Социология труда в начале 20-го века
1. Противоречие между идеологией и практикой как основы возрождения социологии труда.
2. Влияние идеологической концепции на развитие советской социологии труда.
3. Формирование социологии труда как специальной социологической теорией.
1. Особенность 60-х – 90-х гг. – накопление большого эмпирического материала при отсутствии организованной социологической науки.
Теоретической основой эмпирических исследований был признан и являлся исторический материализм.
В результате большого влияния исторического материализма, была разработана трёхуровневая концепция социологии:
исторический материализм – общая социология (рассматривает общество как систему обусловленного уровневого развития производительных сил и производства) | исторический материализм задаёт типовой способ построения Частных Социологических Теорий | частные социологические теории опираются на обобщение социальных фактов |
Эта концепция позволила утвердить статус ЧСТ, но затруднила включение советской социологии в мировой контекст и само развитие социологической теории.
В основе возрождения СТ в 60-е гг. лежала необходимость решения 2-х задач:
идеологическое обоснование труда как основной сферы жизнедеятельности и главной потребности советских людей | низкая производительность труда и недостаточная заинтересованность работников в высококачественном труде |
Для решения провели исследование на многих производствах. На данном этапе большое развитие получили следующие направления социологического знания:
исследования отношения к труду в зависимости от объективных и субъективных факторов (Ядов; Здравомыслов) | анализ социальной организации и структуры промышленного предприятия | анализ проблем подготовки кадров | изучение становления и социального развития интеллигенции |
2. Суть советской идеологии – признание ведущей роли рабочего класса в развитии научно-технического прогресса. Роль рабочего класса абсолютизировалась.
Согласно идеологической концепции основное внимание социологов уделялось качественному и количественному развитию рабочего класса.
Важнейшее условие воспроизводства рабочей силы – подготовка квалифицированных рабочих в системе профессионально-технического образования: она позволяла сократить разрыв между техническим уровнем производства и уровнем профессиональной подготовки работника.
Ведущий механизм воспроизводства рабочего класса – пополнение выходцами из внерабочей среды (крестьянство; отставные военные).
Роль технической интеллигенции в рамках социологической теории существенно принижалась.
Элемент концепции: ориентация на слитность и тотальное единство всех сфер жизнедеятельности человека. Идеология ориентировала на науку, на размывание традиционной социально-классовой структуры. Следствие: из поля зрения социологов были упущены многие процессы и тенденции, касающиеся организации труда и отношения к труду.
Советская идеология дала мощный импульс для развития социологии труда, существенным образом локализовав её предмет.
3. Практический опыт проведения социологических исследований, с одной стороны, внёс ясность в предметную область СТ, с другой, поставил перед социологической наукой ряд проблем:
проблема синтеза эмпирического и теоретического в исследованиях – решалась путём создания ССТ (социология труда, промышленная социология, социология профессий) | проблема адекватности методологического и методического оснащения в социологических исследованиях – решалась созданием новых социологических методик и техник измерения: появлялись новые виды методов сбора информации, теории обоснования выборки; начали появляться монографии, учебники по методологии социологического исследования. Батыгин; Левада | проблема организации социологической науки в стране |
Социологическая Ассоциация
1960 г. - Институт конкретных социологических исследований
Рабочая книга социолога.
1990 г. – Институт социологии при Академии Наук БССР.
1989 г. – БГУ начал подготовку специолистов-социологов.
СТ: Соколова Г. Н., Ротман, Сологуб.