Расскажите об этапах методологии исследования систем управления.

Методология исследования системы управления на транспорте представляет собой логическую организацию деятельности человека, состоящую из определённых целей и требований, подходов и принципов в его проведению, выбору и средств методов, определяющих результаты. В практике исследования системы большое значения имеют:

1. отделения реальных проблем от псевдореальных;

2. Отбор реальных проблем по критерию, необходимости их разрешения;

3. Отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

4. Выбор проблем в соответствии с критерием возможности их разрешения.

ЭТАПЫ:

1) Анализируется проблема и совокупность факторов, которые необходимо выделить и учитывать при решении проблем.

Проблема – это несоответствие фактического состояния управление объекта желаемому или заданному.

Описание проблемной ситуации содержит характеристику проблемы (места, время возникновения, сущность, содержание) и ситуационные факторы (внутренние и внешние).

2) Выявление объекта и предмета исследования (объект – система управления, предмет – выявленная проблема).

3) Методология проведения исследования – совокупность целей, методов, приемов управления при проведении исследования.

4) Анализ ресурсов необходимых при проведении исследований.

5) Выбор методов проведения исследования с учетом имеющихся ресурсов и целей исследования.

6) Организация проведения исследования.

7) Анализ результатов исследования и выработка рекомендаций.

Источники получения сведений:

- официальные положения и инструкции.

- входные документы.

- систематически обновляемые записи.

- промежуточные документы, получаемые в процессе обработки данных

- выходные документы.

26 Какова роль логики в системах управления?

Логика - это наука об общих законах развития объективного мира и познания.

Принцип единства теории и практики управления (решения должны приниматься на основе

логики, методологии управления и получения практических результатов)

27 Что такое прогноз и план в системе управления?

В плановой системе организация и управление - это состояние заданной цепи, т.е. система реализации бизнес процесса.

Стратегическое планирование предполагает:

1) Анализ текущего состояния предприятия и определения стратегических целей;

2) Формирование стратегии развития, а также прогнозирования деятельности предприятия на долгосрочный период;

3) Разработка и оценка эффективности инвестиционных проектов;

4) Разработка планов, определяющая будущее состояние экономической системы, способов и средств достижения разработки корпоративной системы бизнес-планирования;

5) Контроль разработки бизнес планов;

6) Контроль, перевод стратегии на организационный уровень, путём формирования систем сбалансированной показателей и их применение на практике;

7) Оптимизации управленческих процессов, и их проведении в соответствии со стратегией предприятия.

Прогноз – комплекс взаимосвязей системных оценок целей, путём их достижения и потребностей в ресурсах.

28 Почему стратегия есть фактор развития предприятия?

Стратегия– это долгосрочное качественно определенное направление развития организации,

касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри

организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты

стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Существует четыре основных типа стратегий:

- Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия

развития рынка, стратегия развития продукта.

- Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия

вперед идущей вертикальной интеграции.

- Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия

горизонтальной диверсификации.

- Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения,

стратегия сокращения расходов.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация

руководствуется в своей деятельности. «Она включает общие принципы, на основе которых

менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные

обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.»

29 Зачем нужны диагностика и синтез систем управления?

Система управления –представляет собой совокупность форм объединения людей,

осуществляющих на практике процесс управления всей организацией в целом и всеми ее

составными элементами в отдельности.

Диагностика- это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние

экономической системы, для предсказания возможных отклонений и предотвращения

нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом

саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

Цель диагностики деятельности предприятия - повышение эффективности его работы на основе

системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Задачами диагностики деятельности предприятия являются:

- идентификация реального состояния анализируемого объекта;

- исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми

характеристиками, нормативными величинами;

- выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

- установление основных факторов, вызвавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния;

- прогноз основных тенденций.

Предметом диагностики деятельности предприятия является анализ производственных и

экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и

использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на

производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности.

Объектом диагностики деятельности предприятия является работа предприятия в целом и его

структурных подразделений (цехов, бригад, участков), а субъектами могут выступать органы

государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные

организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий.

Под синтезом понимается процесс создания (совершенствования, организации, проектирования)

систем управления.

Целью синтеза систем управления является:

- создание новой системы управления на основе известных свойств.

- совершенствование существующей системы управления на основе выявленных недостатков,

появления новых задач и требований.

Задачи синтеза:

- формирование цели создания системы.

- формирование вариантов облика новой системы.

- Приведение описания варианта облика системы во взаимное соответствие.

- Оценка эффективности вариантов и принятие решения о выборе облика новой системы.

- Разработка требований к системе управления.

- Реализация разработанных требований.

Наши рекомендации