Социология девиантного поведения

Цель занятия:рассмотреть становление, формирование и развитие социологии девиантного поведения как специальной социологической дисциплины.

Ключевые слова: Алкоголизм, наркомания, преступность, правила поведения, негативно и позитивно отклоняющееся поведение, индивидуальное и групповое отклоняющееся поведение, первичная и вторичная девиация, способы индивидуального приспособления, социальный контроль.

Вопросы:

1. Социальная девиация.

2. Социальный контроль.

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратиласьбыв хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией.

Индивид не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют социальным и культурным целям, существующим в обществе. Такое поведение называют отклоняющимся или девиантным.

Существует стереотип, в соответствии с которым девианты представляют некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так. К девиантам можно отнести не только преступников, наркоманов и алкоголиков, но и политических радикалов, художников-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев, государственных деятелей. Их поведение отклоняющееся.

Я.И. Гилинский различает негативно отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым относятся различные формы социального творчества. В последнем новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности.

Проблема заключается не в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым или осуждаемым.

В западной социологии девиантность определяется как соответствие действий социальным ожиданиям. В этом плане бывает трудно определить, что является девиацией, а что нет. Например, убийство в целях самообороны или в ходе военных действий нельзя назвать девиацией. Другими словами, действия убийцы могут быть социально одобряемыми.

Характеристика девиантного поведения связана с неопределенностью социального ожидания. Например, использование нецензурных слов среди заключенных в исправительных учреждениях не является оскорбительным, а соответствующим нормам данной социальной группы.

Область, охватываемая понятием “девиантное поведение”, очень широка, и это иллюстрируют следующие примеры. Американский миллиардер Говард Хьюз был чрезвычайно удачливым бизнесменом. Он достиг успеха благодаря трудолюбию, оригинальным идеям и неожиданными решениям. Его деятельность в сфере бизнеса согласовывалась с основными ценностями, принятыми в западном обществе, придающем особое значение материальному вознаграждению и индивидуальным достижениям. Однако некоторые черты его поведения резко отклонялись от общепринятых норм. Последние годы жизни, например, он жил, почти в полной изоляции от внешнего мира, не покидая номера люкс, ставшего его домом, отрастил длинные волосы, отпустил неопрятную бороду и стал похож скорее на библейского пророка, чем на преуспевающего бизнесмена.

Хьюз был одновременно чрезвычайно преуспевающим и чрезвычайно отклоняющимся по своему поведению. Противоположным примером может стать карьера Теда Банди. Внешне образ жизни Банди соответствовал всем нормам поведения добропорядочного гражданина. Банди вел внешне не просто нормальную, но скорее высокодостойную жизнь. Например, он был активным членом общества самаритян, которое организовало двадцатичетырехчасовую телефонную службу для людей, находящихся в стрессе и близких к самоубийству. Это не помешало Банди совершить серию зверских убийств. Перед вынесением смертного приговора судья похвалил Банди за его способности (он сам подготовил собственную защиту) и заметил, как печально растратил тот свою жизнь. Судьба Банди наводит на мысль, что внешне нормальная жизнь может в то же время сочетаться с тайными чрезвычайно отклоняющимися действиями.

Отклонение бывает не только в индивидуальном поведении, но и в групповом. В качестве иллюстрации можно взять культ Кришны, поддерживаемый религиозной группой, верования и образ жизни которой очень сильно отличаются от образа жизни большинства живущих в Соединенном Королевстве. Культ возник в Нью-Йорке в 1956 году, когда Шри Прабхупада прибыл из Индии, чтобы распространять на Западе слово о Сознании Кришны. Послания были адресованы в основном молодым людям, употреблявшим наркотики, и провозглашали, что можно “постоянно пребывать в возвышенном состоянии и обнаружить источник вечного наслаждения”, если следовать учению. К танцам и песнопениям кришнаитов на улицах привыкли. Население относится к ним вполне терпимо, даже в том случае, если их взгляды воспринимаются как эксцентричные.

Кришнаиты являют собой пример субкультуры с девиацией. Сегодня их численность упала, но они сравнительно легко выживают в самых различных общественных условиях. Организация богата, она финансируется за счет пожертвований как своих членов, так и симпатизирующих. Ее положение прямо противоположно положению другой субкультуры с отклонениями - бездомных. Люди, потерпевшие поражение в жизненной борьбе, живут на улице, проводят время в парках или общественных зданиях (например, в библиотеках). Спят они либо на улице, либо в ночлежках. Множество бездомных кое-как перебиваются на обочинах общества.

Само по себе девиантное поведение является естественным и обычным, насколько обычным и естественным является его противоположность – конформизм. Социальные отклонения в обществе нередко связанны с зарождением новых социокультурных явлений и процессов. Разумеется, не всякая девиация приводит к возникновению прогрессивных культурных норм и моделей поведения.

Ч. Ламброзо установил зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека.

У. Шелдон определил связь между предрасположенностью к девиантному поведению и строением тела человека, сделав вывод, что более близок к нему «мезоморф» - человек, чье тело характеризуется стройностью и силой, а в психическом смысле для него типичны беспокойство и стремление к активности.

В. Прайс пытался доказать, что большую склонность к девиации имеют мужчины, обладающие дополнительными хромосомами Y.

З.Фрейд полагает, что отклонения от социальных норм в поведении – это результат крайней формы противоречия между человеческим Я и бессознательным, между физиологическими потребностями индивида и социокультурным содержанием его среды. Однако, из этого объяснения вытекает вопрос: раз эти конфликты являются универсальными, почему далеко не все люди становятся девиантными?

Э.Фромм объясняет девиацию с социо-психологической точки зрения. Он утверждает, что девиантное поведение не регулируется врожденными, спонтанными, подсознательными и самонаправляющимися стумулами, а с действительными условиями жизни человека.

Э. Дюркгейм сделал вывод, что несоответствие поведения социальным нормам возникает во время резких перемен в жизни общества, отдельных групп, личности. Причем изменения могут касаться как самих норм, так и реакции индивидов на них. В подобных ситуациях люди теряют почву под ногами, нечто стабильное и привычное. Возникающая социальная дезорганизация порождает отклоняющееся поведение.

Р. Мертон создал функционалистскую теорию «аномии». По его мнению, основной причиной отклоняющегося поведения является противоречие, конфликт, разрыв между целями культуры и социально одобряемыми средствами их достижения. Иными словами, если люди ставят перед собой цель, которую нельзя достичь принятыми в данном обществе средствами, они пытаются найти другие средства, в том числе и социально осуждаемые, и это ведет к девиациям. Проблема заключается в том, чтобы определить, что это за средства, что это за социальные силы, которые заставляют человека искать социально неодобряемые пути достижения цели. Вероятно, это относится к агентам социализации – семье, школе, ближайшему окружению, трудовому коллективу и пр. Однако появление девиации не означает наличие этих факторов. Неблагополучие в семье гораздо сильнее и активнее способствует возникновению отклонений, чем благополучие. Эта тенденция отслеживается и в отношении других агентов социализации.

Вместе с тем, девианты появляются в благополучных семьях, классах и прочее. Таким образом, девиация представляет собой следствие комплексных воздействий многих факторов на личность и требует учета ее особенностей, воспитания, образования, склада характера, психологических черт, ситуации в обществе и в конкретной социальной среде.

Существуют различные виды типологии отклоняющегося поведения в таких отраслях знания, как социология, психология, криминология, судебная психиатрия и др. К типологии отклоняющегося поведения можно отнести:

Первичная и вторичная девиация. Первичная девиация – это нарушение некоторых социальных норм поведения, допускающееся многими людьми в повседневной жизни. Например, превышение скорости водителями там, где это не положено. Однако если их поймали с поличным работники правоохранительных органов и эти факты стали достоянием общественности, то возникает вторичная девиация, связанная с «наклеиванием ярлыка» (стигматизации) на девианта – «злостный нарушитель правил дорожного движения». В результате стигматизации человек начинает чувствовать себя девиантом. В данном случае стигма – это обвинение человека в каком-либо значительном пороке, за которым должно следовать суровое наказание.

Индивидуальные и коллективные девиации. Любая девиация проявляет себя как индивидуальная, и только после того как она многократно повторяется, может приобрести коллективный характер. В этом случае ее действие значительно усиливается. Например, рэкет в России в начале 90-х годов стад массовым и прибыльным занятием бизнеса.

Типология Р. Мертона. В работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура» (1957) уделяется внимание на типах приспособления к культурным целям и средствам людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. Им предложены пять типов приспособления (+ означает принятие, - отвержение, +- отвержение господствующих ценностей и замена их новыми).

Наши рекомендации