Тема 01. Русское православие. ОК-13: Знание основных понятий теории культуры, структуры и состава современного

ОК-13 [3.1.1]

ОК-13: Знание основных понятий теории культуры, структуры и состава современного культурологического знания, морфологии культуры, религии как элемента духовно-нравственной культуры общества и личности, особенностей религиозного мировосприятия, роли религии в духовной жизни общества, многообразия религиозных традиций

ВЫБОР

«С момента возникновения русской нации в IX в. и вплоть до XYIII столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема … были идеациональной, или религиозной, основанном на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является бог и царство божие в том виде, как они раскрыты в Библии (особенно в Новом Завете), сформулированы в христианском символе веры и развиты в учениях великих (особенно восточных) отцов церкви».

Русский мыслитель, исследователь национального характера российского народа, автор данного текста…

В- П.Сорокин

В- Н.Бердяев

В- А.Богданов

В- Г.Плеханов

ВВОД

«С момента возникновения русской нации в IX в. и вплоть до XYIII столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема … были идеациональной, или религиозной, основанном на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является бог и царство божие в том виде, как они раскрыты в Библии (особенно в Новом Завете), сформулированы в христианском символе веры и развиты в учениях великих (особенно восточных) отцов церкви».

Культурная система, которая признает первенство духовных факторов национального развития по отношению хозяйственным, носит название …

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«С момента возникновения русской нации в IX в. и вплоть до XYIII столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема … были идеациональной, или религиозной, основанном на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является бог и царство божие в том виде, как они раскрыты в Библии (особенно в Новом Завете), сформулированы в христианском символе веры и развиты в учениях великих (особенно восточных) отцов церкви»

Назовите основные черты национального характера русских, сформировавшиеся под влиянием православия и покажите их зависимость от особенностей православного учения.

ОК-13 [3.1.2]

ОК-13: Знание основных понятий теории культуры, структуры и состава современного культурологического знания, морфологии культуры, религии как элемента духовно-нравственной культуры общества и личности, особенностей религиозного мировосприятия, роли религии в духовной жизни общества, многообразия религиозных традиций

ВЫБОР

Соборность – это «…свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви…»

Автор данного текста, выдающийся русский исследователь византийского богословия XX столетия:

В- Ф.Успенский

В- В.Лосский

В- С.Булгаков

В- Л.Карсавин

ВВОД

Соборность – это «…свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви…»

Течение в православном богословии XX столетия, с идеями которого полемизировал автор данного текста

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

Соборность – это «…свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви…»

Назовите черты русского национального характера, сформировавшиеся под влиянием данной особенности русского православия, ответ обоснуйте.

ОК-13 [3.1.3]

ОК-13: Знание основных понятий теории культуры, структуры и состава современного культурологического знания, морфологии культуры, религии как элемента духовно-нравственной культуры общества и личности, особенностей религиозного мировосприятия, роли религии в духовной жизни общества, многообразия религиозных традиций

ВЫБОР

«Иосиф Волоцкий и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства... Иосиф Волоцкий представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием. Нил Сорский – предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции».

Назовите имя автора текста, русского мыслителя XX столетия, разработчика концепции персонализма:

В- Н.Бердяев

В- Л.Карсавин

В- П.Флоренский

В- Н.Лосский

ВВОД

«Иосиф Волоцкий и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства… Иосиф Волоцкий представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием. Нил Сорский – предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции».

Представитель русского монашества, позднее рассматривавшийся как предшественник отстаивающих духовную свободу деятелей российской культуры

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Иосиф Волоцкий и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства… Иосиф Волоцкий представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием. Нил Сорский – предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции»

Укажите течения в современном русском православии, продолжающие идеи Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, и дайте их характеристику.

ОК-13 [3.1.4]

ОК-13: Знание основных понятий теории культуры, структуры и состава современного культурологического знания, морфологии культуры, религии как элемента духовно-нравственной культуры общества и личности, особенностей религиозного мировосприятия, роли религии в духовной жизни общества, многообразия религиозных традиций

ВЫБОР

«Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой всеми народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания… В то время как христианский мир величественно шествовал по пути, предначертанному его божественным основателем, увлекая за собою поколения, - мы, хотя и носили имя христиан, не двигались с места».

Назовите имя русского мыслителя, автора данной оценки характера русской культуры

В- И.Киреевский

В- П.Чаадаев

В- И.Аксаков

В- К.Леонтьев

ВВОД

Какое идейное течение в России XIX века придерживается оценки русской культуры, данной в этом тексте

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой всеми народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания… В то время как христианский мир величественно шествовал по пути, предначертанному его божественным основателем, увлекая за собою поколения, - мы, хотя и носили имя христиан, не двигались с места»

Выскажите свое обоснованное отношение к данной оценке русской культуры.

ОК-13 [3.1.5]

ОК-13: Знание основных понятий теории культуры, структуры и состава современного культурологического знания, морфологии культуры, религии как элемента духовно-нравственной культуры общества и личности, особенностей религиозного мировосприятия, роли религии в духовной жизни общества, многообразия религиозных традиций

ВЫБОР

«Достоинство картины…(«Что есть истина?») в том, что она правдива… в самом настоящем значении слова… Эпоху же в христианской живописи эта картина производит потому, что она устанавливает новое отношение к христианским сюжетам» (Л.Толстой).

Автором данного живописного произведения является:

В- И.Крамской

В- Н.Ге

В- И.Репин

В- К.Брюллов

ВВОД

«Достоинство картины…(«Что есть истина?») в том, что она правдива… в самом настоящем значении слова… Эпоху же в христианской живописи эта картина производит потому, что она устанавливает новое отношение к христианским сюжетам»

Назовите течение в живописи, художественные принципы которого реализованы художником в полотне «Что есть истина?»

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Достоинство картины…(«Что есть истина?») в том, что она правдива… в самом настоящем значении слова… Эпоху же в христианской живописи эта картина производит потому, что она устанавливает новое отношение к христианским сюжетам».

Покажите свое понимание смысла оценки картины «Что есть истина?», данной Л.Н.Толстым.

ОК-13 [3.1.6]

ОК-13: Знание основных понятий теории культуры, структуры и состава современного культурологического знания, морфологии культуры, религии как элемента духовно-нравственной культуры общества и личности, особенностей религиозного мировосприятия, роли религии в духовной жизни общества, многообразия религиозных традиций

ВЫБОР

«Церковь в существе своем, как богочеловеческое единство, принадлежит к божественному миру, она есть в Боге, а поэтому существует и в мире, в человеческой истории. В последней она раскрывается во вневременном бытии: поэтому она, в известном смысле, возникает, развивается и имеет свою историю, свое начало. Однако, если видеть ее только в историческом становлении, и на основании его лишь составлять себе представление о Церкви как одном из земных обществ, тогда мы проходим мимо ее своеобразия, ее природы, в которой во временном раскрывается вечное, в сотворенном несотворенное».

Назовите автора данного понимания природы церкви, являющегося ведущим представителем русского богословия первой половины XX столетия, декана Русского богословского православного института в Париже

В- Н.Бердяев

В- С.Булгаков

В- Л.Карсавин

В- П.Сорокин

ВВОД

Назовите течение в православном богословии, которое развивалось в XX столетии автором приведенного текста

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Церковь в существе своем, как богочеловеческое единство, принадлежит к божественному миру, она есть в Боге, а поэтому существует и в мире, в человеческой истории. В последней она раскрывается во вневременном бытии: поэтому она, в известном смысле, возникает, развивается и имеет свою историю, свое начало. Однако, если видеть ее только в историческом становлении, и на основании его лишь составлять себе представление о Церкви как одном из земных обществ, тогда мы проходим мимо ее своеобразия, ее природы, в которой во временном раскрывается вечное, в сотворенном несотворенное»

Определите два методологических подхода к пониманию природы церкви и дайте характеристику их особенностей.

Наши рекомендации