Программа конфликтологического исследования
Программа конфликтологического исследования — это документ, в котором излагаются основные задачи, методологические предпосылки, гипотезы исследования, а также проводится анализ конкретных изучаемых явлений и процессов конфликтного взаимодействия и указываются правила, процедуры и логическая последовательность операций, направленных на проверку выдвинутых гипотез.
Программа конфликтологического исследования имеет две части — методологическую и процедурную. Методологическая часть должна включать в себя следующие пункты: обоснование и формулирование проблемы анализа, определение объекта и предмета исследования, определение цели изучения, логический анализ основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, определение задач исследования. Процедурная часть состоит из составления стратегического плана исследования и формулирования основных процедур сбора и обработки первичных данных.
Методы оценки внутриличностной
конфликтности человека
Для оценки внутриличностной конфликтности используется множество методов. Наиболее распространенным является индивидуальная беседа, в процессе которой исследователь может применять различные психологические техники и приемы. При проведении комплексных исследований обычно используется блок психологических методик, целью которых является выявление наличия внутриличностных конфликтов у обследуемого..
Адаптированная Е. Ивановой и А. Светличным методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томасавыделяет пять типов реагирования человека (соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) и дает объяснения. Определение стилей реагирования и их толкование осуществляются следующим образом.
Так как методика основана на принципе выбора, через минимальное количество баллов определяется отвергаемый способ реагирования. По мнению авторов, отвергаемый тип поведения тесно связан с отвергаемой на бессознательном уровне потребностью. Внутриличностный конфликт выявляется через сравнение предпочитаемого и отвергаемого стилей поведения.
Для анализа поведения применяется схема трансактного анализа Э.Берна. На ее основе позиция Родителя проявляется через сопротивление, позиция Взрослого — через сотрудничество, а позиция Ребенка — через избегание и приспособление. Через компромисс реализуется позиция Ребенка и Родителя, т. е. в данном случае разнонаправленные позиции соединяются, и такой стиль реагирования в конфликте имеет большую эмоциональную нагрузку, что, в свою очередь, провоцирует и усиливает существующий внутриличностный конфликт.
Предпочитаемые и отвергаемые стили реагирования анализируются также через соотношение своих интересов и интересов противника. Это помогает выявить конфликт внутриличностных интересов.
Методика определения уровня внутриличностной конфликтности Шипиловавыделяет шесть видов внутриличностного конфликта:
• мотивационный (между «хочу» и «хочу»),
• нравственный (между «хочу» и «надо»),
• ролевой (между «надо» и «надо»),
• адаптационный (между «надо» и «могу»),
• конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»),
• неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).
Целями данной методики являются:
—определение степени, уровня внутриличностной конфликтности;
—выявление наиболее значимых и глубоко переживаемых внутриличностных конфликтов;
—определение основной, ведущей сферы актуальной внутриличностной конфликтности: мотивационной, долженствования или самооценки.
Методы оценки межличностной
конфликтности человека
В психологии отсутствует методика, целью которой является определение уровня межличностной конфликтности человека, поэтому в исследованиях этого явления используются соответствующие шкалы, входящие в состав уже апробированных и применяемых для диагностики различных личностных сфер человека методик. Эти шкалы ориентированы на выявление выраженности качеств, свойств и состояний, которые являются маркером повышенной конфликтности личности.
Конфликтность личности — это свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Таким образом, высокая личностная конфликтность человека ведет к постоянному провоцированию им напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблемной ситуации при взаимодействии может не возникать. Конфликтность личности обусловлена совокупным влиянием следующих факторов:
—психологических факторов, а именно темперамента, уровня личностной агрессивности и психологической устойчивости, уровня притязаний, актуальным эмоциональным состоянием индивида на момент взаимодействия, возможной акцентуацией характера;
—социально-психологических факторов, среди которых важное значение имеют социальные установки, ценности, отношение к оппоненту. Направленность во взаимодействии с партнером «на себя», уровень компетентности в общении;
—социальных факторов: условий жизни, деятельности, наличия возможности расслабиться, отдохнуть, специфики социального окружения, общего уровня культуры, наличия определенных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых потребностей.
Опросник А.Басса — А.Даркиопределяет индивидуальный уровень (индекс) агрессивности и раздражительности личности, который может быть низким, средним или высоким. Данная методика понимает агрессию как комплексное явление, которое отражается в различных формах агрессивных и враждебных реакций. К таким реакциям относятся физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, зависть, подозрительность.
Методика диагностики МЛО Т.Лирипозволяет изучить конфликтные отношения в малых группах и выделить преобладающий тип отношения личности к окружающим. Всего существуют восемь типов, из них наиболее высоким уровнем конфликтности отличаются прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический. Высокая конфликтность личности означает наличие более восьми баллов по одному из этих типов.
Личностный опросник Г.Айзенкавыявляет уровень конфликтности через соотношение шкал «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность», где высокий уровень нейротизма свидетельствует о возможности конфликтного поведения личности.
16-факторный личностный опросник Кеттеллаприменяется для диагностики конфликтных личностей, а именно для выявления их психологических особенностей, среди которых преобладают такие качества, как скрытность, практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость, честолюбие, стремление к лидерству.
Методика «Q-сортировка»диагностирует и измеряет уровень тенденции к зависимости-независимости, общительности-необщительности, стремления к борьбе — избегания неудачи как поведенческих проявлений членов конкретной группы. Высокая конфликтность связывается с высокими показателями по шкале стремления к борьбе, которое рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в данной группе.
Опросник К.Томасаопределяет ведущие стратегии поведения в ситуациях конфликта, основными из которых являются следующие пять: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Также указывается и оптимальная форма поведения, предполагающая применение в процессе конфликта всех пяти стратегий, но по каждой из них существует оптимальный средний показатель. Ведущей стратегией является именно та, которая преобладает в данном тесте. На выбор стратегии поведения оказывают влияние различные личностные и социальные факторы — возраст, тип и особенности деятельности, условия деятельности, склонность кнормативному или асоциальному поведению. А ориентация на конкретную стратегию поведения в конкретном конфликте связана с преобладанием определенного отношения к окружающим и участникам конфликта, а также уровнем агрессивности самой личности.