Типы социальных конфликтов

Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты — это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Прикладное социологического исследование.

Социологическое исследование-совокупность теоретических и эмпирических процедур, направленных на получение информации о социологических процессах.
Прикладное социологическое исследование — это исследование, ориентированное на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной проблемы в конкретной социальной ситуации и на конкретном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного исследования ранее полученное теоретическое знание используется уже в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении научного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.

Конкретное социологическое исследование понимается как планомерное использование научных методов для изучения конкретного фрагмента реальности, касающейся жизни общества. Такое исследование осуществляется на всех уровнях социологической науки.

На базовом уровне социологии такие исследования называются конкретными. Они носят четкую практическую направленность. При этом вполне могут быть подчинены и целям научного изучения социума.

Этапы социологического исследования:

1. Подготовительный. Формируется коллектив исследователей, решаются организационные вопросы, составляется программа исследования, печатаются анкеты.

2. Полевые работы. Сбор первичной информации до нескольких месяцев.

3. Обработка полученных данных на компьютере.

4. Анализ информации.

5. написание отчета.

Виды:

1. По масштабности: международные ( 2,3 и более стран), общенациональные ( граждане 1 страны), региональные ( н-р какая то область), локальные ( конкр населенный пункт), отраслевые ( по профессии).

2. По продолжительности: разовые и повторные.

3. По решаемым задачам: разведываетльные, описательные, аналитические.

Первый вид, разведывательное – это исследование самого элементарного уровня, которое позволяет решать достаточно узкий круг задач. В ходе такого вида исследований испытывается инструментарий (документы): опросные листы, анкеты, карточки и т.д. Как правило, обследуются группы лиц, количеством не более ста человек. Это социологическое исследование обычно предшествует более серьезному исследованию проблемы. В его ходе уточняются гипотезы, цели, вопросы и задачи.

Описательное – это исследование более сложного уровня анализа. Таким способом изучают эмпирическую информацию, которая способна дать более целостное представление относительно изучаемого явления общественной жизни. Объектом анализа выступает большая группа индивидов социума (к примеру, большой трудовой коллектив).
В таком исследовании применяют множество способов сбора информации, что существенно повышает их достоверность и полноту, позволяя делать более глубокие выводы.

Аналитическое – социологическое исследование самого высокого и серьезного уровня. Оно не просто описывает изучаемые явления, но и выясняет причины, которые лежат в их основе. В ходе такого исследования изучается совокупность факторов, которые обосновывают определенное социальное явление. В большинстве случаев исследования такого характера завершают разведывательные и описательные этапы.
Функции социологического исследования:

1. Познавательная - получение новых знаний об изучаемых объектах. Она выражается в том, что наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

2. Практическая - выработка практических рекомендаций с целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.

3. Нормативно-ценностная - выражение целей, норм, ценностей, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.

4. Гносеологическая - конкретизация основных вопросов теории познания, применительно к данному познавательному процессу. Выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

5. Информационная - сбор и обработка информации, ознакомление общественности с результатами исследования, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

6. Логическая - последовательное выполнение основных этапов и отдельных исследовательских процедур. Заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

7. Организационная - регулирование деятельности исследовательского коллектива, созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

Методы сбора эмпирической информации в социологическом исследовании.

Существуют три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения, однако, столь многообразна, что некоторые модификации приобрели статус самостоятельных методов, например интервью или анкетного опроса. Но любые разновидности использования того или иного класса методов опираются на единые, общие правила.
Особое положение в комплексе приемов сбора первичных данных занимают экспериментальные методики и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы их обработки. Психологические и социально-психологические тесты заимствуются социологом из смежной области знания, и мы будем принимать их как методы получения первичных данных. Экспериментальные же процедуры целесообразнее отнести к приемам анализа, так как здесь социолог выступает автором построения самой логики изучения связей и зависимостей явлений, фиксированных теми или иными методами: путем наблюдения, опроса или по документам.

Наши рекомендации