Темы | Ключевые слова |
Тема 1. Социология как наука. Предмет и методы социологии. | Социология как наука, определение ее объекта, предмета и методов. Социальное взаимодействие и его формы. Структура и уровни социологического знания. Общесоциологическая теория, специальные отраслевые социологические теории, прикладная социология. Макро- и микросоциология; процессы их взаимодействия и дифференциации. Основные функции социологии в современном обществе. Социология в системе социогуманитарных наук: социология и философия, социология и история, социология и экономическая теория, социология и психология, социальная психология и др. Роль социологических знаний в профессиональной деятельности менеджера. |
Тема 2. Историко-социологическое введение. | Экономические, социально-политические, теоретические предпосылки возникновения социологии. Становление социологии в первой половине XIX века. О. Конт и его социологические взгляды. Социологический эволюционизм Г. Спенсера. Социологические идеи К. Маркса и его роль в развитии социологии. Становление психологического направления в социологии. Г. Зиммель – основатель формальной социологии. Социологическое творчество Э. Дюркгейма. «Понимающая» социология и теория социального действия М. Вебера. Типы социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Социология в XX веке. Зарождение эмпирической социологии, ее предпосылки. Возникновение индустриальной социологии в США. Развитие социологической теории. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология. Теории социального обмена. Развитие социологии в России в XIX – начале XX вв. Особенности ее формирования и развития. Социологические взгляды Н.Я. Данилевского, М.М. Ковалевского, Н.К. Михайловского. Социология П.А. Сорокина. Становление и развитие отечественной социологии в XX веке, ее основные этапы. Современный этап развития социологии. Стремление к интеграции макро- и микросоциологии. Современные социологические парадигмы. |
Тема 3. Общество как социокультурная система. | Понятие общества. Взаимодействие природы и общества. Основные признаки общества. Общество как социокультурная система. Механизмы функционирования общества как целостности. Социальные связи, социальное взаимодействие и социальные отношения. Структура социальной системы. Характеристика основных подсистем общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной. Развитие общества. Типологии общества. Общество и государство. Государство как часть общества. Гражданское общество. |
Тема 4. Социальная структура и стратификация общества. | Социальная структура как совокупность устойчивых форм социальных общностей и отношений между ними. Общественное разделение труда и социальная структура: история и современность. Виды социальной структуры: социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, социально-территориальная. Элементы социальной структуры: классы, слои, этнические общности, семья, трудовые коллективы, маргинальные социальные группы и другие срезы социальной структуры. Социально-групповые интересы и потребности. Проблемы межгруппового взаимодействия и социальных конфликтов. Социальная структура общества и социальное воспроизводство. Социальная мобильность как форма воспроизводства населения. Тенденции социальной мобильности и социальной дифференциации в российском обществе в современных условиях. Появление новых социальных слоев и групп. |
Тема 5. Личность и ее социализация. | Человек и личность. Понятие личности в социологии. Структура личности. Типология личности. Социальные статусы и роли личности. Ролевое согласие и ролевой конфликт. Личность как деятельный субъект. Социализация личности. Понятие «социализация» в социологии. Фазы и этапы социализации. Социальные факторы и механизмы социализации. Социальный контроль и девиация. Виды девиантного поведения личности. |
Тема 6. Социальные общности и социальные группы. | Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Национально-этнические общности. Определение понятия «этнос». Типы этносов: племя, народность, нация. Этническая стратификация. Причины обострения межнациональных отношений. Национальные противоречия. Социология межэтнических конфликтов в Российской Федерации. Определение понятия «социальная группа». Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп. Молодежь как социально-демографическая группа. Предмет социологии молодежи как особой отрасли социологического знания. Цели и задачи социологии молодежи. Место молодежи в социальной структуре общества. Социологический анализ процессов социализации молодежи. Жизненное самоопределение молодежи. Общее и особенное в образе жизни основных категорий молодежи (работающая, учащаяся). Социальная политика и молодежные проблемы. Социальное отчуждение молодежи: причины и пути преодоления. Политическое самоопределение молодежи. Молодежная субкультура. Особенности возникновения и функционирования самодеятельных объединений в молодежной среде, их характеристика, проблемы изучения. Формы самореализации и самоутверждения молодежи. Причины и социальные корни негативных явлений в молодежной среде. Социологическое изучение девиантного (отклоняющегося) поведения молодежи. Использование социологической информации для прогнозирования поведения молодых людей. |
Тема 7. Социальные институты и организации. | Понятие социального института. Основные подходы к определению социального института. Структура и типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Семья как социальный институт. Специфика семьи как социального института и малой группы. Анализ социальных функций семьи. Структура и типология семьи (нуклеарная и расширенная, полная и неполная, авторитарная и демократическая). Отношения в семье (сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм). Проблемы межпоколенных отношений в семье. Анализ основных проблем семьи в российском обществе. Мотивы разводов, их социальные последствия. Факторы, влияющие на стабильность семьи. Качество брака. Удовлетворенность браком. Взаимодействие общества и семьи. Функционирование системы образования как социального института и ее структура. Противоречия и проблемы образования на современном этапе. Социология образования, её специфика и отличие в изучении проблем образования от педагогики, психологии и т.д. Общественное мнение как институт гражданского общества. Проблемы формирования и изучения общественного мнения в современной России. |
Тема 8. Культура как фактор социальных изменений. | Социологическое понимание культуры. Специфика социологического анализа культуры как социальной системы. Предмет социологии культуры. Определение культуры. Структурные компоненты культуры. Составные части и модели культуры. Единство и разнообразие культур. Культурные универсалии. Культурная интеграция. Культурный релятивизм. Субкультуры и контркультуры. Роль и функции культуры в познании, управлении и развитии общества. Взаимоотношение экономики, социальных отношений и культуры. Динамика культуры. Изменение характера и содержания культуры под влиянием научно-технического прогресса. Феномен "массовой культуры", оценка и перспективы развития. Некоторые аспекты духовного возрождения России и русской культуры. |
Тема 9. Социальные конфликты. | Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов. Теории конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Функции социального конфликта. Возникновение и причины социального конфликта. Основные этапы развития конфликта. Участники и движущие силы конфликта. Объект и предмет конфликта. Источники и причины конфликта. Механизм функционирования и динамика развития социального конфликта (зарождение, развитие, разрешение). Характеристика и острота конфликта. Типология социальных конфликтов и их особенности. Причины обострения противоречий в российском обществе. Управление социальным конфликтом. Последствия социального конфликта. |
Тема 10. Методология и методика социологических исследований. | Программа социологического исследования как теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы: методологический и методический разделы. Определение цели и задач в социологическом исследовании. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта. Гипотеза в социологическом исследовании, ее научная обоснованность. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Методы социологических исследований. Наблюдение в социологии и его особенности. Понятие, общая характеристика и связь с другими методами социологического исследования. Разработка программы наблюдения и методов обработки результатов наблюдения. Опрос в социологическом исследовании: его роль, достоинства и недостатки. Разновидность опросов. Специфика анкетирования как формы сбора социологической информации. Вопрос как важнейший инструмент опроса. Классификация вопросов. Интервью и его формы. Взаимодействие интервьюера и респондента в процессе интервью. Изучение документов как метод социологического исследования. Классификация документов, их характеристика и методы анализа. Анализ документов в системе социологических методов исследования. Эксперимент в социологии, его сущность и особенности. Классификация социологических экспериментов и основные требования к их организации. Средства измерения в эксперименте и его роль в социологическом познании. Социометрические методы. Применение метода экспертных оценок в конкретном социологическом исследовании. Обработка и анализ первичной социологической информации. Оформление результатов исследования, составление отчета. Использование результатов социологического исследования в сфере педагогической деятельности. |
Тема 11. Социальные изменения в современном мире. | Источники социальных изменений. Социальные факторы изменений. Основные социологические подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса. Модернизация. Трансформация обществ. Мировая система и процессы глобализации. Формирование мировой системы. Многополярный мир. Место России в мировом сообществе. Социальное прогнозирование и познание перспектив развития человеческой цивилизации. Уровни социального прогнозирования: глобальные, общегосударственные, региональные, отраслевые. Уровни отдельных сфер, коллективов, семьи, личности. Анализ различных концепций социально-политических прогнозов и "моделей мира". Роль утопий, антиутопий, фантастики в предвидении будущего. Теория и практика социального прогнозирования, проектирования, планирования, разработки целевых комплексных программ. Социология в поисках путей решения глобальных проблем человечества. Социологические аспекты формирования навыков прогностического мышления в системе высшего образования. |