Социальная среда, активность и социализация личности

социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соци­ального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхо­ждения в социальную среду, в систему социальных взаимодейст­вий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного вос­производства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личност­ной переработки и видоизменения социального опыта. две основные формы социализации —

Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных

социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, свер­стников, сослуживцев и т.п.

Направленная форма социализации - это специально разра­ботанная обществом или его определенными институтами и орга­низациями система средств воздействия на развивающуюся лич­ность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интере­сами и целями. Одним из важных способов направленной социа­лизации является воспитаниеЭлементы социализации:

• Социальная среда с её многообразными сферами;

• Человек с его природными задатками;

Предметная деятельность человека;

• Круги общения человека;

• Структура сознания человека

17Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной структуры общества Соц. Институт – совокупность правовых норм учреждений, материальных и человеческих ресурсов, обеспечивающих функционирования какой-либо отрасли общественной жизни.Соц.институты складываются исторически на протяжении длительного времени и призваны удовлетворять потребности , характерные для большинства

Классификация:

СИ брака и семьи ( удовлетворяет потребности природы и социализации личности)

СИ политики (удовлетв. Потребность в безопасности и общественном порядке)

СИ экономики ( процесс производства и потребления материальных благ)

СИ образования и науки ( потребность в получении знаний и передачи знаний последующим поколениям)

СИ религии ( занимается решением духовных проблем, поиском смысла жизни)

Внешняя сторонаСИ – люди, учреждения, материальные ресурсы, осуществляющие конкретную соц.функцию)

Внутренняя сторона– стандарты поведения людей в конкретных ситуациях

Процесс формирования СИ включает следующие стадии:

1. Возникновение потребностей, которые можно удовлетворить в результате совместной деятельности

2. Принятие, реализация норм и правил

3. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов общества

Отличительные признаки СИ:

- четкое разделение обязанностей, функций и прав членов СИ, что обеспечивает предсказуемость их действий

- разделение труда и профессионализация выполнения функций, т.е в рамках каждого СИ

- особый тип регламентации когда требования предписываются под статус

- жесткий характер регулирования в СИ с помощью норм, соц.контроля и санкций

- наличие учреждений в рамках деятельности СИ

- наличие культовых символов, кодексов поведения, идеологии и философии

- каждый человек является членом сразу нескольких СИ, и в этой связи система СИ представляет из себя «скелет» общества

Формальный СИ имеет нормативную базу, официально утвержденную и все члены СИ обязаны ей следовать

Функции СИ:- воспроизводственная,-регуляторная,-функция социализации,- интегративная,-оммуникативная

- функция автоматизации

Соц.норма – нормы существующие в обществе, правила, стандарты поведения

В каждом СИ имеются свои нормы

Нормы бывают : формальные и неформальные

Наши рекомендации