Социал-дарвинистские концепции 5 страница
чувств и идеологии Парето без колебаний отдавал приоритет чувствам, которые якобы являются истинными движущими силами истории. Общественные идеологии являются «языками чувств» и лишь оформляют содержание подлинных побудительных сил человеческого поведения.
Кроме чувств и маскирующих их теорий (идеологий), Парето называл в числе главных взаимодействующих элементов социальной системы интересы, имеющие разумную, рациональную основу и социальную гетерогенность с характерной для нее циркуляцией элит.
Хотя сам подход к обществу как системе был правомерен и явился вкладом в развитие социологии, принцип механического равновесия не мог явиться тем принципом, на основе которого можно было удовлетворительно объяснить функционирование общества как системы. Главные элементы социальной системы выбирались исходя из разграничения экономической и социальной жизни как двух особых, изолированных сфер деятельности, а сама социальная активность истолковывалась на базе индивидуальной психологии. Далеко не все мотивы действия, приводящие в движение всю систему, получали таким образом объяснение. Стремясь найти источник движения системы, Парето переходил на позиции биологизма и психологизма, т. е. искал источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположениях людей, притом таких, которые не имели никакой связи с производственно-экономической деятельностью и были выбраны им весьма произвольно и в ограниченном объеме.
Парето полагал, что не все чувства достойны внимания социолога, а только такие, которые имеют своим результатом определенного рода действия. Они имеют черты неизменности, постоянства и потому являются именно теми элементами социальной системы, которые «детерминируют социальное равновесие» [87. V. 2. Р. 242]. Итальянский социолог дал этим элементам необычное и труднопереводимое название - резидуи, что на языке химических наук означает «остатки» или «осадки». Тем самым подчеркивался их базовый характер, их особенность «оставаться» после того, как из социального действия вычтены все рациональные соображения. «Остатки» как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических состояний и предрасположений имеют врожденный, естественный, не поддающийся влиянию внешних условий характер. Они являются внутренними биологическими импульсами, определяющими социальное поведение человека. На основе выделения шести главных классов «остатков», подразделенных на множество подгрупп, Парето попытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. Еще более схематизировав исторические действия, он подчеркнул главную роль двух первых классов «остатков».
Первый класс включает «остатки», названные инстинктом комбинаций. Это - внутренняя психологическая склонность человека собирать и
комбинировать вещи, отчасти из-за удовольствия, получаемого от этого, отчасти потому, что трудно удержаться от собирания и комбинирования. Этого рода «остатки» лежат в основе всех социальных изменений.
Второй класс составляют «остатки» «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять связи, сформировавшиеся однажды. Это консервативное чувство лежит в основе неприятия всего нового, любых перемен и изменений.
В остальные классы включалось стремление человека проявлять себя в общественных действиях и поступках, чувства социальности, собственности, сексуальный инстинкт.
Парето попытался применить теорию «остатков» к объяснению всей европейской истории, изображаемой в виде конфликта «остатков» первого и второго классов - инстинктов изменений и постоянства, новаторства и ретроградства. «Нелогические» действия, совершаемые на основе «остатков», рассматривались как главная клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений и повторений в истории.
Неясность понятия «остаток», его комплексность, а также множественность терминов, его обозначающих (чувства, инстинкты, проявления чувств в действии и т. п.), их двойственная субъективно-объективная природа, психологическая и социальная, другие противоречивые моменты обусловили тот факт, что этот термин не вошел в словарь социологической науки.
Глубокие корни иррационализма паретовской концепции, с одной стороны, восходили к кризису рационалистической модели человека. С другой стороны, подчеркивание решающей роли иррациональных психических сил было связано с распространением общественного пессимизма, утратой веры в человеческий разум. Вместо идеи разумности всего существующего выдвигалась идея его неразумности, нелогичности, идея рациональности сменялась иррационализмом биопсихологического толка. Исходя из убеждения в решающей роли «остатков», Парето проповедовал политический неомакиавеллизм: «Искусство управления, - писал он, - состоит в нахождении путей извлечения выгоды из эмоций, не тратя энергии на тщетные попытки их разрушить. Единственным результатом этих попыток часто является одно только их усиление» [87. V. 2. Р. 391].
Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики Парето выводил свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит.
Сугубо негативное отношение социолога к демагогическим ухищрениям и уловкам различных социально-политических группировок, суть которых справедливо усматривалась в стремлении замаскировать неблаговидные политические цели, побудило его попытаться объяснить природу, особенности и социальные функции идеологии. Потребность в псевдологиче-
ских теориях, оправдывающих социальное поведение, выражается, по его мнению, в создании религиозных учений, этических и политических доктрин и т. п., которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Социальная наука должна поэтому открывать корни этих учений, т. е. эмоции, их обусловливающие. Идеологии, согласно Парето, -это чисто словесные покровы, ловкие демагогические ухищрения, которым придана стройная теоретическая форма, с тем чтобы они могли лучше замаскировать нелогический характер действий. Задача идеологических концепций - скрыть истинные побудительные мотивы действий. Убеждения, верования, теории Парето обозначил термином «деривации», что значит «производные», вторичные от чувств. Классификация дериваций предусматривает четыре класса.
Первый - это утверждения, преподносимые как абсолютные истины, аксиомы или догмы. Второй класс составляют некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет. Третий класс дериваций - апелляции к общепринятым принципам и чувствам. Обоснование подобного рода покоится на чувствах действующего лица, обладателя определенного «остатка», но преподносится как выражение чувств «всех людей», «большинства» или «всех уважающих себя людей». Последний, четвертый класс дериваций образуют чисто словесные доводы, «вербальные доказательства», выражения, не имеющие никакого объективного эквивалента. Таковы известные из логики софизмы.
Употребляемый обычно ораторами этот род дериваций особенно действен, потому что посредством ловких словесных оборотов пробуждает в слушателях определенные чувства и притом так умело, что они этого даже не замечают. Подобные деривации высоко ценятся в политике и судопроизводстве. Сюда же относится простое жонглирование словами, употребление ходовых метких словечек и оборотов речи.
Фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии, согласно Парето, едва ли поддаются точному научному анализу. Однако заблуждением было бы считать, утверждал итальянский социолог, эти псевдологические построения абсурдом или патологией или рассматривать их как искусственные плоды фантазии, созданные кастой священников для одурачивания масс. Противопоставляя деривации (идеологии) истине, он вместе с тем нисколько не принижал их социальной роли. «Факты ясно доказывают, - писал он, - что мифологии не соответствуют действительности и все же имеют большое социальное значение» (87. V. 2. Р. 229].
Парето справедливо подчеркивал мобилизующую силу идеологии в обществе. «Поскольку деривация была принята, она придала силу и агрессивность соответствующим эмоциям, которые теперь нашли путь к выявлению», - писал он [87. V. 2. Р. 229]. Раскрывая механизм манипулирова-
по
ния массовым сознанием, он утверждал: «Важно обладать простой деривацией, принимаемой с готовностью каждым, даже самым большим невеждой, а потом повторять ее снова и снова» [87. V. 2. Р. 319].
Оторвав проблему идеологии от общественной практики, Парето оказался на позициях антиисторизма. Он не видел разницы между аргументацией язычников, христиан, сторонников прогресса, гуманизма, общественной солидарности, демократии и т. п. Все эти теории в равной мере характеризуются преобладанием эмоций над фактами и с научной точки зрения не имеют никакой ценности. Парето не учитывал, что идеологии существенно отличаются друг от друга хотя бы тем, что рождаются на разных уровнях развития общества и в различной пропорции содержат истинные и мифологические элементы. Историческая конкретизация проблемы отсутствовала и тогда, когда речь шла о сопоставлении научной ценности идеологий, существующих в одно и то же время. Согласно Паре-то, меняется только форма идеологий. Одна система аргументации заменяется другой, одни словесные формулировки - другими, более гибкими и изощренными. Проблема замыкалась в узкие границы индивидуальной психики, и тем самым закрывался путь объяснения иррационального момента в истории на основе действительной социальной динамики, борьбы реакционных и прогрессивных сил.
Следствием рассуждений Парето было положение о существовании некоторых выдающихся индивидов, которые могут освободиться от эмоций. Эти люди - великие гении. Во власть эмоций и предрассудков попадают заурядные личности, гении же «именно благодаря своим качествам возвышаются над обыденностью и отделяются от человеческих масс. Благодаря этому они менее подвержены господствующим верованиям, идеям и чувствам» [87. V. 1. Р. 329]. Объяснить, в силу каких причин ненаучные идеологии искажают действительность и конкретно-исторически проанализировать их содержание, т. е. раскрыть их истинные социальные корни с теоретических позиций, выработанных итальянским социологом, было невозможно. Реальные общественные силы, определяющие позицию индивида в массовых общественных движениях и вообще действия масс, его не интересовали. Из поля зрения совершенно исчезала реальная социальная структура общества, интересы и стремления разных общественных сил, которые в силу своего объективного общественного положения способны более или менее последовательно опираться в своих действиях на социальные науки. Отказ от исторического подхода к идеологическим явлениям придавал наблюдениям Парето печать односторонности и ограниченности. Ведь наряду с требованиями логико-гносеологического характера научная методология общественных наук необходимо предполагает социологический анализ, в котором реальная социальная действительность отражается с позиций определенных групповых интересов. Односторон-
ность методологии и психологический редукционизм обусловили неадекватность концепции идеологии Парето.
Существенным элементом социальной системы является, согласно Парето, социальная гетерогенность, которая предопределяется изначальным психологическим неравенством индивидов. Особенность той или иной социальной группы зависит от природных способностей ее членов, а это в свою очередь определяет общественное положение группы на той или иной ступени общественной лестницы. Тем, кто имеет «высший показатель в своей области», Парето давал название «элиты». Элита - это избранный элемент населения, к которому приспосабливается остальная его часть. Элита в свою очередь подразделяется на две части. Одна - прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом («правящая элита», или «правящий класс»), а вторая - не участвует в управлении и подвизается в художественной или научной сфере («неуправляющая элита»).
Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Наиболее одаренные из представителей низов поднимаются вверх, пополняя правящую элиту, члены которой, деградируя, спускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция, или круговорот, элит - процесс взаимодействия между членами гетерогенного общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине.
Элиту характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, умение видеть слабые и наиболее чувствительные места в других и использовать их к своей выгоде. Массы же обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков. Это обстоятельство оправдывает «разделение общества на две части. Те, в ком преобладает разум, управляют и руководят теми, в ком преобладают чувства, так что в конце концов их действия оказываются энергичными и мудро направляемыми» [87. V. 2. Р. 351].
Парето указывает на два главных качества управляющей элиты: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо. Правительства правят либо применяя силу, либо при помощи хитрости, соглашательства и уговоров. «Соглашательство и сила являются инструментами управления на всем протяжении истории» [87. V. 2. Р. 678].
Итальянский социолог развивает идею об управлении массами путем манипулирования их чувствами при помощи идей, подчиняющих массы интересам правящих классов, считая, что искусное применение этого принципа может объяснить любой политический успех. Но одних методов убеждения недостаточно, чтобы сохранить власть, и правящий класс должен уметь вовремя применить силу. Именно поэтому обличительная критика Парето направлена против «сентиментальных» идеологий либерализма с их проповедью гуманности, компромиссов и т. п. Неспособные применить силу правящие классы загнивают и вынуждены уступать свое
Ё
место другим, которые обладают большей решительностью в этом отношении. Объяснение взлетов и падений правящих классов находится, согласно Парето, во взаимоисключающем характере двух типов правления. Чем более «открыт» правящий класс притоку новых здоровых сил, тем более он способен сохранить и продлить свое господство. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку. Если пополнение элиты новыми жизнеспособными силами происходит чересчур медленно, в ней накапливаются элементы, воплощающие бессилие, разложение и упадок, не имеющие психических качеств, которые бы обеспечили сохранение их положения. Они уже неспособны применить насилие. Среди низших же слоев возрастает количество элементов, обладающих качествами, необходимыми для управления обществом, и при помощи силы они захватывают власть. Новый правящий класс в свою очередь постепенно превращается в бессильный, загнивающий, утрачивающий способность управлять. Новые силы можно почерпнуть либо снова из низших классов, либо путем физического уничтожения разложившихся, ставших ненужными членов элиты. Если же, несмотря на эти меры, в низших классах скапливаются элементы, превосходящие своими «достоинствами» высшие классы, наступает эпоха революции, смысл которой, по мнению Парето, состоит в обновлении персонального состава правящей элиты, восполнении необходимых для дела управления обществом психических сил и в восстановлении таким образом общественного равновесия.
Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются необходимыми и неизбежными, смена элит - закон человеческого общества.
Паретовская теория основывается на том утверждении, что круговорот элит происходит вследствие чередования в них «остатков» первого и второго классов, каждому из которых соответствует определенный стиль правления. Инстинкт «комбинаций» обусловливает использование убеждения и обмана, хитроумных средств одурачивания масс, ввергающих их в заблуждение. Преобладание же инстинкта «постоянства агрегатов» обусловливает совершенно противоположные качества правителей, которые агрессивны, авторитарны, склонны к применению насилия, подозрительно относятся к манипулированию, маневрированию и компромиссам.
Правителей, у которых преобладают «остатки» комбинаций, Парето называл «лисицами», а тех, у которых преобладают «остатки» «постоянства агрегатов», — «львами». «Лисицы» - символ хитрости, коварства, вероломства, «львы» - символ силы, упорства, непримиримости, мужества.
В области хозяйственной и финансовой деятельности «лисицам» и ( «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье». «Спекулянт» -это прототип бизнесмена, ловкого воротилы, комбинатора, предпринимателя, стремящегося к наживе. Он погружен в рискованные комбинации, не
8 История социологии
из
знает угрызений совести, добивается успеха любой ценой. «Рантье» - его полная противоположность. Это робкий вкладчик, живущий на фиксированные доходы, боящийся ступить шаг, чтобы не повредить своему капиталу и не пострадать самому. Преобладание в обществе «рантье» - свидетельство стабилизации, а затем и загнивания общества, в то время как «спекулянты» знаменуют изменение и развитие в социальной и экономической жизни.
Чередование экономических и политических циклов связано в концепции общественного равновесия Парето с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат «остатки» первого и второго классов. Когда в психике индивидов усиливаются «остатки» первого класса и соответственно ослабевают «остатки» второго класса, изменяется пропорция «остатков» в определенных социальных группах. Начинают преобладать критические настроения, выражение несогласия с действительностью, скептическое отношение к существующим порядкам и господствующим ценностям. Научно обоснованные и логически вьщержанные теории и программы изображаются как расчищение пути разуму от верований и предрассудков. Но когда эти в действительности псевдоинтеллектуальные теории одерживают верх, в обществе неизбежно возникают противоположные настроения. Носители «постоянства агрегатов» подвергают критике показную логичность и разумность новых веяний, выискивают ошибки и несоответствия в господствующих воззрениях. Так возникают интуитивистские и мистические теории, постепенно вытесняющие позитивизм и рационализм.
Теория «круговорота элит» подобно теории общественной активности строилась Парето на основе анализа врожденных биопсихических свойств индивидов. Первичными в его концепции власти были личные черты правителей, которыми они обладали до того, как заняли элитарное положение в обществе. В скрытом виде здесь был поставлен вопрос о соотношении биологических и социальных различий. Парето полагал, что буржуазная экономика в условиях, благоприятствующих ее развитию, представляет простор для свободного продвижения вверх лучших представителей общества и его структура воспроизводится строго в соответствии с биопсихическими качествами индивидов. Итальянский социолог не предполагал, что обладание необходимыми для управления личными качествами является лишь одним из условий возникновения института господства, притом не главным и не решающим. В действительности буржуазная конкуренция регулируется институтом капиталистической частной собственности. Индивиды вступают в борьбу, уже будучи включенными в определенную систему общественных отношений, обладая разными преимуществами, обусловленными положением, занимаемым ими в обществе. Главным
фактором политического успеха и отбора «лучших» из числа претендентов на власть является сила тех политических группировок, которые стоят за ними.
Политические, идеологические и экономические изменения в обществе не являются простым следствием изменений в персональном составе правящего меньшинства, как полагал Парето. «Циркуляция элит», по Парето, выражает глубокие социально-экономические процессы. Политические изменения происходят лишь тогда, когда группировки не в состоянии разрешить социально-экономические проблемы, возникающие в ходе общественной практики, и вынуждены прибегнуть к политическому маневрированию.
Не опираясь на анализ реальных массовых общественных сил, рассуждения Парето не были конкретизированы в соответствии с отдельными историческими эпохами, акцентировали внимание на внешних сходствах различных типов правления, подводимых под общую схему. Парето не учитывал того, что разные исторические периоды выдвигают перед власть имущими разные требования, под влиянием которых дифференцируются и расслаиваются правящие группы, формирующиеся на основе исторически изменяющихся критериев.
Нарисовав отталкивающий в своем цинизме образ истории, состоящий из картин насилия, афер, преступлений, дворцовых комбинаций и грызни претендентов на власть, Парето пытался доказать, что гуманизм в этих условиях не более чем предрассудок, что будущее находится в руках политиков, лишенных совести, не задумывающихся об общественных последствиях своих действий, лишь бы они вели к сохранению их власти.
В целом общественно-историческая концепция Парето глубоко пессимистична. История в его представлении обречена совершать вечно повторяющиеся циклы, в движении которых нет никакого заметного прогресса: восходящая часть кривой является «причиной» или условием ее нисходящей части, не более. Пессимизм Парето объясняется крушением политических идеалов определенной части общества, неверием в общественный прогресс и демократию. Но за этим неверием четко проступала политическая идеология, оправдывающая насилие.
Признание пришло к итальянскому социологу в Америке, когда в 1935 году его «Трактат» был издан на английском языке.
Парето читался как «буржуазный ответ Марксу или как его консервативный функционалистский эквивалент» [76. Р. 423].
Структурные функционалисты восприняли и переработали паретов-скую теорию социального действия, а также концепцию общества как системы, находящейся в состоянии равновесия. Введенное им понятие равновесия заняло видное место в структурно-функциональном анализе как одно из его основных понятий и отправных пунктов исследования. Паретов-ский системный подход к обществу способствовал развитию той социоло-
гической традиции, главные интересы которой сосредоточивались вокруг проблем стабильности социальной системы и обеспечивающих ее механизмов контроля и принятия решений.
Сам Парето считал своим наибольшим вкладом в социальную мысль теорию «остатков» и дериватов. Иррационалистическая концепция личности, интегрированная в концепцию «нелогического» действия, в общих чертах ставила проблемы психологии подсознания. Это повлияло на разработку соответствующей проблематики в современной социальной психологии, в частности на исследование таких явлений, как извращенное сознание, механизм рационализации, функционирование предрассудков, авторитарная личность и др.
Весьма влиятельна среди современных западных политологов паретов-ская концепция идеологии. Понимание идеологий как произвольных теоретических построений, призванных маскировать и рационализировать предрассудки и эмоции, подчеркивает важную социальную роль систем верований. Идея о том, что человек руководствуется эмоционально окрашенными верованиями, не вдаваясь в рассуждения об их истинности или ложности, рассматривается как одно из положений, обосновывающих «научную» организацию буржуазной пропаганды.
Пожалуй, наиболее влиятельной частью паретовской социологической системы оказалась теория элит, послужившая отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций. Эта теория, взятая в контексте всех его теоретических воззрений, дает основания считать ее автора провозвестником политических режимов тоталитарного типа. Желая того или нет, Парето отразил в своих трудах некоторые значимые тенденции общественной жизни своего времени. Концентрация внимания на проблемах политической борьбы, идея биологического отбора правящей элиты, обоснование применения грубой силы, попирающей законность, критика рационалистического подхода к политике, подчеркивание значения иррациональных слепых эмоций - все это перекликается с идеями, положенными в основу писаний и действий официальных теоретиков и практиков тоталитаризма.
1.8. Формальная социология
Оущественно важную роль в формировании и развитии классической социологии сыграли представители так называемой формальной школы, к которой позволительно относить В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и Л. фон Визе.
Деятельность видного философа, психолога и социолога, профессора нескольких немецких университетов Вильгельма Дильтея (1833-1911)
была посвящена выработке специфических средств познания гуманитарных и социальных наук. В своих исследованиях («Введение в науки о духе» (1883), «Описательная психология» (1894) и др.) Дильтей стремился обособить «науки о духе» от естествознания, «наук о природе». Исходная позиция Дильтея состояла в установлении того обстоятельства, что природная реальность всегда предстает в сознании человека, в его познавательной деятельности как нечто, имеющее феноменальный характер. И если естествознание и ведет речь о «не зависящем от нас предметном порядке явлений», движущихся по некоторым законам, являющимся выражением и проявлением «существующей независимо от нас великой реальности», оно должно признать, что имеет дело лишь с ничтожной частью, отдельными феноменами этого великого целого. Будучи направленным на эту небольшую часть действительности, основываясь на содержании сиюминутной чувственности, в которой только и может быть дан человеку «великий предмет - природа», естествознание гипотетически дополняет этот чувственный материал мыслительными конструкциями, стремясь обозреть данные органов чувств как результат воздействия природы, понимаемой как нечто целостное и завершенное. Естественнонаучные высказывания, предметом которых и является чувственно-феноменальный материал, всегда остаются чисто объясняющими высказываниями, сводя чувственность к чему-то элементарному, самоочевидному.
Иное дело «наука о духе», утверждает Дильтей, ее методологическое основание - описательная психология. Здесь нет и принципиально не может быть никакой «феноменальности», не может быть абсолютного разделения субъекта и объекта, личности и истории. Сама точка зрения исследователя, наблюдателя оказывается здесь вплетенной в ткань исследуемого объекта, истории. История не дана человеку как нечто отделенное от него пространством и временем. Как предмет познания история не «навязывается» ему извне в каком бы то ни было чувственном материале, но, наоборот, человек может осознавать себя лишь как историю, и эта последняя должна пониматься как нечто впервые порождающее, конституирующее его субъективность, обращающуюся затем к самой себе в историческом самопознании. Как видим, специфика наук о духе должна быть выведена, по Дильтею, из сопоставления их методологических оснований с принципами организации научного знания в естественных науках, из исследования специфических условий получения знания, существующих в «науках о природе» и в «науках о духе». Но так как Дильтей имел перед собой опыт развития естествознания, находящегося на определенной ступени (классическая физика), то и особенности гуманитарных наук, которые, по Дильтею, должны были стать явными из сравнения современного Дильтею естествознания и системы конструируемых им «наук о духе», не были им четко обозначены.
Дильтей был прав, указывая, что человек, исследующий историческую реальность, обращающийся к истории с целью выявления собственной сущности, определения своего жизненного признания, своего исторического предназначения, эту историю сам и творит. История - это история человека, преследующего свои цели. По мнению Дильтея, в отличие от естественных наук общественные дисциплины должны не «объяснять», а «понимать» социальные явления. «Понимание», по Дильтею, основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие.
Настаивая на принципиальном и существенном отличии наук, изучающих неодушевленные предметы, от наук, изучающих поступки людей, Дильтей уделял особое внимание разработке теоретиков методологических проблем наук о духе. В этом плане одним из наиболее ощутимых результатов деятельности Дильтея было создание им «понимающей психологии» и «понимающей социологии».
Антитеза «естествознание - гуманитарные науки» в отношении исследования человеческой психики представлялась Дильтеем в виде: «объясняющая психология - описательная психология». Работа Дильтея по созданию новой психологической науки (а точнее - ее новых гносеологических ориентации), психологической дисциплины, которая смогла бы адекватно отразить и истолковать специфические явления и процессы психической жизни человека, определялась той своеобразной ситуацией, которая сложилась в развитии психологической науки в конце XIX века. Она характеризовалась интенсивным развитием экспериментальной психологии, методологическое основание которой составляла философия позитивизма. Исходные посылки психологической теории Дильтея находились в явной оппозиции по отношению к этим концепциям и характеризовались скептицизмом по поводу тех перспектив, которые якобы открывало применение психологического эксперимента само по себе.
Формулируя цели своей критики этой психологии, основное содержание которой задавалось позитивистскими философскими концепциями Милля и Конта, Дильтей саркастически замечает, что он выступает против учения о душе, в котором она отсутствует. Та сфера реальности, которая должна исследоваться психологической наукой, лежит вовсе не там, где ее пытаются выявить и объяснить представители предшествующей Дильтею психологии, интерпретирующие ее в целом как естественнонаучную дисциплину. Предмет новой, описательной и истолковывающей психологии, в создании которой Дильтей видит свою задачу, - целостность индивидуальности, взятой во всем богатстве и многообразии ее проявлений, манифестаций. Вся полная и целостная человеческая природа, ее тотальность, весь объем многообразных процессов и явлений, рассматриваемых как