Часть 1. социология как наука

Анурин Владимир Федорович

Основы социологических знаний

Курс лекций по общей социологии

Предисловие

Часть 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Особенности научного знания о социальной реальности

1.2.Объект и предмет социологии

1.3. Структура социологического знания

Литература к части 1

Часть 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИКА

Огюст Конт - основатель социологии

2.1.1. Закон интеллектуальной эволюции

2.1.2. Иерархия наук

2.1.3. Социология как "социальная физика"

Эволюционистская социология Герберта Спенсера

2.2.1. Сущность эволюции по Спенсеру

2.2.2. Органическая аналогия

2.2.3. Факторы социальных процессов

Карл Маркс и марксистская социология

2.3.1. Маркс об отчуждении

2.3.2. Исторический материализм

2.3.3. Трудовая теория стоимости

2.3.4. Марксистская социология после Маркса

Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

2.4.1. "Социологизм" как социальная теория

2.4.2. Проблема социальной связи

2.4.3. Социология религии в воззрениях Дюркгейма

Понимающая социология Макса Вебера

2.5.1. Социологический метод

2.5.2. Идеальные типы социальных действий

2.5.3. Социология господства

2.5.4. Социология религии

Литература к части 2

Часть 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Социальный институт как система статусов и ролей

3.1.1. Понятие социального статуса

3.1.2. Социальная роль

3.1.3. Социальный институт

Социальная классификация

3.2.1. Марксистская традиция в классовом анализе

3.2.2. Немарксистские подходы к определению классов

Теории социальной стратификации

3.3.1. Классификация или стратификация?

3.3.2. Квантификация социального пространства

3.3.3. Координаты экономического подпространства

3.3.4. Шкалирование осей политического подпространства

3.3.5. Проблемы изучения профессионального подпространства

Социальная мобильность

3.4.1. Сущность, виды и параметры

3.4.2. Механизмы и каналы социальной циркуляции

3.4.3. Исторические и общемировые тенденции социальной мобильности

Социальные системы и cоциальные организации

3.5.1. Системный подход: общие положения

3.5.2. Социальная система: понятие, сущность и проблемы изучения

3.5.3. Социальная организация как вид социальной системы

Литература к части 3

Часть 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Социальное взаимодействие как основа социальных явлений

4.1.1. Сущность социального взаимодействия

4.1.2. Трактовка социального взаимодействия в социологических теориях

4.1.3.Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования малых групп

Социализация и институционализация

4.2.1. Социализация как процесс интеграции индивидов и групп в социальную систему

4.2.2. Институционализация

4.2.3. Социальный характер

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

4.3.1. Девиация как тип социального поведения

4.3.2. Социологические объяснения девиантного поведения

4.3.3. Сущность и формы социального контроля

Литература к части 4

СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

Формационный и цивилизационный подходы к периодизации развития общества

5.1.1.Теория общественно-экономических формаций

5.1.2.Цивилизация как этап развития человеческого общества

5.1.3.Концепции локальных цивилизаций

5.1.4.Циклическая теория П. Сорокина

Эволюционный и революционный пути социального развития

5.2.1.Эволюционистская традиция в социологии

5.2.2.Марксистские концепции социальной революции

5.2.3.Немарксистские концепции социальной революции

Современная социологическая наука о категориях и типах обществ

5.3.1.Глобальные революции как ускорители действия социально-экономических законов

5.3.2.Индустриальное общество

5.3.3.Типология обществ

Литература к части 5

Глоссарий

ПРЕДИСЛОВИЕ

В предлагаемой вниманию читателя работе излагаются основы теоретической (или общей) социологии. В основе этой книги - курс лекций, читавшийся автором в течение шести лет в ряде вузов Нижнего Новгорода. Авторская программа курса была опубликована в начале 1993 года в журнале “Социологические исследования”* и не встретила серьезных возражений специалистов. Единственным повторявшимся на различных обсуждениях замечанием было непонимание причин, по которым из программы исключены темы, связанные с методикой и техникой эмпирических социальных исследований. В ответ на это автор терпеливо, раз за разом, отвечал, что считает курс прикладной** социологии совершенно отдельной научной и учебной дисциплиной. Более того, мы считаем, когда это возможно, целесообразным читать его совершенно отдельно, в качестве спецкурса, возможно, даже с определенными отличиями для студентов разных специальностей. Мы же излагали программу курса общей социологии (хотя на одном из семинаров и это название вызвало несколько раздраженную реплику: надо говорить “теоретическая социология”).

Следует отметить, что мой собственный теоретический багаж по социологии формировался в значительной степени на основе англоязычной литературы. За период 1992-1998 гг. мною были переведены такие книги, как: популярный энциклопедический словарь The Penguin Dictionary of Sociology (хотя, на мой взгляд, по полноте и добротности материала он уступает нашему словарю Современная западная социология), Why Men Rebel Т.Гарра, Sociology: Biographical Approach П. и Б. Бергеров, Sociological Insight Р. Коллинза, Research Methods of Political Science Дж. Дженнет и Р. Джослина, Transformation of Intimacy Э. Гидденса, а также довольно большое число статей в периодических изданиях. Возможно это обусловило некоторый англо-американский “перекос” в моем “социологическом тезаурусе”, поскольку знакомство со взглядами представителей других национальных школ (включая Э. Дюркгейма, М. Вебера, А. Турейна, Р. Дарендорфа, П. Монсона и др.) происходило исключительно благодаря публикациям русских переводов, пока еще не очень многочисленным.

Вероятно, нельзя не согласиться с упреком Л.Г. Ионина в том, что современные российские социологи во многом перепевают сегодня те мысли зарубежных теоретиков, которые были достаточно современны два-три десятилетия назад, а сегодня составляют задворки социологической мысли***. Но нельзя не видеть и того, что любая серьезная наука начиналась с ученичества - необходимо ведь освоить форсированным порядком то, от чего мы были во многом отлучены. Кроме того, российская социология начинает набирать собственный темп, свидетельством чему - появление все большего объема целого ряда серьезных и оригинальных работ (включая того же Л. Ионина), которые мы постарались использовать в этой книге.

В последние пять-шесть лет учебники по социологии хлынули в библиотеки и на прилавки книжных магазинов все возрастающим потоком, и, по-видимому, скоро их будет не меньше, чем песчинок на пляже. Я думаю, это нормально. В США каждый уважающий себя университет издает собственный учебник по социологии. Хорошо это или плохо? Не берусь судить; научное знание, как мы увидим чуть ниже, ненормативно. Но нельзя не видеть того, что разработка собственного учебного пособия дает возможность преподавателю, ведущему активную научно-исследовательскую работу (или, если хотите, - исследователю, причастному к педагогической практике) бросить общий и в то же время собственный взгляд на сферу своей преподавательской деятельности и показать, чем же этот взгляд отличается от взглядов его коллег. Поэтому на вопрос о том, надо ли столько учебников по социологии, хочется ответить словами известного “телепсихоаналитика”: это нормально. Это показывает, что научная дисциплина живет и развивается. Хотелось бы поэтому отметить, что и предлагаемая вниманию читателя работа - это в значительной степени авторский курс, в котором во многом использованы результаты собственных - не только учебно-методических, но и научных - исследований (отсюда - неизбежные ссылки на собственные работы). Поэтому и профессиональный социолог, и студент, возможно, найдут в этой работе немало моментов, которые могут показаться им небесспорными, во всяком случае, отличающимися от тех, которые изложены сегодня в других многочисленных учебниках. Это тоже нормально.

В. Анурин

Часть 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА #
1.1. Особенности научного знания о социальной реальности #
1.2.Объект и предмет социологии #
1.3. Структура социологического знания #
Литература к части 1 #

Часть 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Социология - одна из самых молодых наук. Время ее возникновения и становления в качестве самостоятельной сферы научных изысканий совпадает с историческим периодом, именуемым социологами индустриализацией. Хотя, конечно, она просто не могла бы появиться, если бы этому не предшествовал длительный этап накопления фактов, дискуссий, размышлений обобщений большого числа мыслителей, начиная с античных времен. Однако, возникнув, она стала развиваться достаточно быстрыми темпами - вначале в виде национальных социологических школ, а затем  интегрируясь в единый, общепризнанный комплекс знаний, течений, парадигм. Этот комплекс формировался в ходе многочисленных дискуссий, споров, иногда довольно непримиримых; что-то из выдвигаемых гипотез принималось сразу, что-то отвергалось навсегда, а что-то, будучи раскритикованным и, казалось бы, безжалостно отброшенным, спустя какое-то время рассматривалось заново и признавалось справедливым - но уже на новом витке приращения общенаучного знания.

В сравнительно недавние исторические времена социология в отечественной мысли разделяла участь целого ряда других “лженаук”, таких, например, как генетика и кибернетика. Тем не менее, потребность в науке, занятой изучением наиболее общих законов, по которым развивается человеческое общество, ощущалась и в советские времена. В то время эту функцию фактически выполняла другая научная дисциплина с претенциозным названием “научный коммунизм”. Социология же проникала в советскую науку “через окно”. С начала 60-х годов партийные власти начинают проявлять интерес к эмпирическим социологическим исследованиям, данные которых активно используются в идеологических целях. Теоретической, объяснительной базой для получаемых данных оставался все тот же научный коммунизм.

Однако через образовавшуюся “щель” начинает просачиваться и ручеек теоретико-социологических знаний, которые к этому времени на Западе уже сформировались в довольно мощную и влиятельную научную дисциплину. Начиная с 1961 года, когда был опубликован первый русскоязычный перевод социологического издания, достаточно регулярно начинают издаваться и работы других известных социологов. Появляются и издания отечественных социологов - вначале под лозунгами критики “буржуазной”, “идеологически враждебной” теории, а затем и самостоятельные исследования. Российская наука и российский читатель постепенно входят в общее русло мировой социологической мысли. Наконец, с конца 80-х - начала 90-х годов социология получает полные права гражданства в России. Она вводится в число обязательных дисциплин во все стандарты высшего образования, открывая для всех желающих доступ к общемировым научным достижениям и в сфере изучения социальных законов.

В этой вводной части нашей работы мы рассмотрим, каковы основные особенности социологии как научной дисциплины, изучающей особую реальность окружающего нас мира - человеческое общество. Мы попытаемся выяснить также, какова в самом общем виде структура социологического знания, из каких основных частей она состоит и как эти части соотносятся между собою. Однако вначале представляется целесообразным разобраться вот в чем. Учитывая, что мы назвали эту вводную часть “Социология как наука”, нам предстоит более или менее детально пояснить, что мы имеем в виду под каждым из этих понятий. Для этого нам, вероятно, следует вначале растолковать свое понимание самого термина “наука”. А уж затем мы попытаемся очертить качественную определенность второго понятия - “социология”, указав на круг тех явлений (а также их особых свойств), которые подлежат ее изучению.

Наши рекомендации