, есть пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.
Сенсомоторная стадия – с рождения до 2–х лет. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира
Предоперациональная – 2–7 лет. Дети учатся различать символы и их значение.
Стадия конкретных операций – 7–11 лет. Ребенок учится мысленно совершать действие.
Стадия формальных операций – 12–15 лет. Появляется возможность решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.
Дж. Адельсон в 1960–е гг. проверил идеи Ж. Пиаже о возрастных изменениях детского сознания на образцах политического мышления. Он изучал представления детей и подростков (11–18 лет) в ФРГ, Англии и США о правительстве, законах, правах граждан и общественном благе[87]. Были обнаружены восемь основных новообразований в развитии политического мышления.
Развитие абстрактных представлений
Расширение временной перспективы
Развитие социоцентризма
Появление дедукции
Рост объема политических знаний
Становление системы этико–политических принципов
Снижение детского авторитаризма
Появление социальных целей
Оказалось, что структура политического сознания личности развивается неравномерно. Мышление 11–летних конкретно, персонализировано и эгоцентрично. Когда говорят о законе, они видят перед собой полицейского. 15–летняя личность уже способна к абстрактному, обобщенному мышлению. К середине отроческого периода у ребенка складывается собственная автономная система этико–политических принципов. Подросток критически оценивает власть, ее стремление к привилегиям. В результате исследований Дж. Адельсона выяснилось, что к концу ХХ в. новое поколение подростков стало циничными и осторожными конформистами.
Ученые разных направлений знания разрабатывали типологии личности (см., табл. 4).
Таблица 4.
Наиболее важные типологии личности*