С о ц и а л ь н а я с т р а т и ф и ка ц и я
Анализ социальной структуры общества позволяет сделать вывод о том, что социальная структура представляет собой и структуру дифференциации общества, и вытекающую из этого систему социального неравенства. Существуют два основных вида неравенства:
1) естественное неравенство, обусловленное естественными различиями людей (пол, возраст, физические и психические данные и др.);
2) социальное неравенство, порождаемое социальными факторами (разделением труда, укладом жизни, обладанием тех или иных благ, уровнем образования, властными полномочиями и т. д.).
Для первобытного общества наиболее характерным является естественное неравенство, так как распределение статусов и ролей осуществлялось, как правило, с учетом естественных различий людей (женский труд, мужской труд, детский труд и т. д.). В современном обществе основным является социальное неравенство, т. е. неравенство, обусловленное социальными факторами, хотя и естественные различия также имеют определенное значение.
В основе социальной стратификации - иерархической организации различных слоев общества, совокупность социальных институтов и отношений между ними, лежит деление общества на страты - большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества. Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации.
Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что в ней не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Уходит одни поколения людей, а их места (статусы) занимают другие; появляются новые виды деятельности, новые профессии, новые социальные статусы; индивид на протяжении своей жизни неоднократно может (вынужден) менять свое социальное положение и т. д. Перемещения людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называются социальной мобильностью.Различают следующие виды социальной мобильности:
• вертикальная восходящая и нисходящая мобильность. Например, индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах или наоборот, теряет престижную работу, его фирма банкротится и т.д.;
• горизонтальная мобильность - перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
• индивидуальная мобильность - отдельный индивид перемещается и социальном пространстве в том или ином направлении;
• групповая мобильность - целые социальные группы, социальные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных шахт становятся работниками других сфер.
Перемещение больших социальных групп особенно интенсивно происходят в периоды структурной перестройки экономики, острых социально-экономических кризисов, больших социально-политических потрясений (революция, гражданская война и др.). Например, революционные события 1917 г. в России привели к свержению старого правящего класса и формированию новой правящей элиты, новых социальных слоев.
Смена социальных позиций (статусов) требует от индивида (группы) немалых усилий. Новый статус, новая роль, новая социокультурная среда диктуют свои условия, свои правила игры. Бывает так, что человек, потеряв свою социокультурную среду, не может адаптироваться в новой. Тогда он как бы «застревает» между двумя социальными слоями, между двумя культурами. Например, разбогатевший бывший мелкий предприниматель пытается попасть в более высокие слои общества. Он как бы выходит из своей старой среды, но и для новой среды он чужой - маргинал. Маргинальность- понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре, но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал - это тот, кто считает, что его нынешнее положение является временным или случайным. Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. «Естественная» маргинальность не имеет массового и долговременного характера и не представляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.