Свидетели Иеговы в странах постсоветского пространства

Основная статья: Свидетели Иеговы в странах постсоветского пространства

В феврале 2001 года свидетели Иеговы в Грузии были лишены официальной регистрации[66]. Такое положение создаёт значительные проблемы при ввозе религиозной литературы и строительстве богослужебных зданий (Залов Царства)[67]. На религиозные встречи собраний свидетелей Иеговы нередко совершаются налёты, здания Залов Царства подвергаются актам вандализма. Сообщается также о случаях избиения свидетелей Иеговы[67].

Свидетели Иеговы также осуществляют свою деятельность в Казахстане. Неоднократно против деятельности свидетелей Иеговы выступали компетентные органы, которые изредка находили изъяны в их работе, противоречащие действующему законодательству, и подвергали штрафам[68], прекращали их деятельность или даже выдворяли из страны. Несмотря на это, религиозная организация продолжает свою работу по всему Казахстану. Руководство организации в Казахстане находится в городе Алматы[36][69], которое координирует и контролирует филиалы, имеющиеся во всех областных центрах[70]. Всего в

Казахстане функционируют 60 филиалов[71][72] свидетелей Иеговы. Все они без особых проблем прошли перерегистрацию в соответствии с требованиями нового закона о религии, принятого в конце 2011 года, когда все религиозные организации были обязаны были пройти перерегистрацию. Наиболее крупные общины расположены в городе Алматы, Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской и Актюбинской областях[36]. В 2013 году на брифинге председатель агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф сообщил, что свидетели Иеговы чаще других религиозных объединений нарушают закон в Казахстане, также выявляются факты распространения религиозной литературы вне установленных мест, в том числе на улицах и подъездах домов[73]. 3 октября 2014 года прошёл день открытых дверей в главном центре свидетелей Иеговы в Алматы, который посетили сотрудники акимата города Алматы во главе с руководителем Управления по делам религий Нуржаном Жапаркулом и представители иностранных дипломатических миссий. Проведена экскурсия по зданию, подарены книги Библии переведенные на казахский язык по учению свидетелей Иеговы[74].

Деятельность свидетелей Иеговы на территории Таджикистана была запрещена в октябре 2007 года. Организация официально действовала на территории этой страны с 1997 года получив государственную регистрацию[75]. Официальной причиной запрета организации были названы противоречащее законодательству страны миссионерская деятельность свидетелей Иеговы и их призывы отказываться от несения воинской обязанности[76].

В Туркменистане свидетелям Иеговы, как и почти всем другим религиям, кроме Православной церкви и мусульман-суннитов, отказывают в регистрации. Имели место случаи, когда пресекались религиозные встречи свидетелей Иеговы и случаи, когда свидетелей Иеговы приговаривали к тюремному заключению за отказ проходить военную службу[77][78][79][80].

Законодательство Узбекистана запрещает миссионерство и прозелитизм, которые являются неотъемлемой частью религиозной деятельности свидетелей Иеговы[81]. Но несмотря на это, организация свидетелей Иеговы с 1998 года имеет один-единственный Зал Царства в стране, который находится в г. Чирчике, Ташкентской области. Также имелся филиал свидетелей Иеговы в г. Фергане, но в 2006 году по решению суда он был закрыт по причине многократного нарушения законодательства. Известны случаи, когда свидетели Иеговы предстают перед судом за «миссионерскую деятельность и прозелитизм».

В Азербайджане свидетели Иеговы подвергаются административному преследованию. В марте 2010 года двое свидетелей Иеговы были задержаны в Баку[82]. В апреле 2010 года, в Агстафинском районе были задержаны три женщины, распространявшие запрещённую литературу[83]. По утверждениям азербайджанскихСМИ[84], Министерство обороны Азербайджана обвинило свидетелей Иеговы в том, что они, в числе ряда прочих нетрадиционных религиозных организаций и церквей, сотрудничают с Армянской апостольской церковью и спецслужбами Армении[85]. По мнению интернет-издания Panorama.am[86], данное обвинение придумано, так как Министерство обороны Азербайджана встревожено тем, что молодые представители организации отказываются служить в армии.

Свидетели Иеговы были официально зарегистрированы в Армении только в 2004 году после 15 предшествовавших этому отказов. Отношения свидетелей Иеговы с Армянской апостольской церковью и властями Армении — весьма напряженные[87]. В докладе организации Международная амнистия «Армения: свобода совести и вероисповедания в опасности — нарушения прав Свидетелей Иеговы» высказывается озабоченность в связи с дискриминацией свидетелей Иеговы в этой стране[88].Государственный департамент США в отчёте за 2009 год подверг Армению критике за осуществляемую, по мнению Госдепа,дискриминацию свидетелей Иеговы[89]. По данным Международной амнистии, на 1 ноября 2009 года в стране в заключении находился 71 свидетель Иеговы, осуждённый на сроки от 2 до 3 лет за отказ от несения воинской повинности[90][91].

История

Возникновение и развитие

История свидетелей Иеговы начинается с кружка «Исследователей Библии», основанного в 1870 году Чарльзом Тейзом Расселлом в США[42]. Вскоре в качестве юридического лица для обеспечения издательской деятельности Исследователей Библии в 1884 году было основано «Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов» (Пенсильвания)[15].

После смерти Расселла в 1916 году, вторым президентом ОСБ становится Джозеф Франклин Рутерфорд, при котором произошёл раскол внутри организации, вызванный изменением принципов управления и некоторых её учений, а также авторитарной «чисткой» в руководстве, после которой Рутерфорд де-факто стал единственным редактором всех изданий Общества и его главным идеологом. В результате, начиная с 1917 года, от Общества отделились несколько групп, в том числе чикагская группа «Исследователи Писания Зари». В 1931 году последователи Рутерфорда приняли своё современное название — Свидетели Иеговы, чтобы провести чёткую границу между Исследователями Библии, которые остались лояльными Обществу во главе с Рутерфордом и теми из них, которые отделились от Общества, но продолжали использовать название «Исследователи Библии»[15][92].

После смерти Рутерфорда в 1942 году, президентом Общества становится Натан Гомер Норр. В Нью-Йорке была образована «Библейская школа Галаад». В каждом собрании свидетелей Иеговы стала проводиться «Школа Теократического Служения», в которой все члены собрания обучаются основампроповеднического служения. В 1950—1960-х годах свидетели Иеговы издают собственный перевод Священного Писания — «Перевод Нового Мира» наанглийском языке, а в 2001 году вышел русский перевод[15].

В последующие годы президентами Общества становятся Фредерик Вильям Френц (с 1977 по 1992 год) и Милтон Джордж Хеншель (с 1992 по 2000 год)[15]. С конца 80-х годов XX века, из-за изменения политической ситуации, стала возможной открытая деятельность Общества в странах Восточной Европы, бывшего СССР, Латинской Америки, Африки.

7 октября 2000 года Хеншель ушёл в отставку с поста президента Общества Сторожевой Башни, став первым главой сложившим полномочия за всю историю организации. Его сменяет на этом посту Дон Адамс (англ.)русск. , являясь президентом Общества по настоящее время[15][93][94][95]. По состоянию на 2014 год руководящим органом Свидетелей Иеговы и всех относящихся к ним юридических объединений (в том числе и Общества Сторожевой Башни) является руководящий совет, состоящий из восьми человек, пост председателя в котором ежегодно переходит по кругу[94][95]. Касательно личности Дона Адамса, как руководителя отмечается, что он простой управляющий, не стремящийся подчинить себе руководящий совет, как это делали предыдущие президенты[96].

Наши рекомендации