Занятие 15. Франкфуртская школа

Критическая теория общества.Проблематика рациональности и отчуждения. «Диалектика просвещения» Т.Адорно и М.Хоркхаймера. Концепция авторитарной личности. Г.Маркузе об одномерном человеке и массовой культуре. Теория социальных характеров Э.Фромма. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса.

$Тема эссе:

«Одномерный человек».

Литература:

1. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

& Литература:

1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

2. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

3. Маркузе Г. Разум и революция. Спб., 2000.

4. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. Ч.2. М., 2002.

5.Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

6.Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995

7.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

8. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.

9. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

10. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. – Вопросы философии. 1989. № 2.

Занятие 16. Становление эмпирической социологии в США. Хотторнские эксперименты Э.Мэйо. Доктрина «человеческих отношений» в рамках индустриальной социологии. «Польский крестьянин в Европе и Америке У.Томаса и Ф. Знанецкого. «American Journal of Sociology». Первая Чикагская школа. Р.Э. Парк «Количественная» партия в чикагской традиции: У. Огборн, Ф. Хаузер. Место Г. Блумера, Л. Вирта и Э.Ч. Хьюза в чикагской социологии. Вторая Чикагская школа. Символический интеракционизм Блумера. Человеческая экология Э. Хоули. Социальная антропология У.Л. Уорнера. Полевое исследование «Янки-сити». Интерпретативная экология институтов Э.Ч. Хьюза.

& Литература:

1. Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории: от кризисного состояния к стабилизационному // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 103-116.

2. Николаев В.Г. Чикагская школа социологии // История социологии (XIX – первая половина ХХ века) / Под ред. В.И. Добренькова. М., 2004. С. 497-520.

3. Ньюман Л. Полевое исследование // Социол исслед., 1999, № 4. С. 111

4. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Глава 10. М.: «Норма-Инфра-М», 2001.

5. Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000, № 3. С. 136-150.

6. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998, № 2. С. 172-175.

7. Парк Р.Э. Понятие социальной дистанции // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998, № 2. С. 192-197.

8. Парк Р.Э. Современное общество // Личность. Культура. Общество. 2001. Том III, выпуск 4. С. 144-164.

9. Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998, № 2. С. 167-176.

10. Парк Р.Э. Человеческая природа и коллективное поведение // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1997, № 4. С. 126-135.

11. Томас, У., Знанецкий, Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке// Контексты современности. Хрестоматия. – Казань, 1998. – С. 50-54.

Занятие 17. К. Поппер: социальная инженерия против радикального холизма.Понятие историцизма.Критика историцизма. Учение об открытом обществе. Открытое и закрытое общества.

& Литература:

1. Поппер К.Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8 - 10. Перевод с англ. С.А. Кудриной.

2. Поппер К.Р. Нищета историцизма. - М.: Прогресс, 1993. Перевод с англ. С.А. Кудриной.

3. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992.

Занятие 18. Классификация социологических теорий. Ценностные приоритеты социологическиъх теорий. Дилеммы «номинализм – реализм» и «пронатурализм – антинатурализм». Проблема свободы от ценностей в социологической науке. Разнообразие и противостояние ценностных (и стоящих за ними онтологических) оснований социологических концепций. Движение от идеи духовной природы социальности к отходу и затем полному отказу от нее в позитивизме и номинализме.

& Литература:

1. Кудрина С.А. Ранняя социология в контексте ценностного переворота: между наукой и утопией
Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 68-72.

2. Кудрина С.А. Ценности и оценочные суждения в социологии: введение в метасоциологическое исследование.
Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 6. С. 68-72.

3. Кудрина С.А. Онтологические основания ценностных приоритетов в социологии. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 77-81.

4. Кудрина С.А. Ценностные приоритеты в социологии и их онтологические основания. СОЦИС. № 10. 2010. С. 37-46.

5. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003.

Форма отчетности по курсу «История социологии»

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачетов и экзамена.

Вопросы к экзамену по истории социологии

1. Органицизм О.Конта.

2. Закон «трех стадий» О.Конта.

3. Место социологии в контовской классификации наук.

4. Органическая теория общества Г.Спенсера. Сходства и различия между обществом и организмом.

5. Типологическое различие социальных структур в концепции Г.Спенсера.

6. Начала структурно-функционального анализа в социологии Г.Спенсера.

7. Позитивистско-натуралистические школы «одного фактора».

8. Биоорганицизм (Р.Вормс, П.Лилиенфельд, А.Шеффле, А.Эспинас).

9. Социал-дарвинизм (У.Бэджгот, Л.Гумплович, А.Смолл, У.Самнер).

10. Географическая школа (К.Риттер, Г.Бокль, Ф.Ратцель).

11. Расово-антропологическая школа (А.Гобино, Х.Чемберлен, О.Аммон, Ж.В.де Ляпуж).

12. Социология конфликта К.Маркса.

13. Социологический реализм Э.Дюркгейма.

14. Понятие социального факта в социологии Э.Дюркгейма. Виды социальных фактов.

15. Коллективное сознание и его содержание (по Дюркгейму).

16. Метод социологизма (Э.Дюркгейм).

17. Учение Э.Дюркгейма о социальной солидарности.

18. Дюркгейм о роли разделения труда в развитии общества.

19. Взаимосвязь между социальной солидарностью и типом права (по Дюркгейму).

20. Э.Дюркгейм о преступлении и природе наказания.

21. Понятие аномии в социологической теории Э.Дюркгейма.

22. Исследование самоубийств с позиций социологизма (Э.Дюркгейм).

23. Социологический номинализм М.Вебера.

24. Веберовская концепция идеальных типов.

25. Теория социального действия М.Вебера.

26. «Понимающая социология» М.Вебера.

27. М.Вебер: рационализация социального действия как тенденция исторического процесса.

28. Основные идеи работы М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

29. Понятие формальной рациональности в социологии М.Вебера.

30. Социология религии М.Вебера. «Хозяйственная этика мировых религий».

31. Социология власти М.Вебера. Типы господств.

32. Веберовская концепция легитимного порядка. Эмпирическая и нормативная легитимность.

33. Веберовский метод «отнесения к ценности».

34. Формальная социология и концепция понимания Г.Зиммеля.

35. Типология обществ Ф.Тенниса.

36. Психологическое направление в социологии.

37. Теория инстинктов социального поведения.

38. «Психология народов»

39. Теория масс Г.Лебона.

40. Теория подражания Г.Тарда.

41. Публика и толпа (по Г.Тарду).

42. Социологические идеи З.Фрейда.

43. Гуманистическая концепция Э.Фромма.

44. Развитие русской социологии в XIX-ХХ вв.

45. Высшая школа общественных наук в Париже.

46. Географическое направление в русской социологии.

47. Историческое направление в русской социологии

48. Субъективная школа в русской социологии.

49. Социологические идеи Н.И. Кареева. Н.И.Кареев об особенностях русской социологии.

50. Позитивизм в русской социологии.

51. Русский социал-органицизм.

52. Психологическая школа в русской социологии.

53. Психологическая социология Л.И.Петражицкого.

54. Социологические идеи Е.В. де Роберти.

55. Социологические идеи М.М.Ковалевского.

56. К.М.Тахтарев: идеи и деятельность.

57. Русский марксизм.

58. Русский период научной деятельности П.Сорокина.

59. Социологические идеи русских неокантианцев.

60. Социологические идеи П.И.Новгородцева. Критика утопизма.

61. Социологические идеи В.М.Хвостова.

62. Социологические идеи русских религиозных философов.

63. Социология в СССР.

64. Социология в постсоветский период.

65. Интегральная социология П.Сорокина.

66. Учение П.Сорокина о социокультурной динамике.

67. Понятие социального пространства в работах П.Сорокина. Социальная стратификация и социальная мобильность.

68. Каналы социальной мобильности и механизмы социального контроля (по П.Сорокину).

69. Проблема социального порядка и способы ее решения в социологии ХХ века.

70. Основные положения структурного функционализма. Т.Парсонс: общество как социокультурная система.

71. Структура социального действия (по Парсонсу).

72. Т.Парсонс об информационной иерархии контроля.

73. Функции подсистем: адаптация, целедостижение, интеграция, латентность.

74. Этапы формирования социального института с точки зрения структурного функционализма.

75. Р.Мертон: функционалистская теория аномии.

76. Р.Мертон о явных и латентных функциях.

77. Понятие теории среднего ранга (по Р.Мертону).

78. Учение К.Поппера об открытом обществе. Критика историцизма.

79. Основные положения символичяеского интеракционизма.

80. Теорема У.Томаса.

81. Теория «зеркального Я» Ч.Кули.

82. Дж.Г.Мид о формировании социальной реальности. Понятие конвенционального жеста.

83. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод.

84. Теория социального обмена.

85. Теория социального конфликта.

86. Феноменологическая социология.

87. Социология знания.

88. Этнометодология.

89. Франкфуртская школа: критическая теория общества.

90. Становление эмпирической социологии.

91. Чикагская школа.

92. Классификация социологических теорий.

93. Метод «отнесения к ценности» и свобода от оценки в социологической теории.

Наши рекомендации