Уровни социологического знания

1. Общесоциологические теории - это уровень фундаментальных научных исследований общества, социальных структур, процессов. На этом уровне социология тесно связана с другими областями научного знания: философией, историей, психологией, экономикой, политологией. Проблемы, выдвигаемые на этом уровне, абстрактны, изучают законы поведения людей на уровне умозаключений.

Общесоциологические теории описывают теоретическую модель общественной жизни как целостности, содержат сведения об обществе, как единой системе, о взаимодействии её основных элементов.

Значение общесоциологических теорий заключаются в том, что они определяют:

а) общий подход исследователя – социолога к изучению и осмыслению;

б) направленность научного поиска;

в) интерпретацию эмпирических фактов.

Формирование общесоциологических теорий осуществляется посредством фундаментальных исследований, имеющих цель – выявить важнейшие тенденции в развитии социальной жизни, отдельных её сфер (экономики, политики, семьи, молодёжи).

2. Эмпирический уровень. Структурализация уровней социологического анализа общества включает сбор многочисленных фактов, сведений, мнений групп и личностей, а так же обработку данных, формулирование выводов, в связи с тем, что:

1) увеличилось число научных школ, направлений, теоретико – методологических подходов.

2) существенно обновилось само социологическое знание, радикально изменились взгляды на законы развития человека и общества, факторы, определяющие характер их взаимосвязей и взаимодействий.

Нередко эмпирические исследования противостоят фундаментальным, так как они не могут приспособить теоретический аппарат для изучения семьи, девиантного поведения и других социальных образований и явлений. А фундаментальные исследования часто испытывают дефицит в эмпирической информации, т.к. исследования проводятся в основном в узкопрактических, утилитарных целях и трудно вкладываются в единую систему. Этот уровень социологического знания иногда называют микросоциологическим.

3. Социальные факты, то есть обоснованные знания, полученные в результате описания определённых фрагментов реальности, имеющих определенное значение и важность в действительности. Социальные факты учитывают: объективность, реальность, связь с местом и временем, связь с субъектами, связь с характеристиками эпохи, связь с явлениями и взаимоотношениями.

4. Общие и специальные социологические теории (теория стратификации, теория культурного релятивизма и др.). Задача подобных теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в аспектах. Они развиваются в рамках определённых теоретико-методологических направлений: макро и микросоциологии, функционализма или символического интеракционизма.

5. Социологические теории среднего уровня - находится в промежутке между общесоциологическими и эмпирическими исследованиями. Их задача – дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных. Такие теории призваны обобщать эмпирические исследования в пределах более узких социальных явлений, таких как семья, армия, толпа, конфликты, социальные движения, социология процессов, дезорганизующих общество. Теории среднего уровня относительно самостоятельны, имеют большой эмпирический материал, апробируют теории и методы исследования и играют роль мостика между первым и вторым уровнем знаний. Теории среднего уровня делятся на три группы: теория социальных институтов, теория социальных общностей, теория специализированных социальных процессов.

Для всех социологических теорий среднего уровня характерны:

- широкая опора на эмпирическую базу по соответствующей проблеме;

- теоретическое описание изучаемой социальной подсистемы на основе обобщения эмпирических данных;

- описание теоретической модели изучаемой подсистемы в рамках той или иной всеохватывающей теории общества;

- теории среднего уровня являются теоретической базой соответствующих социологических исследований. Социологические теории среднего уровня формируются в основном прикладными исследованиями, которые дают конкретные знания о состоянии дел в какой-либо отрасли экономической, политической, социальной жизни, представляют конкретные рекомендации, выясняют рейтинги популярности политиков и многое другое.

Информация в социологии делится на два подвида: информация социальная и информация социологическая, каждая обладает своей спецификой.

Информация социальная – это совокупность знаний, сведений, сообщений о процессах, происходящих в обществе. Информация в широком смысле включает, вбирает в себя всю информацию, вращающуюся в обществе. Информация в узком смысле слова отражает интересы людей, их взаимодействия, потребности. Социальная информация отличается от других видов информации тем, что она выражает сущности, типы информации, принадлежащие определенному социальному слою, коллективу, общественному институту. Влияние общества на социальную информацию проявляется в ее содержании, назначении и формах использования. Отсюда возможна классификация социальной информации по источникам, средствам фиксирования, передаче, характеру использования.

Информация социологическая - специфическая форма научной информации. Суть её в том, что она базируется на социальных фактах и оперирует теориями. Она по новому отражает мир и человеческий опыт, обладает признаками, вытекающими из методологии социологических исследований. Её признаки – точность, четкость, объективность, глубинность, систематичность, всеобъёмность. Все признаки соответствуют качественным и количественным методам измерения, используемым в социологии.

Первичная социологическая информация носит инновационный характер, собрана собственными силами при помощи методов социологического исследования. Вторичная социологическая информация представляет собой данные, которые уже существовали ранее, использовались в других исследованиях или были добыты и представлены учреждениями. Она выглядит в виде числовых показателей, отражающих факты, социальные явления и процессы в социологии, которые называются социальными индикаторами. Социологическая информация носит инициативный характер, за счет её в ходе эмпирических исследований происходит прирост нового знания, идет дополнение и уточнение данных социальной статистики, раскрываются намерения и мотивы социальных групп.

Наши рекомендации