Как называется функция социологии, которая реализуется в выработке научных знаний об обществе?

а) прогностическая

б) методологическая

в) критическая

г) гносеологическая

Какой социальный статус является приписываемым статусом?

а) лидер партии

б) священнослужитель

в) потомок дворянского рода

г) директор учреждения

Какая из характеристик индивида определяет его социальный статус?

а) старший сын

б) любимый сын

в) упрямый сын

г) заботливый сын

К социальным группам относятся

1) сословия

2) партии

3) общественные движения

4) все вышеперечисленное

6. В каком веке социология оформилась как наука:

а) в XVII;

б) в XVIII;

в) в XIX;

г) в XX?

7 . Что, по мнению Т. Гоббса, обеспечивает единство общества:

а) государство;

б) добровольное согласие людей;

в) мораль;

г) религия?

8. Какая концепция принадлежит Ж.-Ж. Руссо:

а) общественного договора;

б) общественного насилия;

в) общественного призрения;

г) общественного согласия?

Какие факторы в развитии общества считали главными

Ш. Монтескье и современные ему французские философы:

а) моральные;

б) научные;

в) природные;

г) стихийные?

10. Какую стадию развития человеческого духа не выделял О. Конт:

а) естественную;

б) метафизическую;

в) научную;

г) теологическую?

11. Какой метод О. Конт считал определяющим для социологии:

а) исторический;

б) логический;

в) психологический;

г) статистический?

12. Какую идеологию исповедовал Г. Спенсер:

а) анархизм;

б) интеракционизм;

в) либерализм;

г) тоталитаризм?

13. Приверженцем какого методологического направления был Э. Дюркгейм:

а) агностицизм;

б) социальный номинализм;

в) социальный реализм;

г) социалистический реализм?

14. Как предлагал рассматривать социальные факты Э. Дюркгейм:

а) как вещи;

б) как процессы;

в) как структуры;

г) как явления?

15. Что такое «аномия»:

а) отклоняющееся поведение;

б) социальная болезнь;

в) ценностно-нормативный вакуум;

г) эстетическое уродство?

16. Какой тип социального действия не рассматривал М. Вебер:

а) аффективное;

б) эффективное;

в) целерациональное;

г) ценностно-рациональное?

17. Кто считается основателем формальной социологии:

а) М. Вебер;

б) Э. Дюркгейм;

в) Г. Зиммель;

г) Г. Спенсер?

18. Как Г. Зиммель трактовал историческую истину:

а) как отражение исторической действительности;

б) как результат человеческого понимания;

в) как результат борьбы классов;

г) как случайный результат разнокачественных взаимодействий?

19. Какой вид подчинения не выделял Г. Зиммель:

а) внутреннему побуждению;

б) группе;

в) закону;

г) личности?

20. Какой тип культуры не рассматривается П. Сорокиным:

а) идеалистический;

б) идеациональный;

в) материалистический;

г) чувственный?

21. Как П. Сорокин определял социальную стратификацию:

а) совокупность социальных классов;

б) совокупность взаимодействующих общественных групп;

в) дифференциацию некоторой совокупности людей на классы в иерархическом ранге;

г) иерархическое подразделение членов общества в зависимости от объема их социального капитала?

22. Какое важнейшее понятие лежит в основе теории Т. Парсонса:

а) социальное действие;

б) социальный институт;

в) социальная структура;

г) социальная стратификация?

23. Какую подсистему Т. Парсонс считал ответственной за обеспечение единства общества:

а) культурную;

б) политическую;

в) социальную;

г) экономическую?

24. Что является важнейшим механизмом легитимации по П. Бергеру и Т. Лукману:

а) первичные знания;

б) рудиментарные теоретические утверждения;

в) явные теории легитимации;

г) символические универсумы?

Как возникает социальный порядок согласно П. Бергеру и

Т. Лукману:

а) в силу институционализации поведенческих схем;

б) устанавливается государством;

в) постепенно создается в повседневной жизни;

г) конструируется индивидами?

26. Какой подход использует Н. Луман:

а) логико-математический;

б) эмпирико-статистический;

в) системно-теоретический;

г) качественно-социологический?

27.Что не было присуще дореволюционной российской социологии:

а) использование достижений других социальных наук;

б) участие в общественной жизни;

в) использование результатов зарубежных социологов;

г) склонность к построению «башни из слоновой кости»?

28. Кто считается автором первого российского сочинения по социологии политики:

а) М. Ковалевский; б) Г. Плеханов;

в) А. Стронин; г) Б. Чичерин?

Методические рекомендации к семинару «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В РОССИИ»

Вопросы:

1. Общество как целостная социокультурная система.

2.Социальная структура общества: типы и основные элементы.

3.Понятие и содержание социальной стратификации и социальной мобильности.

4.Социальная структура современного российского общества, динамика его изменений.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1.Неравенство и стратификация современного и традиционного обществ: сравнительное исследование.

2. Анализ социальной структуры современного американского общества.

3. Средний класс на Западе и в России: социальные границы, тенденции развития.

4. Богатство и бедность в современной России.

5. Социальная мобильность в России.

Литература

1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.

2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

4. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

6. Полозов В.Р. Социальное развитие: тенденции современного российского общества. - СПб., 2004.

7. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.

8. Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.

Методические рекомендации:

Первый вопроспосвящен рассмотрению общества как целостной социокультурной системы. Необходимо дать определение данного понятия, раскрыть основные его элементы и признаки.

Изучая общество, выделяют, прежде всего, социальные элементы. Это – человеческий индивид, семья, класс, социальный слой, национальная общность, государство и другие социально значимые структуры. Однако общество – это социокультурный мир, т.е. мир не только социальных, но и культурных элементов (воспитание, образование, традиции, обычаи, художественная культура, факторы производства, распространения, хранения и потребления культуры). Нельзя рассматривать ни одного социального элемента, из составляющих общество, без воздействия на социум любого из перечисленных элементов культуры.

Основными функциями общества как социокультурной системы являются: гарантия и защита социального поля всех подсистем, особенно личности, в границах общества; разработка стандартизированных норм и духовных ценностей развития в виде структурированных ролей; объективная связь с процессом социализации; осуществление социального контроля и согласования деятельности социальных элементов с функционирующей системой.

Отдельно следует остановиться на типологии обществ: с точки зрения наличия письменности; уровней управления и степени социальной дифференциации; способа производства.

Во втором вопросеследует раскрыть генезис взглядов социологов и философов на социальную структуру общества, определить ее сущность и содержание, рассмотреть закон социального неравенства, а также исследовать социальные процессы, социальные отношения и их роль в формировании социальной структуры общества.

Целесообразно рассмотреть основания определения социальной структуры общества: формы собственности; состояние общественного труда; территориально-поселенческое основание; этническое, семейное, демографическое и нормативное основания. Особое внимание следует уделить определению типов, видов социальных структур и критериев их выделения, проанализировать основные элементы социальной структуры.

Третий вопроспосвящен анализу содержания социальной стратификации и социальной мобильности. Необходимо вычленить понятие социальной стратификации в концепции П.А. Сорокина, рассмотреть структурный функционализм и конфликтные теории о возникновении, структуре общественного неравенства и формировании социальной стратификации (М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).

Особое внимание необходимо сосредоточить на определении социальной стратификации как совокупности расположенных в вертикальном порядке социальных слоев в соответствии с различным престижем, собственностью и властью. Социальная стратификация означает не просто различное положение в обществе отдельных индивидов, семей или целых страт, но именно неравное их положение. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Стратификация как важнейший элемент общественной жизни тщательно изучается с помощью объективного и субъективного методов.

Важнейшими измерениями социальной стратификации являются: отношение к собственности, власти, размеры доходов, богатство, престиж, образование, профессия, квалификация, социальные нормы, модели поведения. Основными понятиями стратификационного анализа выступают: социальный класс, социальный слой, социальная группа.

Социальная стратификация непосредственно связана с социальной мобильностью, представляющей собойсовокупность социальных перемещений в обществе, т.е. изменений своего статуса. Следует подробно остановиться на видах (межпоколенной и внутрипоколенной) и типах (вертикальной и горизонтальной) социальной мобильности, а также индивидуальной и групповой мобильности. Каналами социальной мобильности являются: школа, армия, церковь, политические и профессиональные организации; институты, производящие и распределяющие ценности; семья и брак. Нужно остановиться на понятии маргинальности и ее типах: экономической, политической, религиозной; естественной, предписанной, экстремальной.

Четвертый вопроспосвящен рассмотрению социальной структуры современного российского общества, динамики его изменений. Следует проанализировать социально-экономические реформы 80-90-х годов ХХ века и становление в современной России социальной структуры нового типа, основания и важнейшие характеристики социальной стратификации в стране на рубеже XX - XXI веков.

Тесты для закрепления материала:

Наши рекомендации