Оциологический факультет Чикагского университета – первый институт социологического образования.

Существует с 1892 года

В период с 1915 по 1935 год, чикагская школа оказала значительное влияние на формирование мировой эмпирической социологии

Основатель и первый руководитель социологический факультет Чикагского университета А. В. Смолл одновременно возглавил Американское социологическое общество

Подготовительный период в развитии чикагской школы (1892-1915 гг.) был связан с деятельностью называемой «большой четверки» - А. Смолла, Дж. Винсента, Хендерсона, У. Томаса

Альбион Смолл (1854-1926) – основатель социологического факультета Чикагского университета

«Всеобщая социология»

Вклад в социологию:

Теория социального интереса

Интересы являются первичными элементами общественных действий

Интерес – основная единица социологического анализа и концепции социального процесса

Интерес – «неудовлетворенная способность, соответствующая нереализованному условию, предрасположенность к такой перестройке, которая была бы направлена на реализацию указанного условия»

Жизнь индивида в обществе сводится к процессу приспособления и удовлетворения интересов, в ходе которого каждый человек стремится удовлетворить собственные интересы за счет других людей

Вся общественная жизнь является результатом взаимодействия шести общих классов интересов, ориентированных

на здоровье (пищу, сексуальные отношения),

благосостояние (владение вещами),

общение,

познание,

красоту и

справедливость (правоты)

Вокруг мощных носителей различных интересов и формируются различные общественные группы и институты

В силу природы данных социальных общностей конфликт между ними является в первую очередь конфликтом интересов

Социальный конфликт – одна из возможных форм взаимодействия людей

Процесс общественного развития – результат постоянно возрастающего взаимопереплетения интересов индивидов

Главное в обществе – отношения между отдельными личностями

«Нет ничего социального, что не являлось бы психическим»

Необходимо использование социологии для постепенного улучшения всех общественных институтов

Социология в ее прикладном аспекте может и должна выступать в качестве эффективного компонента «социальной технологии», направленной на гармонизацию социальных структур и отношений

У. Томас и Ф. Знанецкий

«Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920)

Вклад в социологию:

Теория социальной ситуации

Типология личности

Понятие социальной ситуации включает в себя:

объективные условия (социальные нормы и ценности);

установки индивида и группы;

определение ситуации действующим лицом

Если понимание ситуации индивидом совпадает с групповыми ценностями, то возникает социальная интеграция

Если определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, то возникает социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества

Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах, законах, ценностях

Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида

Типология личностей по характеру их приспособляемости к социальному окружению:

мещанский тип (для него характерны традиционные установки и стереотипы);

богемный тип (нестойкие и слабо связанные между собой установки);

творческий тип (логически взаимосвязанные между собой установки и творческие потенции, обусловливающие оптимальное определение ситуации)

Развитие общественной жизни и культуры определяется творческими личностями, способными к экономическим, политическим и технологическим инновациям

Для получения исходной социологической информации использовались личные документы (биограммы) - письма, дневники, автобиографии

Джордж Герберт Мид (1863-1931). С 1894 г. профессор Чикагского университета

«Разум, Я и Общество» (1934)

«Сознание, личность и общество» (1936)

«Философия действия» (1938)

Создатель «символического интеракционизма»

Вклад в социологию:

Теория межличностного взаимодействия («символический интеракционизм»)

Общество и индивид (социальное «Я») формируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий

Общество – мир объектов с точки зрения их значения для поведения индивида

Сознание – инструмент приспособления индивида к среде

Символический интеракционизм: взаимодействие людей в группах приводит к возникновению мира искусственных объектов-символов

В процессе социализации индивид овладевает значениями символов и с их помощью учится сознательно направлять свои действия, «вплетая» их в более широкий «общественный акт»

Развитие индивида в зрелую личность характеризуется прогрессирующей способностью координировать своё поведение с действиями партнёров, «принимать роль», отведённую ему в жизни группы

Структура человеческого «Я» отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах

Формируя у индивида определенное представление о самом себе, общество как бы «входит в него изнутри», направляя его действия по нужному пути

С появлением у индивида развитого «Я» внешний социальный контроль уходит внутрь, становится самоконтролем, а человек превращается в ответственную личность, способную выполнить свою роль в структуре символического взаимодействия группы, общества в целом

Роберт Э. Парк (1864-1944)

Социально-экологическая теория

Социология изучает образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе эволюции общества как организма и «глубоко биологического феномена»

Социальная эволюция проходит четыре стадии, и любой социальный организм переживает четыре соответствующих порядка:

экологический порядок (пространственное, физическое взаимодействие),

экономический порядок,

политический порядок и

культурный порядок

По мере продвижения к культурному порядку, усиливаются социальные связи и общество достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия»; вступает в силу формула «общество как взаимодействие»

На макроуровне «биотические» силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов

На микроуровне «биотическая» природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции

Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок общества

Экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности «организацию контроля», посредством экономических законов, права, нравов, обычаев, словом – согласия

Общество выражает себя в «контроле» и «согласии», а социальное изменение связано прежде всего с изменением моральных норм, индивидуальных установок, состояния сознания, «человеческой природы» в целом

Эти изменения связываются с физической, пространственной, а затем и социальной мобильностью

Эрнст Берджесс (1886-1966)

В рамках программы по изучению локальных сообществ в Чикаго и на основе социально-экологической теории выдвинул гипотезу «концентрических зон»

Гипотеза описывает механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и так называемых локальных сообществ

Конкурирующий и расширяющийся бизнес-центр – доминантный центр сообщества и характерная организация образа жизни

Конкуренция – ключевое экологическое понятие – определяет, какого рода бизнес оккупирует центр и каким образом формируется центральный район бизнеса

Рост этого района воздействует на окружающее пространство, называемое зоной транзита

Это пространство разделяется такими барьерами, как транспортные артерии, организации бизнеса и индустрии, парки и бульвары, которые модифицируют гипотетический концентрический зональный образец

Основным методом определения «зон» стало картографирование

На основании разработанной Берджессом «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923-1924) было выделено 75 «естественных зон» и более трех тысяч локальных сообществ, которые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью, анализа документов

Значительная роль в проверке зональной гипотезы отводилась данным переписи населения

Проведенная Берджессом на основании переписей 1930 и 1934 годов классификация районов Чикаго сохраняет свое практическое значение до сих пор

Уильям Ф. Огборн (1886-1959)

«Теория отставания культуры»

(«культурного лага»)

Преобразования в материальной культуре приводят к изменениям в других элементах культуры, однако последние отстают от первых, поэтому общество постоянно преодолевает состояние неприспособленности к реальной ситуации

Социальная жизнь – взаимодействие биологического организма, географического окружения, групповых процессов, а также культурного наследия и культурной переменной, обусловливающей степень духовной комфортности общества

Луис Вирт (1897-1952)

Разработал понятия городского образа жизни и городской культуры

Связал характеристики пространственной и социальной организации крупного города (большая численность, высокая концентрация, социальная неоднородность населения) с характеристиками особого городского типа личности, который формируется в этих условиях

Численность, плотность и неоднородность населения находят свое выражение в городской культуре, которая характеризуется:

преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении;

снижением значимости территориальных общностей; уменьшением роли семьи;

многообразием культурных стереотипов;

неустойчивостью социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности;

ослаблением влияния традиций в регулировании поведения личности

Наши рекомендации