Когда мы готовы пойти против всех

Психологи провели серию экспериментов, в которых изменили первона­чальные условия. В первом эксперименте к настоящему испытуемому при­соединялся один из подставных. Он давал тот единственно правильный от­вет, который намеревался дать сам испытуемый. Обнаружение союзника вдохновляло почти всех прошедших через эксперимент. Они решались го­ворить правду.

Во втором эксперименте один из членов группы тоже давал неправиль­ный ответ, который, однако, отличался от ошибочных ответов большинства. Присутствие еще одного «диссидента» серьезно уменьшало давление груп­пы. Пусть не все участники эксперимента, но уже гораздо больше, чем преж­де, настаивали на своей точке зрения.

Представьте себе такую ситуацию. 30 декабря вы стоите в огромной оче­реди в магазине, а некто пытается купить товар вне очереди. Вы очень воз­мущены и вслух осуждаете нахала. Если другие молчат, то велика вероят­ность, что он все-таки получит свое. Но если к вам присоединились дру­гие, то нахал начинает робеть. Его напор утихает, и вполне может случиться

что он отступит. С еще большей веро­ятностью наглец уйдет восвояси, если все находящиеся в очереди дружно вы­ступят против него.

Конечно, многое в нашем поведе­ когда мы готовы пойти против всех - student2.ru нии зависит от того, какова личность человека, подвергшегося групповому давлению. Люди с заниженной самооценкой, т.е. с невысоким мнением о себе, больше подвержены давлению общественного мнения, нежели те, кто высоко оценивает себя. Оказывается, отклоняться от норм, приня­тых в группе, более удается тому, кто чувствует себя в ней уверенно и комфортно.

Кроме того, можно говорить и о культурных различиях: установлено, что норвежцы ведут себя более конформно, чем французы, а японские студен­ты в большей степени готовы оказаться в положении меньшинства, чем аме­риканские2.

Обнаружены и другие особенности. Так, женщины, сталкиваясь лицом к лицу с единодушным суждением группы, ведут себя более конформно, чем мужчины.

Выяснилась еще одна особенность нашего сознания: чем ближе и роднее нам человек, тем больше мы ему доверяем, даже если он говорит неправду. Мы действуем по пословице: «Милому все прощу». Ученые намеренно за­пускали ложную информацию, чтобы определить кому и насколько доверя­ют люди. Оказалось, чем больше родственников и знакомых говорили подо­пытному одну и ту же нелепость, иногда явную, тем с большим упрямством он ей верил. Но стоило то же сказать людям незнакомым или неприятным, как степень доверительности резко снижалась.

Мы готовы скорее согласиться с мнением того, кто: а) близок нам по взгля­дам; б) является для нас непререкаемым авторитетом; в) воплощает власть или является представителем закона.

К примеру, установлено, что люди в большей степени готовы исполнить требование, высказанное человеком в форме, нежели человеком в штатском, даже когда дело касается совершенно тривиальных указаний. В одном иссле­довании пешеходов просили помочь мелочью (кто сколько может) водите­лю, у которого истекло время парковки автомобиля. Обращавшаяся с этой просьбой женщина была одним из экспериментаторов. В том случае, когда она была одета в форму полицейского, испытуемые выполняли ее просьбу

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1999. С. 47.

гораздо охотнее, чем тогда, когда на женщине была повседневная одежда либо деловой костюм.

Известный американский социальный психолог Эллиот Аронсон провел любопытный эксперимент, чтобы выяснить, при каких условиях мы готовы нарушить нормы поведения, а при каких нет.

В мужской душевой университетского стадиона висит табличка, с призы­вом экономить воду, закрывая кран во время намыливания: человек должен выключать воду, когда намыливает себя, и включать ее, когда смывает мыло. Правило вроде бы разумное, но только 6% студентов вняли призыву. Одна­ко результаты изменились, когда и другие студенты начали экономить воду, намыливаясь. В соответствии с планом ученые наняли нескольких студен­тов, которые демонстрировали желаемое поведение. Они по одному в тече­ние нескольких дней входили в душевую — открытое помещение с восемью одинаковыми отсеками, когда там никого не было. Каждый из них прохо­дил в самый дальний отсек, поворачивался спиной ко входу в душевую и открывал воду. Когда он слышал, что в душевую входит кто-то еще, он сразу же выключал душ, намыливался, опять включал его, быстро ополаскивался и уходил из душевой, стараясь не задерживаться взглядом на только что во­шедшем студенте.

Ученые обнаружили, что теперь уже 49% студентов экономили воду. Бо­лее того, когда должное поведение одновременно демонстрировали два на­нятых студента, число подчинившихся призыву возросло до 67%3.

Наши рекомендации