Оформление результатов практики

ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика является важным завершающим этапом в процессе подготовки квалифицированных специалистов по управлению персоналом.

Целью практики является решение конкретных задач дипломного проектирования в соответствии с выбранной темой на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в университете, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики.

Основные задачи практики:

· Закрепление студентами навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;

· Углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно- методического обеспечения управления персоналом организации – базы практики;

· Сбор материалов по теме дипломного проекта.

Полнота и степень детализации решения этих задач определяются особенностями конкретной организации – базы практики, темой дипломного проекта и отражаются в индивидуальной рабочей программе.

СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика проводится:

Для студентов очной формы обучения – на 5 курсе (в 10-м семестре), продолжительность – 8 недель;

Для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения на 6 курсе (в 12 семестре), продолжительность – 4 недели.

БАЗЫ ПРАКТИКИ И РАБОЧИЕ МЕСТА

Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, консалтинговые компании и другие организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Предпочтение отдается таким организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач преддипломной практики в более полном объеме, основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между университетом и данной организацией на прохождение преддипломной практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем от организаций.

При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться прежде всего темой его дипломного проекта, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом. В связи с этим рабочие места студентов могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе охраны труда и техники безопасности, отделе социального развития, а также в службе (отделе) персонала и т. п.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ

Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обладают теоретическими знаниями, полученными при изучении дисциплин «Микроэкономика», «Экономика и социология труда», «Основы менеджмента», «Экономический анализ деятельности организации», «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Финансы , денежное обращение и кредит», «Инновационные менеджмент», «Организация труда персонала», «Мотивация трудовой деятельности», «Конфликтология», а также практическими навыками, полученными в ходе предыдущих практик и выполнения курсовых проектов.

Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа прохождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы.

Содержание практики является выполнение двух заданий. Первое связано с составление общей характеристики организации – базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявление проблем в управлении персоналом, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. Второе – с анализом содержания и организации процесса управления персоналом по рассматриваемой в теме дипломного проекта проблеме, его влияния на результаты деятельности организации, разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом.

Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта. С этой целью студент должен:

1.Изучить общие сведения об организации – базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:

· Специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;

· Производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);

· Организационную структуру управления организацией;

· Уровень специализации и кооперирования предприятия;

· Общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.

2. Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.

3. Провести подробный анализ результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и дать оценку по основным показателям эффективности, в том числе:

· Объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;

· Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

· Прибыль (доход) и рентабельность;

· Организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;

· Численность работающих и их соотношения (по категориям), производительность труда, фонд оплаты труда;

· Финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).

Для пофакторного анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (2-3 года).

В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководителем дипломного проекта конкретизирует направление анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации – базы практики. Например, более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.

Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:

· Финансового отчета;

· Отчета о финансовых результатах;

· Бухгалтерского баланса;

· Устава организации;

· Штатного расписания;

· Правил внутреннего распорядка;

· Положений о подразделениях;

· Должностных инструкций;

· Положения по оплате труда;

· Положения по премированию;

· Положения о вознаграждении по итогам работы за год.

На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния.

Второе задание носит индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации – базы практики и ее отдельных подразделений в исследуемом аспекте, а также студент должен проанализировать:

· Процесс формирования и реализации кадровой политики организации;

· Состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;

· Основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);

· Существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (служба занятости, кадровыми, рекрутинговыми агентствами);

· Методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;

· Программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;

· Планы служебного роста работников организации;

· Процесс управления деловой карьерой сотрудников;

· Методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала;

· Организацию адаптации кадров;

· Организацию подборов и расстановки кадров;

· Управление мотивацией и поведение работников в процессе трудовой деятельности;

· Управление социально-психологическим климатом и неформальным отношениями в коллективе;

· Способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;

· Организацию труда руководителей, использования ими рабочего времени;

· Методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;

· Взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.

При выполнении второго задания студентами рекомендуется:

1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:

· Общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);

· Подразделения службы управления персоналом ( отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;

· Технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;

· Количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы оргструктуры управления организацией и изучения штатного расписания;

· Состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; паны переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.).

2. Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствование системы управления персоналом, сформировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.

При выполнении обоих заданий студент должен проявить умение:

· Разбираться в плановых и отчетных документах;

· Разбираться в производственных и управленческих ситуациях;

· Делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;

· Выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом деятельности организации и технико-экономическим обоснованием мероприятий по совершенствованию процессов управления персоналом.

При сборе материалов для дипломного проекта студентам рекомендуется пользоваться Методическими указаниями к дипломному проектированию для студентов специальности «Управление персоналом».

Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра управления персоналом и социологии.

Перед началом практики, руководствуясь темами дипломных проектов, кафедра: распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами; назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных преподавателей.

Распределение студентов по базам практики и назначение руководителей от кафедры оформляется приказом проректора университета по учебной работе не позднее чем за 14 дней до начала практики.

Ответственным лицом за организацию и руководство практикой на соответствующей базе является преподаватель кафедры – руководитель практики.

Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов. Руководитель практики от организации знакомит студентов с объемом практики; осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики; консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта.

Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики.

На организационном собрании каждому студенту выдается «Дневник студента по практике», в котором фиксируются:

1)рабочий план прохождения практики;

2)содержание ежедневной текущей работы студента с указанием даты, места и времени ее выполнения;

3) экскурсии, беседы, лекции и другие мероприятия, проведенные студентами за время практики;

4) задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта.

Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем он делает соответствующие отметки в рабочем плане.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В результате изучения организационной структуры управления, штатного расписания организации или подразделения, в котором студент проходит практику, необходимо разработать в зависимости от темы дипломного проекта следующее:

· организационную структуру системы управления персоналом;

· схему закрепления функций подсистем управления персоналом за подразделениями организации (должностными лицами подразделений);

· схему функциональных взаимосвязей исследуемого подразделения с другими подразделениями при выполнении функций управления персоналом;

· схему функционального разделения труда в исследуемом подразделении по выполнению функций управления персоналом;

· оперограммы выполнения процедур управления персоналом, которые предполагаются в дальнейшем совершенствовать.

Разработанные документы являются обязательными составляющими аналитической части дипломного проекта.

Оформление результатов практики

По результатам практики студент составляет индивидуальный письменный отчет по практике объемом 35-40 с. Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, проведенной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.

Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2-3 дня преддипломной практики. Отчет должен включать текстовой, графический и другой иллюстрационный материал. Схема отчета приведена в Приложении 2. Отчет должен иметь титульный лист, типовая форма которого приведена в Приложении 1.

При подготовке отчета по практике на компьютере следует использовать шрифт № 14, параметры страницы (поля): верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см. Иллюстрации (таблицы, схемы, заполненные формы (бланки) документов, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, используемых при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиям ГОСТа.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

Наши рекомендации