Квалификационные требования. Подготовка курсовой выпускной квалификационной работы является одним из важнейших составных частей освоения основной профессиональной образовательной

Квалификационные требования. Подготовка курсовой выпускной квалификационной работы является одним из важнейших составных частей освоения основной профессиональной образовательной - student2.ru Подготовка курсовой выпускной квалификационной работы является одним из важнейших составных частей освоения основной профессиональной образовательной программы студентов. Курсовая работа готовится студентами на 2 и 3 курсах (соответственно 4 и 6 семестр), ВКР – на 4 курсе.

Квалификационные требования. Подготовка курсовой выпускной квалификационной работы является одним из важнейших составных частей освоения основной профессиональной образовательной - student2.ru

Курсовая работа на 2 курсе, как правило, носит компилятивный[4] характер, она выполняется на основе исследований по выбранной теме. Выполняя курсовую работу по социологии, студент должен продемонстрировать:

· знание библиографического и фактического материала по теме;

· способность осмыслить и критически относиться к нему;

· умение излагать свои мысли в принятой в социологии традиции, делать выводы и обобщения;

· умение оформить текст сочинения в соответствии с принятыми в научной практике правилами;

· способность защитить сделанные в ходе подготовки курсовой выводы.

В Положении, разработанном на кафедре теоретической и прикладной социологии факультета социологии УрГПУ, отмечается, что курсовая работа студента 2 курса должна содержать теоретическое введение в соответствующую отрасль социологии и обзор современных публикаций (за последние 5-7 лет) по выбранной теме.

Особенность курсовой работы выполненной студентом на 3 курсе, состоит, как правило, в том, что она содержит не только подробную теоретическую разработку темы, но и программу социологического исследования, самостоятельно разработанную студентом, либо самостоятельно разработанные методические материалы по преподаванию обществознания в средней общеобразовательной школе.

При выполнении выпускной квалификационной работыстуденту необходимо в полной мере проявить навыки проведения самостоятельного научного исследования. В подготовке диплома студент демонстрирует:

· свободное владение научной литературой по выбранной теме;

· способность разобраться в научной и практической проблематике;

· возможность предложить адекватный социологический или психолого-педагогический метод изучения, реализовать его;

· способность интерпретировать результаты исследования.

В Положении[5] о подготовке ВКР подчеркивается, что выпускная квалификационная работа бакалавра должна свидетельствовать об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, сочетать теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы.

Логика раскрытия темы в ВКР подобна логике социологического исследования: от теории – к эмпирии, а от нее – вновь к теории, но на другом уровне, к теории, обогащенной эмпирическим материалом.

Можно сказать, что выпускная работа – это аналог хорошо подготовленного и проведенного социологического исследования, предполагающее как погружение в теоретическую проблематику, так и замер социальных фактов с последующим их осмыслением.

Между тем, тип выпускной квалификационной работы может быть разным. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач ВКР классифицируются по следующим типам[6]:

А. Теоретические, методологические и историографические работы ориентированы на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и закономерностях изучаемых явлений (процессов), или на выявление тенденций развития соответствующих отраслей науки, обоснование новых направлений исследований. То есть в обязательном порядке содержат собственную теоретическую разработку.

Б. Работы, основанные на эмпирических исследованиях, ориентированы на проверку теоретических гипотез путём сбора, обработки и обобщения первичных или вторичных социологических данных. В случае выбора в качестве метода сбора данных опроса допускается проведение и анализ результатов только пилотажного исследования. Приветствуется использование вторичного анализа социологического информации, анализа документов, статистики, наблюдения.

В. Проекты по методике преподавания социально-экономических дисциплин ориентированы на применение научных знаний и методов к решению методических проблем курсов обществоведения в средней общеобразовательной школе. Обязательным элементом ВКР является апробация или презентация заявленных автором оригинальных методических разработок.

Г. Комплексные исследования решают одновременно задачи двух или более типов (например, теоретические и эмпирические, эмпирические и прикладные, методические и теоретические и т.д.).

Выбирая тот или иной вариант, рекомендуем обратить внимание, на то, что каждый из приведенных типов ВКР потребует активизации вполне определенных ресурсов.

Необходимо иметь в виду, что год от года (курс от курса) курсовые работы меняются – не по оформлению, а по содержанию. Это касается и выбора темы, и уровня исполнения сочинения, и реализации профессиональных качеств студента. Курс – ступень обучения в вузе, поэтому каждая курсовая работа отражает движение от младшего курса к старшему, от непрофессионала – к профессионалу. В этом отношении представляется целесообразным (хотя и необязательным) соблюдение преемственности при подготовке курсовых и выпускной работы. Мы убеждены – это очень выгодная позиция, позволяющая студенту не только более глубоко изучить проблему, но и осветить разные ее аспекты.

Научное руководство

Квалификационные требования. Подготовка курсовой выпускной квалификационной работы является одним из важнейших составных частей освоения основной профессиональной образовательной - student2.ru Научное руководство осуществляется одним из преподавателей кафедры теоретической и прикладной социологии. Его назначение определяется специализацией, а также интересами кафедры и студентов.

В конце 1 курса студенты должны определиться с примерной темой (речь идет об общей проблематике, области исследования, например – девиантное поведение, социология образования, социальный урбанизм и т.д.), а затем руководство кафедры прикрепляет студентов к преподавателям. Как правило, выбрать руководителя можно из тех преподавателей, у которых запланировано руководство курсовыми и дипломными работами, с учетом их специализации в научной и учебной деятельности. Если работа над темой на старших курсах является продолжением предыдущей, можно договориться о сотрудничестве с одним и тем же руководителем.

Список примерных тем, возможных направлений исследования имеется на кафедре теоретической и прикладной социологии и в деканате факультета социологии. Однако, преподаватели кафедры открыты для сотрудничества со студентами, поэтому студент может предложить собственную тематику исследования. Научный руководитель поможет уточнить, корректно сформулировать тему курсовой работы, порекомендует основные источники и литературу. Вместе с ним студент составляет график работы над сочинением, руководитель проводит систематические консультации, проверяет выполнение работы по частям и в целом.

Необходимо иметь в виду, что научный руководитель – не соавтор в написании работы, его функция – координация и консультирование. Ответственность за курсовую и выпускную работу (сроки сдачи, уровень, оформление и т.д.) несет ее автор – студент. Однако подготовка курсовой или ВКР может стать источником подлинного сотрудничества, в ходе которого научные открытия будут сделаны обоими участниками – и исполнителем работы, и руководителем.

Наши рекомендации