Риложение и дополнение для расширения кругозора.
Большое влияние на становление социологии оказала социальная статистика
Ломбер Адольф Жак Кетле (1796—1874) – выдающийся франко-английский ученый, математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции, организатор первого международного статистического конгресса (Брюссель, 1853)
Основные социологические идеи Кетле изложены в книгах: «Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей»(1835, т. 1-2) «Социальная система и законы, ею управляющие» (1866),
Социология должна стать образцом новой исследовательской деятельности, ориентированной на конкретные прикладные проблемы
Полнота и точность знаний об обществе и человеке зависят от технических возможностей статистики
Существует два основных вида причинно-следственных связей и действующих факторов:
социальные константы, т. е. факторы, воздействующие на социальную ситуацию постоянным образом (пол, возраст, профессия, религиозные и хозяйственные институты и др.), и
случайные факторы, действия которых вносят отклонения от средней тенденции
Задача научной социологии состоит в том, чтобы методами статистики измерить границы этих отклонений и выявить определяющие их факторы
Социальные законы, таким образом, - это законы больших чисел, статистическая зависимость между случайными социальными событиями
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
«О. Конт и позитивизм» (1865)
Социальная наука должна рассматривать человека в широком историческом и культурном контексте
Не существует универсальных законов общества самих по себе
Те законы, которые интересуют социолога, суть проявление более фундаментальных законов психологии в конкретных условиях истории и культуры
Социальные явления не объясняются до конца психологическими
Но, ограничиваясь анализом только социальных фактов, социология может рассчитывать лишь на относительное знание, лишенное универсальной онтологической основы и фундаментальности, которыми обладают законы психологии
Милль предложил ряд приемов логического эксперимента, позволяющего обнаруживать причинно-следственные отношения между рядами фактов
Конкретные формы общественной жизни являются следствием действия постоянных законов «человеческой натуры» и многообразных исторических обстоятельств
Социология должна изучать не индивидуальное, а массовое поведение, социальные законы по своей природе являются статистическими
Вильгельм Дильтей (1833-1911)
«Введение в науки о духе»
«Описательная психология»
Подверг критике позитивизм с философских позиций
Стремился обособить общественные науки - «науки о духе» от естествознания - «наук о природе»
Природная реальность всегда предстает в сознании человека, в его познавательной деятельности как нечто, имеющее феноменальный характер
Естествознание стремится обозреть данные органов чувств как результат воздействия природы, понимаемой как нечто целостное и завершенное
Естественнонаучные высказывания всегда остаются чисто объясняющими высказываниями, сводя чувственность к чему-то элементарному, самоочевидному
В «науке о духе» нет и принципиально не может быть никакой «феноменальности», не может быть абсолютного разделения субъекта и объекта, личности и истории
Специфика наук о духе должна быть выведена из сопоставления их методологических оснований с принципами организации научного знания в естественных науках, из исследования специфических условий получения знания, существующих в «науках о природе» и в «науках о духе»
Человек, исследующий историческую реальность, обращающийся к истории с целью выявления собственной сущности, определения своего жизненного признания, своего исторического предназначения, эту историю сам и творит
История - это история человека, преследующего свои цели
Общественные дисциплины должны не «объяснять», а «понимать» социальные явления
«Понимание» основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие
Задача «понимания» в том, чтобы ощутить себя в «идеальной одновременности» с людьми давно ушедших эпох, пережить возможности их бытия как свои собственные, а тем самым обнаружить нереализованные потенции собственного бытия
«Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем»
Возможность этого постижения заложена в природе человека, обусловливающей сходство психических структур различных людей
Это сходство делает возможным сопереживание и сочувствие, которые выступают как основа понимания, позволяющего расшифровывать и описывать все многообразие состояний и движений чужого внутреннего мира
Такой метод называется «интроспекция» Происхождение классов, политических партий и государства происходит, главным образом, под действием разнообразных психических сил
Многие из этих сил – в особенности воля – предопределяются самой природой человека и в силу этого выступают в качестве постоянных детерминант исторического процесса
Невозможно рациональное целенаправленное преобразование общества
«Стремление к властвованию и развивающееся из него в истории культуры стремление к приобретению собственности основаны на природе самой воли... Поэтому-то эти побуждения и вытекающие из них отношения исчезнут, вопреки всяким мечтаниям, лишь вместе с самим человечеством»
Социальную структуру общества порождают разграничения индивидуальных различий в рамках единообразной природы человека
Для социологического знания и познания важен учет конкретного общественно-исторического окружения познающего субъекта и выдвижения определенных критериев научности полученного знания (общеобязательности и общезначимости его как продукта понимающей интерпретации)
Габриэль Тард (1843-1904)
«Законы подражания»,
«Социальные законы»,
«Мнение и толпа»
Выступил с критикой позитивизма
Общество – продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные или «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии
«Социология должна исходить из отношения между двумя умами, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися массами»
Законы социологии должны распространяться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния общества
Требовать основных социальных фактов надо не от внутреннемозговой психологии, но от междумозговой психологии, которая изучает происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего двумя индивидуумами
Разнообразные группировки и комбинации этих основных социальных фактов и образуют затем так называемые простые социальные явления, составляющие необходимую основу всех социальных отношений
Тремя основными социальными процессами являются:
повторение (подражание),
противоположение (оппозиция),
приспособление (адаптация)
«Теория подражания»:
основной движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого сообщества, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию
Подражание – явлении, предшествующее всякой взаимопомощи, разделению труда и договору
Все главнейшие акты общественной жизни совершаются под владычеством примера
«Законы подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его существования, поскольку «всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключительно только социальным явлениям»
Единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей
Глубинная причина общественного прогресса – подражание, поскольку, с одной стороны, любое изобретение, потребность в нем «сводимо... к первичным психологическим элементам, возникающим под влиянием примера», с другой – поскольку благодаря подражанию (существующему также в форме традиций, обычаев, моды и т. д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и изобретений в жизнь общества
Основной закон – закон подражания низших слоев общества высшим
«Любое, самое незначительное нововведение стремится распространиться по всей сфере социальных отношений, – при этом по направлению от высших классов к низшим»
В обществе реализуются три основных типа подражания:
взаимное подражание,
подражание обычаям и образцам и
подражание идеалу
Механизм действия «законов подражания» определяется преимущественно верованиями и желаниями, являющими собой некую субстанцию социального взаимодействия людей
Именно через согласие и разногласие взаимно укрепляемых и взаимоограничиваемых верований и желаний организуется человеческое общество
Общество имеет скорее юридические, нежели экономические основания, поскольку оно базируется на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей
Противоположения («оппозиции») – второй (после подражания) основной социальный процесс
«Оппозиция» – своеобразная форма социального конфликта
Наличие общественных противоречий обусловливается взаимодействием сторонников противоположных социальных изобретений, выступающих в качестве конкурирующих моделей подражания
Преодоление таких ситуаций во многом происходит в силу действия третьего основного социального процесса - приспособления (адаптации)
«Элемент социального приспособления лежит, в сущности, во взаимном приспособлении двух людей, из которых один словом или делом отвечает вслух на высказанный или молчаливый вопрос другого, так как удовлетворение потребности, как и решение задачи, есть только ответ на вопрос»
«Адаптация» – доминирующий момент социального взаимодействия
Классовая борьба является отступлением от правил «нормальной жизни»
Главным моментом межклассовых отношений выступает не борьба, а сотрудничество
«Низшие классы» должны осуществлять восхождение по ступеням общественной иерархии путем абсолютного подражания «высшему классу»
Роль важного фактора, уничтожающего расстояние между социальными классами, может сыграть «вежливое обращение»
Проблема «психологии толпы» и механизмов формирования общественного мнения
Толпа – собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов
Формирование толпы происходит в результате двоякого действия механизма подражательности
Толпа – это собрание существ, поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они, не подражая друг другу теперь, походят друг на друга, так как общие им черты являются старинными копиями с одного и того же образца
Общие черты толпы, объединяющие ее участников – вера, страсть, цель, «коллективное самолюбие», эгоизм и односторонняя иррациональная подражательность
Все виды толпы можно подразделить на 1) выжидающие, 2) внимающие, 3) заявляющие о себе и 4) действующие
Существуют два различных зародыша общества – семья и толпа
В деревенских обществах господствует семейное начало, в городах же господствует толпа
Толпа – форма организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры
Применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «толпе», а о «публике»
Публика – социальное объединение, формирующееся под воздействием различных средств массовой коммуникации
Публика – духовно целая группа «рассеянных» в пространстве индивидов, для которой характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, «заражения без соприкосновения», общность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание
В публике каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже, чем интеллект большей части составляющих ее людей
Желательно преодоление нетерпимости со стороны «всякой толпы» (или нации, среди которой господствует «дух толпы») и «постепенная замена толпы» публикой, пocкoльку это замещение «всегда сопровождается выигрышем в терпимости»
Человек становится преступником, а не рождается им
Существует лишь очень немного людей, которые всегда и везде совершали бы преступления, естественные или нет
И лишь очень немногие никогда и нигде не поддались бы искушению их совершить
Огромное большинство состоит из лиц, остающихся честными по милости судьбы, или из таких, кого толкнуло на преступление несчастное стечение обстоятельств
Преступник – «социальный экскремент» общества, сформировавшийся в соответствии с законами подражания и приспособления
Гюстав Лебон(1841-1931), французский социальный психолог, антрополог и археолог
«Психологические законы эволюции народов» «Психологии революции» «Психология толпы»
Основным инструментом познания общественных процессов и истории должна быть модифицированная психология
Психология ориентируется не столько на познание сознательных поступков людей, сколько на неосознаваемые моменты душевной жизни, поскольку «скрытые, ускользающие от нас мотивы» поведения формируются благодаря «наследственному влиянию» в «бессознательном субстрате» психики
Законы истории действуют «со слепой правильностью механизма»
Столкновение с этими законами приводит к неизбежному поражению человека
Каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, и от него-то и происходят его чувства, его идеи, его учреждения, его верования и его искусства
Нравственные и интеллектуальные признаки, ассоциация которых образует душу народа, представляют синтез прошлого опыта
В жизни европейского общества в конце XIX - начале XX века начался качественно новый этап развития – «эра толпы», отличительным признаком которой является «замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы»
Толпа – группа людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами
Характерные черты толпы:
зараженность общей идеей,
сознание непреодолимости собственной силы,
утрата чувства ответственности,
нетерпимость,
догматизм,
восприимчивость к внушению,
готовность к импульсивным действиям и
бездумное следование за лидерами
Наступление «эры толпы» – начало упадка цивилизации
В толпе происходит деперсонализация и деиндивидуализация людей
Каковы бы ни были составляющие толпу индивиды, как бы сходны или несходны они ни были между собой по своему образу жизни, занятиям, характеру или интеллигентности, один лишь факт принадлежности их к толпе достаточен для образования у них своего рода коллективной души, благодаря которой они совсем иначе чувствуют, мыслят и действуют, чем чувствовал, мыслил и действовал бы каждый из них в отдельности
Поведение людей в толпе носит бессознательный и избыточно эмоциональный характер
Это поведение обусловливается действием бессознательного закона «духовного единства толпы»
Индивид в толпе превращается в некий безвольный автомат с подавленными рациональными началами, присущими отдельной человеческой личности
Утрата личностных свойств индивида и индивидуальных черт личности ведет к превращению человека в иррациональное существо, стремящееся к немедленной некритической реализации внушениях ему идей
Существует два основных типа толпы: «разнородной толпе» (различные группы, парламентские собрания и т.д.) и «однородной толпе» (касты и классы)
«Различные человеческие расы отличаются между собой не только очень большими анатомическими различиями, но и столь же значительными психологическими различиями»
Даже в отдаленной перспективе слияние рас невозможно
Социализм – общество, состоящее из толп не приспособленных к жизни людей и дегенератов
Социалистический строй в виде «государственного социализма», по-видимому, будет неизбежно установлен в какой-то европейской стране (скорее всего в Италии), либо путем эволюционного «мирного введения законными мерами», либо путем непременно верхушечного социального переворота, при котором в случае подрыва духа армии ее удастся направить на насильственное решение внутриполитических задач
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
«Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»,
«Психология масс и анализ человеческого «Я», «Беспокойство в культуре»
Началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму
Ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы
В каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства), жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение
Духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков
Важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения)
Человеческая жизнедеятельность – результат борьбы Эроса и Танатоса
Эти инстинкты являются основными двигателями прогресса
Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств
Неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения
Расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний
Подавление и реализация сексуального инстинкта составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека
Носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), энергия сексуального влечения или половой голод
Энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом
Пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов
Комплексы – совокупность неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений влияющих на поведение и здоровье человека
Наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа – неосознаваемая установка, основным содержанием которой является эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу
Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит
Данные тенденции и влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются их носителями
В психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека
Эдипов комплекс есть биопсихологический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста
В период формирования психики и личности человека вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (сублиминальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов
Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс; кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом
Учение о трех принципах психической деятельности: принципе постоянства, принципе удовольствия и принципе реальности
Совокупное действие этих принципов обеспечивает формирование и функционирование личности, выступая в роли мощных мотивационных стимулов деятельности
Принцип постоянства – тенденция поддерживать количество психического возбуждения на относительно постоянном уровне
Принцип удовольствия (наслаждения) состоит в инстинктивном стремлении к достижению удовольствия (наслаждения), с одной стороны, и избеганию неудовольствия (боли, страдания и т. л.) - с другой
Принцип удовольствия находится в подчинении инстинкту смерти и действует согласованно с ним
Принцип реальности обеспечивает приведение в известное соответствие с требованиями внешнего мира (реальности) бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия
Принцип реальности является тенденцией, формирующейся в процессе становления личности, в то время как принципы постоянства и удовольствия выступают имманентными тенденциями организма
Основная направленность формирования и развития личности характеризуется противоречивым, но постепенным переходом ее от ситуации безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его принципом реальности
Борьба тенденций удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную природу личности, которая существенно усиливается полярно двойственной природой человеческих чувств
Все человеческие чувства противоречивы по природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций
Отношение субъекта к объекту характеризуется одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств (симпатии и антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции
«Руководящими чувствами» являются страх смерти и чувство вины
Структурная теория личности
Личность – противоречивое единство трех взаимодействующих сфер:
«Оно»,
«Я» и
«Сверх-Я»
Главенствующая сфера личности – «Оно» – вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению
Ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом - принципом удовольствия (наслаждения)
В «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса
«Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях
«Я» происходит от комплекса Эдипа и являет собой разумность и рассудительность
«Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира
«Сверх - Я» возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств
Сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние друг на друга
Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными «защитными механизмами», образовавшимися в результате эволюции человека
«Защитные механизмы»
«Сублимация» – процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом
«Вытеснение» – бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания
«Регрессия» – переход на более примитивный уровень мышления и поведения
«Проекция» – неосознанное перенесение
«Приписывание» – собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям «Рационализация» – бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения, даже в тех случаях, когда они иррациональны
«Реактивное образование» – изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную
«Фиксация поведения» – тенденция «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям
Источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность
Творчество – один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений
В результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные, подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности
Характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка
Существуют различные виды характеров и их определенная связь с эрогенными зонами
Эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера
Теория происхождения культуры и религии
Первоначальной исторической формой организации людей, возможно, была орда, над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец
Судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества, возникшие в ней первые стереотипы социального поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой происхождение важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности, религии и других социальных феноменов человеческого существования
Ревнивый и жестокий самец изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды
Данный конфликт имел место в каждой орде
До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им
Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений, сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца
С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец
Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали)
Первобытные люди обрели неведомое им ранее чувство вины, которое испытывали братья перед убитым и съеденным отцом, и чувство страха разделить впоследствии его участь
Эти чувства вынудили братьев-отцеубийц заключить своеобразный общественный договор об отказе от сожительства с женами отца (запрещение инцеста) и об отказе от убийства (запрещение убийства)
Чувство вины и страха привело первобытных людей к установлению табу (норм-запретов поведения) и первых социальных ценностей
Последовательный прогресс цивилизации был во многом обусловлен чувством вины и страха, которое инициировало первые ограничения изначальных и вечных аморальных влечений (инцеста и убийства), вытекающих из Эдипова комплекса
Влечения эти не исчезали, а передавались от поколения к поколению столь стабильно, что вполне отчетливо проявляются и в современных людях, хотя и подавляются, как правило, индивидуальным сознанием и общественной моралью
Установление первых норм-запретов древнего общества (табу) обусловило переход его к другому уровню организации от орды с жестоким и ревнивым самцом во главе к братской общине с коллективной ответственностью, что послужило толчком к развитию общества и цивилизации
Другим весьма важным историческим фактором этого периода было возникновение первобытной религии (тотемизма), суть которой – символическое воскрешение убитого самца в образе зверя-тотема, место которого впоследствии занял Бог
Возникновение религиозных верований и религиозных систем способствовало образованию культуры и прогрессу цивилизации
Среди основных причин, обусловливающих возникновение религии в первобытном обществе, было бессилие людей перед природой
Функции религии первобытного общества
создание иллюзии защиты человека от произвола природы
защита человека от несправедливостей культуры
«Религию можно было бы считать общечеловеческим неврозом навязчивости»
Религиозные иллюзии являлись сильнейшей защитой от невротической опасности для людей, которых они связывали
Существует практически почти неизменная массовая психика
Существует два опорных типа человеческих общностей: толпа и масса
Толпа – неорганизованный конгломерат (сборище) людей
Масса – особым образом организованная толпа, в которой устанавливается некоторая общность индивидов друг с другом: общий интерес к объекту, однородное чувство в определенной ситуации и известная способность оказывать влияние друг на друга
Одним из отличительных признаков массы является либидонозная привязанность к вождю (лидеру) всех членов сообщества и либидонозная привязанность между составляющими его индивидами
Существует два основных типа масс:
массы естественные (т. е. самоорганизующиеся массы) и
массы искусственные (т. е. массы, требующие для своего сохранения известного внешнего насилия)
«Масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Так же, как в каждом отдельном индивиде первобытный человек фактически сохранился, так и из любой человеческой толпы может снова возникнуть первобытная орда; поскольку массообразование обычно владеет умами людей, мы в ней узнаем продолжение первобытной орды»
Исключительную роль в организации и существовании массы играют разнообразные формы проявления либидо, которые «составляют сущность массовой души»
Либидо выполняет две важнейшие функции:
1) как главного звена, связывающего отдельных членов массы (индивидов) друг с другом;
2) как мотивационного и установочного начала в поведении отдельных членов и массы в целом
Два наиболее характерных типа либидонозной связанности членов любого человеческого сообщества:
либидонозная связанность по подчинению одному общему лидеру и либидонозная связанность между всеми членами массы
Внутри массы, как участник ее, индивид претерпевает глубокие изменения
Его эффективность чрезвычайно повышается, его интеллектуальная деятельность заметно понижается
Проблема конфликта личности и культуры
«Человеческая культура, с одной стороны, охватывает все приобретенные людьми знания и умения... для удовлетворения человеческих потребностей, с другой стороны, - в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а особенно для распределения достижимых благ» «Человеческая культура зиждется на двух началах: на овладении силами природы и на ограничении наших влечений»
«Культурное строительство общества по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества»
Культура изначально предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой исключительно трудно для него
Каждый человек на деле является противником культуры
Равновесие между требованиями полового влечения и культуры вообще невозможно в силу различной природы человеческой психосексуальности и культуры
Данный конфликт проявляется прежде всего в сфере морали и находит реальное выражение в значительном распространении психонервных заболеваний
Проявляется этот конфликт в ханжеской «двойной» сексуальной морали общества – одной для мужчин, другой – для женщин
«Культура, оставляющая неудовлетворенными столь большое количество участников и ведущая их к восстанию, не имеет перспектив на длительное существование, да его и не заслуживает»
«Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни»
Альфред Адлер (1870-1937)
«Практика и теория индивидуальной психологии»
«Проблемы человеческой природы»
«Наука жизни»
«Стиль жизни»
«Социальные интересы: вызов человечеству»
«Превосходство и социальные интересы»
Примыкая вначале к сторонникам Фрейда, Адлер впоследствии усомнился в правильности фрейдистской интерпретации сексуальности и ее роли в жизнедеятельности человека и общества
Отвергнув пансексуализм Фрейда, он выдвинут ряд идей, которые послужили толчком к пересмотру и других концепций психоанализа
Отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я» и «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении
Социальные побуждения, социальные чувства – основа человеческого существования
Индивид – изначально социальное существо
Индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой
Личность социальна по своему формированию, и она существует только в контексте общественных отношений
Адлер полностью отрицал значение сексуальности, объяснял формирование характера, как и невроза, лишь волей к власти и потребностью индивида компенсировать свою конституциональную неполноценность
Человек характеризуется, с одной стороны, биологической неполноценностью, с другой – соотнесенностью как существа социального со всем человечеством
Индивидуальная психосоциология ориентирована на то, чтобы расшифровать связь бессознательного начала в человеке и его атрибутивной солидарности с прочими людьми
Основным критерием, эффективным индикатором «феноменов психической жизни» выступает «социальное чувство» (или «социальный интерес»), выражающее связь между людьми в человеческой общности в целом
Социальное не отделено от бессознательных влечений человека, а присущие личности социальные чувства и интересы являются биологически врожденными
Социальный интерес тоже врожденное явление, так же как и стремление к преодолению неполноценности
Важнейшие категории индивидуальной психосоциология – «комплекс неполноценности» и «принцип компенсации и сверхкомпенсации»
В силу различного рода неблагоприятных условий для развития личности у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется «комплекс неполноценности» («чувство неполноценности»), который оказывает исключительное влияние на их дальнейшую жизнедеятельность
Чувство неполноценности вызывает у индивида неосознанное стремление к его преодолению
Данное стремление порождается «социальным чувством», в свою очередь обусловленным неспособностью человека жить вне общества
Причиной всех человеческих неудач является недостаточность необходимого уровня социального чувства
Стремясь самоутвердиться среди других, индивид пытается преодолеть («компенсировать») свою реальную или мнимую «неполноценность» путем стимуляции собственных способностей
Существуют различные виды компенсации и соответствующие им «стили жизни»:
1) успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом;
2) сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность,
3) уход в болезнь
Механизмы компенсации и сверхкомпенсации – движущие силы психического развития и доминирующие мотивы человеческой деятельности и поведения
Лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими (компенсация и сверхкомпенсация «комплекса неполноценности») определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличия данного стремления
Ведущим мотивом, направляющим все действия индивида, является некий внутренний план, ориентированный на достижение конечной цели – обеспечение развития личности и благополучия человечества, который дислоцируется в бессознательных слоях человеческой души
Карл Юнг (1875-1961)
«Отношения между Я и бессознательным»,
«Психология и религия»,
«Психология и воспитание»,
«Образы бессознательного»,
«Символика духа»,
«Об истоках сознания»
Познакомившись с теорией Фрейда и поддержав его воззрения, Юнг активно разрабатывал психоаналитические идеи и пытался применить их на практике
Ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры» (в дополнение к «комплексу Эдипа»), под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери
Вскоре отказался от идей пансексуализма и сексуальной этиологии неврозов, что повлекло за собой разрыв с Фрейдом и отход от традиционного психоанализа
Предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации
Простейшие человеческие конфликты остаются неизменными во времени и в пространстве
Структура человеческой психики состоит из четырех универсальных элементов:
личного сознания,
коллективного сознания,
личного бессознательного,
коллективного бессознательного
Коллективное бессознательное – «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа», отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений
Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое и общечеловеческое бессознательное
«Коллективное бессознательное» транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности
«Архетипы» – коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия
«Архетипы» образуют «наиболее древние и универсальные формы мышления», проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец, ребенок, старец, правитель и т. д.)
Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека
Основным «архетипом» личности является «самость», вокруг которой концентрируются все психические свойства человека
«Самость» выступает как субъект целостной психики человека, как центр личности, предопределяющий всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей
«Архетипы» составляют материал сновидений, мифов, религий, искусства и в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике и других видах теоретической и практической деятельности людей
Архаическое наследие человечества мощно и опасно
Психологически люди все еще пребывают на стадии детства
У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихического закрепления культуры
Основой культуры является прогресс символообразования
Развитие культуры и человека – болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей
Трагический разрыв между природой и культурой породил универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды
Индустриальная революция еще более отдалила человека от его бессознательного и природы
Это повлекло за собой усиление коллективных иррациональных сил, психическую инфляцию, обезличивание и атомизацию людей, появление «массового человека» с его труднопреодолимым устремлением к катастрофе
Вследствие этого нарастает опасность возникновения различных массовых психозов и господства тоталитаризма
Существует два основных противоположных типа личностей: экстравертированный (чуждый самосозерцанию, самоанализу, направляющий психическую энергию во внешнюю среду) и интравертированный (обращающий психическую энергию внутрь самого себя)
Карен Хорни (1885-1952)
«Невротическая личность нашего времени»,
«Новые пути в психоанализе»,
«Самоанализ»,
«Наши внутренние конфликты»,
«Неврозы и развитие человека»
Необходимо исследовать не столько «универсальные, общечеловеческие» проблемы, сколько вопросы, вызванные к жизни специфическими жизненными условиями конкретной культуры
Бессознательные побуждения носят эмоциональный или аффективный характер
Сущность человека коренится в чувстве беспокойства, на формирование которого оказывают воздействие раздражительность, лицемерие, безразличие, жестокость взрослых в отношениях к ребенку
Все действия человека являют собой перманентную трансформацию чувства небезопасности (или чувства коренной тревоги)
Это чувство - основная детерминанта поступков человека.
Глобальными принципами, управляющими человеком, обусловливающими его поведение, являются стремление к безопасности и реализации собственных желаний
Конфликт данных стремлений находит свое разрешение в вырабатываемых человеком различных моделях («стратегиях») поведения
Первый тип – это «стремление к людям», т. е. поиск привязанности к людям для того, чтобы обезопасить себя и обрести чувство сопринадлежности к общности
Второй тип («стремление от людей») характеризуется доминированием чувства отчуждения от мира и людей, уменьшением точек соприкосновения с социальной средой, желанием уйти от окружающих, «запереться в себе», построить собственный хотя и иллюзорный, но гармоничный мир
Третий тип («стремление против людей») выступает как желание восстать против ненавистного мира и бороться против него, готовность жить по «закону джунглей», установка на разрушение внешнего мира как на способ достижения гармонии с ним
Соответственно данным типам три типа конфликтной, невротической личности: устойчивый, устраненный и деструктивный
Источники «неврозов нашего времени»:
конфликт между ценностями личности и ее реальным положением в обществе,
противоречие между искусственным стимулированием потребностей и нередкой физической невозможностью удовлетворить их
ШЮЦ Альфред (10.04. 1899, Вена — 20.05.1959, Нью-Йорк)
«Структура повседневного мышления», «Формирование понятия и теории в общественных науках»,
«Феноменология социального мира»
Проанализировал процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, “вторичном” виде
Пытался восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности
Социология науки
Неизбежная ограниченность и специфичность индивидуального опыта преодолеваются благодаря свойственным повседневному взаимодействию идеализациям, складывается стандартизованная типологическая структура восприятия объектов, личностей, мотивов деятельности в повседневной жизни
Повседневные типы (“конструкты первого порядка”) являются основой формирования объективных научных понятий (“конструктов второго порядка”)
Объективные научные понятия связаны с повседневными типами генетически и схожи по способу образования
Таким образом, наука связывается с повседневностью, научные понятия обретают фундамент и историю в повседневном знании и деятельности
В то же время наука утрачивает свое привилегированное положение, теряет право на исключительную объективность и истинность суждений о социальной жизни
Она всего лишь один из институтов, формирующихся в рамках повседневности и удовлетворяющих потребностям повседневной практической деятельности
Более чем на полвека ученых разделяет на две научные школы вопрос о методах исследования общества
Одна из них считает, что методы естественных наук, которые повсюду привели к таким великолепным результатам, являются единственно научными методами, и они поэтому должны быть полностью применимы в исследовании человеческих проблем
Неспособность осуществить это на деле помешала обществоведам разработать объяснительную теорию, сопоставимую по точности с той, что была разработана естественными науками, и поставила под сомнение эмпирическую работу теорий, разработанных в специальных областях знания
Другая научная школа полагает, что существует фундаментальное различие в структуре социального мира и мира природы
Этот взгляд привел к выводу, что методы общественных наук отличны от методов естественных наук
Более чем на полвека ученых разделяет на две научные школы вопрос о методах исследования общества
Одна из них считает, что методы естественных наук, которые повсюду привели к таким великолепным результатам, являются единственно научными методами, и они поэтому должны быть полностью применимы в исследовании человеческих проблем
Неспособность осуществить это на деле помешала обществоведам разработать объяснительную теорию, сопоставимую по точности с той, что была разработана естественными науками, и поставила под сомнение эмпирическую работу теорий, разработанных в специальных областях знания
Другая научная школа полагает, что существует фундаментальное различие в структуре социального мира и мира природы
Этот взгляд привел к выводу, что методы общественных наук отличны от методов естественных наук