Изучение пользователей б-к в РБ. История и современное состояние.

Прадмет и задачы АКБ

Спецыфика курса у тым, што ён носиць интэграваны характар. У працэсе авалодання ведами, уменнями и навыками, якия неабходны у абслугоуванни карыстальникау. Студэнту спатрэбяцца усе веды, якия ён назапашвау не тольки падчас вывучэння иншых дысцыплин, але и наогул- усё, што ён ведае, умее, усё, да чаго мае здольнасци. Курс традыцыйна иснуе и займае пачэснае месца у систэме падрыхтоуки библиятэкарау-библиёграфау. З цягам часу, змянялася яго назва: «Работу з чытачами», потым ён звауся «Библиятэчнае абслугоуванне», «Абслугоуванне чытачоу», зараз гэта - «Абслугоуванне карыстальникау библиятэк». Але ад змены назвау сутнасць не змяняецца.

Змястоуна курс складаецца з чатырох разделау: 1Сутнасць абслугоування чытачоу, 2Библиятэкар и карыстальник библиятэки, 3Систэма, структура и тэхналогия абслугоування карыстальникау библиятэк,4Формы и метады абслугоування карыстальникау.

Метадычнае забеспячэнне курса. Иснуе тыповая праграма курса, складеная прафесарам Дзямешка Л.А. и дацэнтам Паулавай С.А. и выдадзеная у 2004 годзе.

Изучение пользователей б-к в РБ. История и современное состояние.

Изучение отношения чит-ей к б-ке и б-арю, чит-их пожеланий и вкусов создает условия для улучшения библ-библиогр. обслуж-ия. Изучен. польз-ей б-к ориентир. на уточнение профиля комплект-ия фондов б-к, форм и методов обслуж-ия польз-ей и пропаганды книги, расширение влияния на населения со стороны б-к. В Бел-си социология чтения нач. развив-ся в рамках общесоюзных исслед-ий по проблеме «Книга и чтение в жизни советск. общ-ва», кот. были задуманы как изучение чтения и чит. ориентаций разн. соц. групп. 1-ым стало исслед-ие «Сов. читатель» (1965-67гг.). Изучалось чтение рабочих, колхозников, учителей, молодежи. Хотя собранные материалы не касались конкретно Бел-си, но отеч. исслед-ли получ. 1-ый опыт крупномасштабн. исслед-ий чтения. Следующ. этапом в развитии изучен. польз-ей стало исслед-ие «Кн. и чтение в жизни сов. села» (1973-75), в кот. бел. ученые приняли активн. участие. Также Гос. б-ой БССР провод. исслед-ие «Кн. и чтение в жизни молодежи ударных комсомольских строительств Бел-си» (1984г.), однако его результ. не получ. широк. распространен. В связи с кризисной ситуацией в обществе до нач. 90-х крупн. исслед-ий в Бел. не проводилось. Нов. этапом в развитии социологии чтения стало создание социолог. службы при Гос. б-ке БССР. В 1990-91гг. в республ. было проведено 2 крупн. исслед-ия: «Демограф. ситуация и инф. потребности населения в зонах обслуж-ия б-к с числом чит-ей до 200 чел.» и «Чит-ль массовой б-ки». 1-ое проводилось научно-метод отд., а 2-ое – социолог. группой. В 1991 эти коллективы были объединены в один отд. библиотековедения, кот. долгое время был центром изучения чтения в РБ при НББ. Было проведено исслед-ие «Чит-лб научн. б-к Минска и проблемы улучшения его обслуж-ия». Целью этого исслед. стала разработка научно обоснованной сист. качественного инф-библ. обслуж-ия. В ходе исслед. были проанализир. отношения чит-ля и б-ки, отношен. чит-ей к различн. элементам сист. библ. обслуж-ия, место НББ в сист. научн. б-к города. Были подготовлены рекомендации, НББ приступила к создан. нов. справочно-поиск. аппарата на базе автоматизации. В 2001 было провед исслед. «Чит-ль НББ: поиск путей оптимизации обслуж-ия», после чего была несколько изменена структура б-ки и наполняемость подсобн. фондов. Были проведены также исслед-ия, изучающие чит. аудиторию сельских, публичных, детских б-к, их пожелания и потребности.

Сегодня основн. направлениями изучения чит. аудиторий и чит. поведения явл.: 1) изучен. отдельн. соц-профес. групп, напр. – студентов; 2) изучен. чтения отдельн. видов д-ов, напр. – зарубежн. периодики; 3) изучен. сегментов чит. аудитории, напр. – чит-ей, кот. оставили б-ку; 5) изучен. общ. тенденций развитич. чит. аудитории и перспектив улучшения сист. ее обслуж-ия. Сегодня в РБ активно провод-ся исслед-ия локального, регионального и общереспубликанск. уровня. Кроме НББ такими исслед-ями занимаются Книжн. палата РБ, БГУКиИ и др. учрежд., связ. с кн-издательством и кн-распространением.

№27.Крытэрыі і паказчыкі эфектыўнасці бібліятэчнага абслугоўвання.

Эффективность библиотечного обслуживания определяется как степень соответствия результатов библитечной деятельности целям функционирования библиотеки. Важным компонентом эффективности библиотечного обслуживания является качество.качество библиотечного обслуживания складыветя из качества создаваемых в процессе его услуг. Для оценки эффективности библ-го обсл-я необходимо определить критерии и показатели.критерий- это признак,на основании которого производится оценка.

Критерием оценки эффективностит обслуживания считают полноту удовлетворения и развития потребностей пользователя в документах.

На основе названного критерия предлагается система показателей результативности, включающая группы показателей оценки ресурсов обслуживания, оценки интенсивности пользования системой, оценки отдельных библиотечных услуг,культуры обслуживания.

Экономическую сторону эфективности считаем возможным рассчитать,опираясь на разработки Л.В.Камушкиной. Согласно её методике, определение стоимости библ-х услуг основано на оценке времени их выполнения. Сумма ассигнований библиотеки(по смете) распределяется прпорционально трудоемкости выполнения различных видов услуг. Рассчитанный для каждой библиотечной услуги показатель затрат в условно-стоимостон выражении умножается на коэффициент социальной значимости услуги. Такой коэффициент необходим для того, чтобы охарактеризовать место данной услуги среди других библиотечных услуг с точки зрения вклада в достижение социальных целей. Использование коэффициента в оценке эффективности должно содействовать заинтересованности библиотекарей в выполнении социально значимых , но сложных библиотечных услуг (например, не только выставки, но и дня информации).

Стоимость всех выполненных библиотекой услуг складывается. Эта сумма позволяет судить о затратах на библиотечное обслуживание в конкретной библиотеке.

Группа показателей оценки ресурсов обслуживания (1-я группа показателей) позволяет отразить обеспечение (фонд, кадры, здание, финансы и др.) библиотечных услуг, возможность выполнения цели имеющимися ресурсами, общее мнение пользователей об обслуживании. В этой группе представлены следующие показатели—книгообеспеченность, обращаемость фонда, степень доступности фонда свободного доступа, степень соответствия режима работы библиотеки и ее подразделений потребностям пользователей, степень доступности размещения здания библиотеки, степень финансовой обеспеченности новых поступлений, удовлетворенности обслуживания (в целом).

2-я группа показателейпозволяет оценить интенсивность пользования системой библиотечного обслуживания населения или работающих.

3-я группа показателей отражает оценку результативности отдельных библиотечных услуг (включая их качество, степень удовлетворенности читателей ими и предоставленной информацией).

Показатели результативности услуг по разным запросам. Эти услуги библиотека предоставляет тогда, когда читатель приходит со сформулированным запросом на документ, справку или запрос формулируется с помощью библиотекаря. Поэтому основные показатели оценки результативности этой группы услуг - удовлетворение или неудовлетворение запроса. Они отражают качество услуги по разовому запросу.

Важным показателем качества выполнения услуги является оперативность.

Обычно библиотеки из-за дефицита времени оценивают не каждую услугу по разовым запросам, а их совокупность. Для этого используется показатель «степень удовлетворения запросов». Он рассчитывается как отношение количества удовлетворенных запросов (предоставленных услуг) ко всем запросам, полученным за определенный период времени. Возможно начисления этого показателя отдельно по запросам на первичные документы, библиогр-ю информацию и т.п., по структурным подразделениям.

Показатели результативности услуг по «постоянный». важнейшими показателями являются:

- «регулярность информирования абонента»

- «оперативность информирования абонентов»

Показатели результативности по библиотечным мероприятиям ( дни информации, дни специалиста, библиотечные вечера, читательские конференции и др.) и выставкам. показателей:

1) соответствие темы (если мероприятие или выставка тематические) читательским потребностям и целям;

2) соответствие содержания предоставляемых документов теме, читательским потребностям и целям;

3) соответствие формы услуги;

4) соответствие оформления

5) соответствие места читательским потребностям и целям;

6) соответствие времени (срока и продолжительности ее реализации) читательским потребностям и целям.

Показатели 4-й группы оценки результативности обслуживания---«уровень владения читателями библиотечно-библиографическими знаниями, умениями», «уровень культуры общения библиотекарей с читателями»---дают представление о культуре обслуживания.

Наши рекомендации