Оциологический факультет Колумбийского университета существует с 1896 г.

Ф. Гиддингс,

Р.М. Мак-Айвер,

П. Лазарсфельд,

Дж. Морено

Р. Мертон,

Франклин Гиддингс(1855-1931) – американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете.

Книга «Основы социологии»

Социология – «конкретная, описательная, историческая, объяснительная» наука

В отличие от психологии, изучающей проявления индивидуального разума, социология касается более сложных и специализированных явлений разума, наблюдаемых в ассоциации индивидов друг с другом

Социология – это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии

Социологии необходимо развивать «конструктивный» метод психологического синтеза на основе тщательного изучения психических вероятностей «дикого мира человеческой борьбы»

Чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим – «себеподобное сознание», «сознание рода», «родовое сознание»

«Первичный элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода – такое состояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимало в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собою»

«Сознание рода» делает возможным осмысленное многомерное взаимодействие разумных существ и одновременно сохраняет индивидуальные особенности каждого из них, так как только сознание рода отличает социальное поведение от чисто экономического, политического или чисто религиозного поведения

Общество – ряд взаимосвязанных дифференцированных групп и ассоциаций, в которых наблюдается постоянный сложный процесс производства и воспроизводства социальных отношений и сложных организаций

Общество – союз, организация, сумма внешних отношений, связывающих вместе соединившихся индивидов

«Общество в первоначальном смысле слова означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все ... социальные факты по природе своей психические, в силу чего общество есть психическое явление, обусловленное физическим процессом»

В обществе действуют два основных типа сил – «волевой процесс» и силы «искусственного отбора как сознательного выбора»

Примерами «социальных сил» могут служить общественное мнение или законодательство Социальный процесс – взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил

Существует определенная взаимосвязь между социальной структурой, социальным процессом, социальными силами и различного рода субъективными моментами социальных явлений

В общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная

Р.М. Мак-Айвер (1882-1970). С 1927 г. – профессор Колумбийского университета

«Община: социологическое изучение»,

«Общество: его структура и изменения»,

«Социальная каузальность»

«Сети правительства»,

«Академическая свобода в наше время»

Исследовал государство как основной политический институт общества

«Государство – агентство для реализации гуманных, человеческих целей»

«Государство – ассоциация, созданная общиной для регулирования внешних условий социального строя»

Главная задача государства – установить порядок и уважать личность

Государство – детище общества и связано с ним системой ценностей, для которых и посредством которых живут люди

Разрабатывал и плодотворно использовал фундаментальные понятия социологии;

способствовал отходу социологии США от излишнего увлечения эмпирического подхода;

теория – методологическое орудие социологического исследования;

Человек – существо творческое, имеющее субъективные надежды, чувства, мотивы, идеалы, ценности

Социальные интересы подразделяются на общие и похожие

Объяснял различие между общиной и ассоциацией:

община – матрица социальной организации,

ассоциация – специфическая организация, вырастающая и развивающаяся в рамках этой матрицы

Концепция социальной эволюции:

социальные изменения постепенно ведут от примитивного типа функционально недифференцированного общества, в котором вся жизнь носила коммунальный характер, к функционально разнообразной, институционально и ассоциативно дифференцированной социальной общности

Цивилизация – мир средств, культура – мир целей

Джекоб Морено (1892-1974)

Создатель социометрии

Социометрия - «математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода»

Три важнейших базисных понятия социометрии:

«социус» - товарищ,

«метрум» - измерение,

«драма» - действие

«Вместо анализа социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших групп

Это отход от социальной вселенной к ее атомарной структуре»

«Социометрия изучает индивидуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы»

Через раскрытие социально-психических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп

Инструменты социометрического анализа – социометрические тесты,

социоматрицы и

социограммы

Социометрический тест – один из приемов опроса людей, в ходе которого выполняется задание стандартной формы, позволяющее получить как бы «коллективное самовыражение опрашиваемых», т. е. количественно измеримые характеристики межличностных отношений в социальной группе Социоматрица – таблица, в которую при помощи графических и числовых обозначений заносятся полученные в результате исследований данные, характеризующие систему взаимоотношений людей в изучаемой группе

Социограмма – дает соответствующее графическое (схематическое) выражение социальных отношений людей преимущественно в малых группах

В социометрии широко используются разнообразные индексы, коэффициенты и пр., позволяющие дать количественную характеристику изучаемым явлениям социального взаимодействия

Причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов, складывающиеся из особых «микроэлементов», которые именуются «социальными электронами», или «телеэлементами»

«Телеэлементы» («теле») - простейшие единицы чувства, излагаемые человеком и направленные от индивида к индивиду

Интенсивное излучение «теле» «со знаком плюс» вызывает симпатию, а излучение «теле» «со знаком минус» - антипатию

Отношения людей определяются социометристами в терминах

безразличия,

симпатии (притяжения) и

антипатии (отталкивания)

Помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная)

Социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования микро- и макроструктур

Микроструктура – совокупность психических отношений людей, их желания, чувства, представления и т.д.,

Макроструктура – пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций

Основным источником напряженности и социальных конфликтов является несоответствие микро- и макроструктур группы или общества

Я. Морено сформулировал ряд законов

«Универсальный микрозакон»:

социальные конфликты и напряжение увеличиваются прямо пропорционально социодинамической разнице между микро- (социометрической матрицей) и макроструктурой (официальным обществом)

Основным путем для ликвидации конфликтов в обществе является приведение в соответствие микро- и макроструктур

Социальная напряженность и различного рода конфликты могут быть ликвидированы путем реорганизации макроструктуры (перегруппировки людей в пространстве) таким образом, чтобы во всех случаях рядом оказывались люди, симпатизирующие друг другу

«Закон насыщения»:

подобно тому, как в химических растворах существует точка насыщения, за пределами которой остается нерастворимый осадок, так в национальных и межнациональных отношениях также существует подобная точка, превышение которой ведет к «перенасыщению» или, иными словами, к национальным и расовым конфликтам, розни и войне

Социогенетический закон:

высшие формы любой коллективной организации развиваются из простейших форм

Социодинамический закон:

человеческие привязанности внутри любой группы распределяются неравномерно

Большая часть эмоциональных влечений приходится на немногих членов группы («звезд»), в то время как большинство участников ее оказываются как бы «эмоционально обездоленными»

Одним из важнейших методов социометрии Морено считал вовлечение исследуемых лиц в активный терапевтический процесс, который он именовал «психодрамой»

Это организация сценического действия, в рамках которого действуют режиссер, актеры (пациенты), терапевтические помощники

Целью психодрамы выступает предоставление личности свободы самовыражения для освобождения ее от напряженности современной реальной жизни

Пациент - участник психотерапевтического действия - получает задание: изобразить в «терапевтическом театре» совместно с другими людьми свой внутренний мир, спонтанно разыграть различные ситуации, в которых бы изживались тревожащие его проблемы

Создание социометрии явилось одним из наиболее значимых достижений социологии как науки за весь период ее существования

Внедрение количественных методов в социологию существенно преобразило ее и позволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с исследованиями в области естественнонаучного знания

Теоретическое, методологическое и практическое значение социометрии огромно

Одним из наиболее существенных последствий создания ее стал рост интереса и возможностей социальных исследований в изучении разнообразных проблем человеческого существования с использованием количественных методов и современной компьютерной техники

П. Лазарсфельд (1901-1976). С 1933 по 1969 гг. профессор Колумбийского университета США. Президент Американской социологической ассоциации в 1961-1962 гг.

Работы:

«Искусство спрашивать «почему»

«Массовая коммуникация, популярные вкусы и организованное социальное действие»

«Проблемы обзорного анализа»

«Американский солдат»

«Анализ атрибутивных данных»

Большое внимание уделял разработке количественных методов и основам их применения в социальных науках, поскольку, по его мнению, их внедрение помогает преодолевать «барьеры, существующие между различными дисциплинами социальных наук»

В качестве наиболее плодотворного он выделял метод шкалирования, считая основной задачей эмпирической социологии поиски «все более уточненной техники разработки шкал и их комбинирования во все более сложные взаимозависимости»

Впервые ввел в методику социологических исследований рад новых методов (например, панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 года в США), разработал логические и математические основания патентно-структурного анализа

Внес большой вклад в исследования

социальных последствий безработицы;

воздействия средств массовой информации на общество;

поведения избирателей;

высшего образования в США

Усилиями Лазарсфельда и его коллег в эмпирической социологии в 50-е годы довольно четко оформилась тенденция к созданию математической социологии

Фундамент этой отрасли науки составляют труды самого Лазарсфельда, а также Г. Карлссона - по социальному моделированию, Г. Саймона - по созданию стратегии построения моделей в социальных науках, В. Ф. Грина - по разработке принципов измерения установки индивида методами шкалирования, Л. Гуттмана - по разработке основных компонентов шкального анализа

Социологический факультет Гарвардского университета

Э. Мэйо,

П.А. Сорокин,

Т. Парсонс

Элтон Мэйо (1880-1949)

Разработал индустриальную социологию и доктрину «человеческих отношений»

Значительный вклад в развитие индустриальной социологии и социологии управления внесли знаменитые «хоторнские эксперименты» Мэйо в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго (1927-1932)

Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, показал особую роль человеческого и группового фактора

Человек – социальный организм, ориентированный и включенный в контекст группового поведения, человеческая природа несовместима с жесткой иерархией подчиненности в бюрократической организации

Руководители организации должны ориентироваться в большей степени на людей, нежели на производство продукции

Это обеспечивает социальную удовлетворенность человека своим непосредственным трудом и в конечном счете - социальную стабильность общества

Мэйо разработал новые средства повышения производительности труда - «паритетное управление», «гуманизация труда», «групповые решения», «просвещение служащих» и т. д.

Профсоюзы рассматривались Мэйо и его последователями в качестве партнеров руководства в деловых отношениях на промышленных предприятиях

Мэйо стал создателем социальной философии менеджмента – новой отрасли технико-организационных и социальных аспектов управления общественным производством

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)

«Преступление и кара, подвиг и награда»

«Система социологии»

«Социология революции»

«Социальная мобильность»

«Современные социологические теории» «Социальная и культурная динамика»

«Общество, культура и личность»

Вклад в социологию:

Теория социальной мобильности

Теория социокультурной динамики

В 1919 году Сорокину удалось организовать первую в России социологическую кафедру, а в 1920 году он становится профессором по кафедре социологии

Осенью 1923 года по приглашению ряда американских социологов Сорокин навсегда перебирается в США

Теория социальной мобильности

Социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком

Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности

Вертикальная мобильность: внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая циркуляция и продвижения по «экономической лестнице»

Если в «нормальные времена мобильность является процессом постепенным, регулируемым определенными и твердыми правилами, то в периоды великих бедствий... поступательность, упорядоченность и строго контролируемый характер мобильности существенно нарушается, иными словами, приобретает черты хаоса

Абрис и высота социальной стратификации - вневременные, нормативные черты стратификации, а их флюктуации не содержат никакого однонаправленного движения

Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества

Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей

Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях

Теория культурной динамики

Все люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половое влечение и т. п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов

В отличие от случайных и временных агрегатов (типа толпы), характеризуемых отсутствием ясных и пролонгированных связей между людьми, только общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго»-конституирующих общество членов

Поэтому любое общество можно описать и понять лишь только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей

Эта система суть единовременное культурное качество

Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняясь также и в дискретные периоды культурной истории (войны, революции, общественные бедствия)

Социоэмпирические исследования культурных качеств (значений, норм, ценностей) позволяют выявить весьма длительные периоды истории, в течение которых проявляются отдельно близкие и даже идентичные культурные образцы - виды деятельности, мысли, творчества, верований и т. п.

Эти продолжительные образцы культурной жизни, несмотря на всевозможные и случайные девиации, эмпирически устанавливаются лишь потому, что сами суть продукт логико-значимых культурных систем

Логико-значимые культурно-ценностные системы - детерминанты культурного качества - формируются под воздействием «двойственной» природы человека - существа мыслящего и существа чувствующего

Если основной акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы то, соответственно, детерминируется чувственный образец культурных ценностей; на воображении и разуме - нечувственный

При условии баланса чувственных и рациональных стимулов формируются особые идеалистические культуры

Перегруппировка всех классов ценностей, значений, норм в этом ключе, их открытие в ходе исторического исследования показывают удивительное сочетание с ценностными классами, выработанными древнегреческой философией, а именно:

ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина);

эстетического удовлетворения (Красота);

социальной адаптации и морали (Добро); и,

наконец, конституирующая все остальные ценности в единое социальное целое (Польза)

Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырех универсальных категорий

Игнорирование их или подмена другими объясняющими факторами неизбежно ведет к сциентической неудаче искусственного перевода этих категорий на язык других и менее адекватных терминов

Интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа или культурной ценности

Любой индивид вписан в систему культурных ценностей - значений - норм, а его бессознательные мотивы и биосознательные стимулы контролируются и подчиняются его социосознательному «эго»

Культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте, Добру

Подобный «интегрализм» характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры

Базовые факты социологии ментальны по своей природе, а посему могут быть поняты лишь в категориях человеческого социокультурного универса, как чего-то целого

Интегральная истина ближе всего абсолютной истине

Понятия «группы», «роли», «класса», «стратификации», «социального действия» и им подобные приобретают научную обоснованность лишь тогда, когда интерпретируются как переменные культурных сверхсистем, конгруэнтных связей ценностей - норм – знаний

В пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат, географическое положение и т. п.), наиважнейшим фактором социокультурных изменений (динамики) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы - «идеациональной», «идеалистической», «чувственной»

Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное

Его главное пророчество: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков

Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи

Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках

Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами

За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - поколение людей будущего

Эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу»:

«Если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный

Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни

Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа»

Фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях обеих держав

Конвергенция заключена не только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США

Конвергенция безусловно приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же, как и во всей человеческой вселенной»

Структурно-функциональная теория, или структурно-функциональный анализ, - одно из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли

Это сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной действительности

Основоположниками структурно-функционального анализа принято считать Толкотта Парсонса (1902-1979)

(«Структура социального действия», «Социальная система», «Социальная система и эволюция теории действия») и

Роберта Мертона (1910-2003)

(«Социальная теория и социальная структура», «Подходы к изучению социальной структуры»)

Структура «работающей системы» проявляется в том, что система определенных стандартов «стремится к сохранению» или «стремится к развитию» согласно эмпирически постоянному образцу

Социальная система является системой действия, т. е. мотивированного человеческого поведения, а не системой культурных стандартов

Она взаимодействует с культурными стандартами точно таким же образом, как с физическими и биологическими условиями

Функциональные потребности, независимо от того, лежат ли в их основе биологические, социокультурные или индивидуальные источники, удовлетворяются посредством процессов действия

Структура - это совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений элементов

Социальная структура представляет собой стандартизированную систему социальных отношений деятелей (акторов)

В большинстве отношений действующее лицо не принимает участия в качестве целостной сущности, а участвует в них лишь посредством какого-либо «сектора» целостного действия

Сектор, представляющий собой единицу социальных отношений, называют ролью

Социальная структура представляет собой систему стандартизованных отношений деятелей, выполняющих роли относительно друг друга

Понятие роли соединяет подсистему действующего лица как психологической единицы с определенной социальной структурой

С точки зрения социальной системы, роль - это некоторый элемент обобщенной стандартизации действий индивидов, входящих в эту систему

С точки зрения деятеля, его роль определена нормативным ожиданием членов группы в социальных традициях этой группы

Принятие или непринятие этих ожиданий влечет за собой санкции одобрения и награды или порицания и наказания

В процессе социализации индивидом усваиваются стандарты и идеалы его группы таким образом, что они становятся эффективными мотивационными силами его собственного поведения, независимо от внешних санкций

Существенным аспектом социальной структуры становится система стандартизованных ожиданий, которая определяет корректное поведение личности, опирающееся как на собственные мотивы конформизма, так и на санкции окружающих

Такие системы стандартизованных ожиданий, занимающие определенное место в тотальной системе и достаточно глубоко пронизывающие действие, условно называются социальными институтами

Основным структурным стабильным элементом социальных систем является структура институциональных стандартов, определяющих роли входящих в нее деятелей

Институционализированные роли представляют собой механизм, интегрирующий разнообразные возможности «человеческой природы» в единую систему, способную преодолеть ситуационные крайности, с которыми сталкивается общество

С помощью подобных ролей выполняются две функции относительно возникающих ситуаций

Первая функция – отбор таких возможностей поведения, которые «удовлетворяют потребностям и допустимым пределам данной стандартизованной структуры: при этом другие типы поведения подавляются или игнорируются»

Вторая функция обеспечивает через механизмы взаимодействия максимум мотивационной поддержки действию индивида в соответствии с ролевыми ожиданиями

Социальные институты – это и следствия, и контролирующие факторы поведения человека в обществе

Они одновременно связаны как с функциональными потребностями деятелей-индивидов, так и с социальными системами, в которые они входят

Основным структурным принципом общества является принцип функциональной дифференциации

Однако функциональное содержание в социальных явлениях оказывается более сложным, переплетаются функциональные потребности деятеля и социальной системы

Институты могут быть

«ситуационными» и выступать в качестве стандартов,

инструментальными, сформированными ради достижения определенных целей,

«интегрирующими», т. е. ориентированными на регуляцию отношений индивидов

Р.Мертон:

существует три принципа структурно-функционального анализа

во-первых, стандартизованные социальные виды деятельности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы;

во-вторых, что все эти социальные и культурные элементы выполняют социальные функции;

в-третьих, они тем самым необходимы

«Функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы, в целом»

Положение о полном функциональном единстве человеческого общества зачастую противоречит фактам

В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других

Р. Мертон предлагает реально учитывать совокупности социальных единиц, для которых данное социальное или культурное явление оказывается функциональным

Классический структурный функционализм утверждает, что все стандартизованные социальные или культурные формы имеют позитивные функции

Р. Мертон: вопрос о том, являются ли последствия того или иного культурного события функциональными, решается не априорно, а в процессе исследования

Устойчивые культурные формы имеют баланс функциональных последствий как для общества в целом, так и для отдельных групп, способных сохранить эти формы нетронутыми путем прямого принуждения или же опосредованно, с помощью убеждений

Постулат незаменимости:

Во-первых, существуют определенные незаменимые функции, если они не будут выполняться, то общество (группа, индивид) прекратит свое существование

Во-вторых, те или иные культурные или социальные формы являются необходимыми для выполнения определенных функций

В-третьих, одни и те же функции, необходимые для жизнедеятельности и существования различных социальных групп, могут выполняться разными социальными структурами и культурными формами

Теорема функционального анализа:

точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может по-разному выполняться

Потребности удовлетворения тех или иных жизненных функций скорее рекомендуют, нежели предписывают принятие той или иной социальной структуры

Имеется диапазон вариаций структур, удовлетворяющих данной функции

Предел вариабельности устанавливается ограничениями, накладываемыми социальной структурой

Р. Мертон приходит к пониманию функциональных альтернатив, функциональных эквивалентов или функциональных заменителей

Нельзя предполагать полную интеграцию всех сообществ

Последствия функционирования устойчивых форм культуры могут быть как функциональными, так и дисфункциональными

Необходимо разработать метод определения чистого балансового итога последствий того или иного социального явления

Р. Мертон разделяет функции на явные и латентные, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями

Мотивы и функции изменяются независимо друг от друга

Явные функции относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивид, группа, сообщество, социальная или культурная система)

Латентные функции – к непреднамеренным и неосознанным последствиям социального действия

Интеллектуальный вклад социолога состоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий (к которым относятся скрытые функции) социальной практики, так же как и в изучении ожидаемых последствий (среди которых находятся явные функции)

Обнаружение скрытых функций означает серьезное расширение диапазона социологического знания

Значительный вклад в развитие американской социологии внесли ученые других университетов.

Уильям Самнер (1840-1910), профессор Йельского университета (США)

«Наука об обществе»

Общественная эволюция носит неуклонный и автоматический характер

В обществе также имеют место всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование

Социальное неравенство – естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации

Нравы и народные обычаи – первичный фактор, определяющий развитие общества и его социальную структуру

Нравы и народные обычаи – всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы

Народные обычаи – бессознательно складывающиеся способы борьбы людей между собой и с окружающей живой природой

Основополагающие мотивы человеческих действий –

голод,

сексуальная страсть,

честолюбие и

страх

Способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида уже как привычки

Индивид соответствует собственному общественному окружению как участник деятельности социальной группы, как существо, принимающее ее нормы

Самнер ввел в социологию понятия «мы-группа» и «они-группа»

«Мы-группа» характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения «мы-группа» и «они-группа» - определенной напряженностью и враждебностью

Это связано с «этноцентризмом» - склонностью человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит

Собственная социальная группа является для человека центром всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней

Общество - конгломерат конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель жизни - поддержание ее самой

Стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной общественной жизнедеятельности

Лестер Уорд (1841-1913)

американский исследователь – геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации

«Динамическая социология, или Прикладная социальная наука, основанная на статической социологии и менее сложных науках» (1891)

Основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания

Желание быть счастливым – основной стимул всех общественных движений и это желание поддерживало все прошлые моральные и религиозные системы

Учение о сущности универсальных социальных сил

«Существенные общественные силы» –

«силы предохранительные» –

«положительные» (вкус и стремление к удовольствию) и

«отрицательные» (стремление избежать страдания)

«силы воспроизводящие» –

«прямые» (половые и любовные желания) и «непрямые» (родительские и родственные чувства)

Силы общественные есть силы психические, а потому социология должна иметь психический базис

Основа всех действий личности («первоначальная социальная сила») –

«желания», выражающие природные импульсы человека

Многообразие человеческих желаний группируется, вокруг двух основных – удовлетворения голода и жажды и удовлетворения половых потребностей, отражающих стремление к продолжению рода

Этими комплексными желаниями обусловливается активное поведение человека, направленное на преобразование естественной окружающей среды

Главной движущей силой исторического развития является человеческий интеллект

Прирожденные интересы человека действуют, как правило, в противоположных направлениях, в силу чего интересы отдельных индивидов сталкиваются, «бросаются друг на друга»

В общественной сфере идет постоянная борьба за существование

Единственная основа для формирования всех социальных явлений («первичная, однородная, недифференцированная общественная плазма») – групповое чувство безопасности

Человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками человеческой цивилизации

Обман – специфическая разновидность труда

На первых ступенях эволюции человек обманывал животное, чтобы убить и съесть его, а сейчас он обманывает людей для приобретения богатства и удовлетворения своих желаний

Поведение человека определяется также и «репродуктивными силами» – сексуальной, романтической, супружеской, материнской и кровной любовью или сексуальной, романтической, супружеской, материнской и кровной ненавистью

В природе этих сил – источник неравенства, существенный элемент которого – неравенство между мужчиной и женщиной

Психические факторы цивилизации подразделяются на три основные группы:

субъективные,

объективные и

социально синтезированные факторы

Субъективные факторы – различные проявления души:

чувства, эмоции, волевые акты и т. д.

Объективные факторы – интуиция, способность к изобретению, проявление творческого духа, интеллектуальные задатки

Социально синтезированные факторы –

экономия природы,

экономия ума,

социальные аспекты проявления воли и интеллекта,

социократия

Чарльз Хортон Кули (1864-1929). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907 г.); в 1918 г. президент Американского социологического общества

Основные труды

«Человеческая природа и социальный порядок» (1902)

«Социальная организация» (1909)

«Социальный процесс» (1918)

«Социологическая теория и социальное исследование» (1930)

Вклад в социологию:

Теория социализации личности («теория зеркального Я»)

Общество, социальные группы и индивиды – единый живой организм

Социальная природа человека вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково

Социальная природа человека – общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности

Общество и сознание тождественны

Необходимо различать первичные и вторичные группы

Первичные группы (семья, детские группы, соседство, местные общины) являются основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малым размером

Здесь происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности

Вторичные общественные институты (классы, нации, партии) образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения, в которые сформировавшийся индивид вовлечён лишь частично как носитель определённой функции

Теория «зеркального Я»: личность – сумма психических реакций человека на мнение о нём окружающих людей

Чарльз Р. Миллс (1916-1962)

«Властвующая элита»,

«Социологическое воображение»

Теория социального конфликта

Теория Парсонса несостоятельна потому, что отвергает идею структурного антагонизма, мятежа, революции и внушает убеждение, что гармония интересов является естественной чертой любого общества

Социальная жизнь полна конфликтов, и вечно нестабильна

«Властвующая элита» – союз промышленной, политической и военно-бюрократической элит

В обществе постоянно идет борьба за власть: 1) между конфликтующими классами; 2) между управляющими и управляемыми; 3) между высшими и могущественными людьми и простым человеком

Социологи должны решать три группы вопросов:

1. Какой является структура данного конкретного общества как целостности?

Какими являются ее основные компоненты и каким образом они связаны между собой?

Чем эта структура отличается от других вариантов общественного строя?

Что в этой структуре содействует ее сохранению, а что, наоборот, требует преобразований?

2. Каким является место этого общества в истории человечества?

Kакое значение имеет это общество для развития человечества как целостности?

Каким образом исследуемые нами явления влияют на данный исторический период и сами подлежат его воздействию?

Какие основные черты данного периода?

Чем он отличается от других периодов?

Каковы характерные для него способы творения истории?

3. Какие люди преобладают в данном обществе в данном периоде?

Какие будут преобладать в будущем?

Каким образом их отбирают и воспитывают, освобождают и репрессируют, делают восприимчивыми и тупыми?

Какие изменения «человеческой природы» проявляются в поступках и характере людей, которых изучают в этом обществе в данный период?

Какое значение для «человеческой природы» имеют особенности исследуемого общества?

Во главе Америки находится более или менее постоянная группа семей

Выборы президента или конгрессменов – это, по сути, фикция, не имеющая существенного значения

Единоличное правление властвующей элиты не только представляет угрозу для демократии, но и может спровоцировать третью мировую войну

Льюис Козер (1913 - 2003)

«Функции социального конфликта»

«Продолжение исследования социального конфликта»

Ученик Р. Мертона, хотел «дополнить», «усовершенствовать», «углубить» теорию структурно - функционального анализа

Конфликты – продукт внутренней жизни общества, существующего в нем порядка вещей, самих отношений между отдельными личностями и группами

Конфликты выполняют позитивные функции, играют интегрирующую и стабилизирующую роли в общественной жизни

Социальный конфликт есть неотъемлемый атрибут социальных отношений

Любая социальная система предполагает определенное размещение власти, богатства и позиций статуса среди индивидов и общественных групп

Никогда не существует полного согласия или соответствия между тем, что отдельные лица или группы считают причитающимся им по справедливости, и тем, чем они фактически располагают, владеют вследствие существующей системы распределения

Конфликт проистекает из попыток различных социальных групп и индивидов увеличить их собственную долю вознаграждения

Конфликты выполняют ряд позитивных функций

1) Функция разрядки напряженности между антагонистами

Социально контролируемый конфликт очищает воздух, которым дышат его участники, и позволяет возобновлять их взаимоотношения

Без возможности выхода взаимной враждебности друг к другу члены группы могут чувствовать себя совершенно подавленными; обеспечивая же свободный выход чувствам вражды, конфликты служат поддержанию и сохранению взаимоотношений

2) «Коммуникативно - информационная» и «связующая» функции

В результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности

Взаимная информация, зондирование, взаимное узнавание друг о друге содействуют замене ранее враждебного взаимодействия дружественным

3) Функция созидания и конструирования общественного объединения

Противоборство как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплоченность группы

Если такового нет, то его надо провоцировать

Исчезновение первоначальных врагов ведет к поиску новых, чтобы группа могла быть все время в состоянии конфликта

Посредством этого и поддерживается структура, которая оказалась бы в опасности, если бы больше не было врагов

Интегрирующую роль играет борьба против внутренних врагов («отступников», «раскольников»), ибо она способствует осознанию членами группы своих общих интересов и объединению усилий по самообороне, в результате чего опять-таки повышается сплоченность группы

4) Функция стимулирования и возбуждения социальных изменений

Конфликт не только порождает новые нормы, новые институты, он является стимулятором в экономической и технологических сферах

Группы или системы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции

Наши рекомендации