Проблемы и тенденции развития семейно-брачных отношений

Среди таких прежде всего назовем проблему разводов. В обществе обычно создается механизм, регулирующий ситуацию с неудавшимися браками. По мере того как общество признает права граждан выбирать себе брачных партнеров, возможности прекратить брак тоже возрастают. В развитых индустриальных обществах частота разводов обычно выше, чем в аграрных, традиционных.

Демографические факторы разводов:

- возраст вступления в брак: частота разводов наименьшая при заключении браков в возрастах модальных для этого события; частота разводов повышается с увеличением возраста женщины при замужестве. Средний возраст вступления в первый брак в развитых странах 25-30 лет. Причем, для мужчин на два года больше, чем для женщин. В России средний возраст вступления в первый брак 21,7 года для женщины, 24,4 года для мужчин;

- большая разница в возрасте супругов. Социологи обычно связывают факторы, стабилизирующие семью, со способностью супругов к адаптации и конформности, с характером их потребностей, интересов и выполняемых ролей.

Социальные факторы риска разводов: первая группа связана с личностями, вступающих в брак и их происхождением, влиянием родительского дома, социально-демографическими признаками, физическим и умственным здоровьем. Наиболее значимы происхождение из неполных семей и пример разведенных родителей.

Вторая группа связана с первичной совместимостью пары, условиями знакомства, характером предбрачного периода, мотивацией брака. Более значимы здесь несоответствие возраста супругов, неодобрение родителей, слабая мотивированность брака.

Третья группа социальных факторов разводов появляется в течение совместной жизни. Это экономические, жилищные условия, несоответствие ролевых ожиданий, их реализации (вторичная несовместимость, неадекватность поведения, семейные конфликты, сексуальная дисгармония, алкоголизм). Более значимы из них отсутствие отдельного жилища, злоупотребление алкоголем, несправедливое распределение домашних обязанностей, недооценка различия интересов.

С точки зрения последствий развода социологи изучают: 1) положение мужа, жены, ребенка; 2) их здоровье, материальное положение; 3) как меняются функции семьи, особенно социализация; 4) отношение к вступлению в новый брак, к возвращению в покинутую семью; 5) в каком браке – прежнем или повторном более счастливы.

Социологи США считают, что тезис о том, что высокий уровень разводов угрожает существованию института семьи, неверен. Юридический развод и прекращение брака – не одно и тоже. Статистика не отражает достоверно эти процессы. Прочность семейных и родственных связей сохраняется и при высоком уровне разводов. С увеличением юридических разводов растет и число повторных браков. Влияние распада на детей преувеличено, так как большинство разведенных бездетны.

Еще одна проблема - одиночество. Его причины:

1) Распад брака в результате развода. Коренная ломка привычного образа жизни вызывает массу проблем. Одиночество приносит страданий больше, чем жизнь в семье. У холостяка неупорядоченное, безалаберное существование, излишества, дурные привычки. Одиночество убивает медленно и верно и больше мужчин, чем женщин.

2) Овдовение, смерть одного из супругов. Овдовевшие не отличаются от холостых ничем, кроме даже более высокой смертностью. Риск овдовения возникает в 69-70 лет, т.е. через 45-50 лет брака. Структура причин одиночества: 23% - смерть жены, 53% - смерть мужа, 24% - развод.

3) Нуклеаризация семей – т.е. выделение взрослых детей из родительской семьи.

Одинокие составляют 10 – 15% в населении развитых стран, 70% из них пожилые женщины.

Еще одна социальная проблема - семьи, возглавляемые женщиной (монородительские). Они появляются в результате разводов и внебрачных рождений. Их 12 – 15% среди всех семей. В США есть тенденция роста «отцовских» семей. Исследования показывают, что социально-экономические условия жизни неполных семей существенно хуже, чем полных. Говорят и о воспитательной ущербности материнской семьи. Но отсутствие отца влияет прямо не на ребенка, а на экономический и социальный статус, поведение матери, на ее взгляды и психическое здоровье. И уже через нее на ребенка.

Проблемой являются и повторные браки (вторичные семьи), другие формы семьи. В США например 75% разведенных женщин и 80% разведенных мужчин снова вступают в брак. Наибольшая доля повторных браков в первые годы после прекращения брака. Но фактическое начало второго брака может не следовать за разводом, а предшествовать ему. При этом основные проблемы первого брака: незрелость, неподготовленность к браку, сексуальная дисгармония, дети и финансовые трудности. В повторном браке на первом месте – дети и финансовые трудности.

Распространено представление о «злой мачехе». Но это - миф. 64% опрошенных назвали отношения детей и неродной матери прекрасными. Хотя проблема здесь есть, но она связана с детьми – подростками.

Весьма распространено в наши дни сожительство (незарегистрированные брачные союзы). Некоторые даже считают их угрозой институту семьи. Для молодых людей – это этап в выборе брачного партнера (пробный брак). Для уже состоявших в браке может быть альтернативой зарегистрированному браку (сохранение льгот, пособий, алиментов, уход от правовых осложнений).

Рост числа свободных союзов сопровождается и ростом числа рожденных в них детей. Но и растет число детей, рожденных в союзах, которые распадаются, не дожив до брака.

Социология семьи помогает объяснить социальные перемены в обществе:

- высокий уровень разводов ведет к повышению доли «осколочных» семей с детьми;

- некоторая часть супружеских пар откладывает рождение ребенка или остается бездетными;

- растет число нетрадиционных семей: одиноких, незамужних матерей, взрослых людей, не связанных узами родства;

- недостаточный воспитательный потенциал семьи;

- двойная нагрузка женщин.

Содержание и принципы семейной политики.

Распространенно выражение: «крепка семья – крепка держава». Можно утверждать, что уровень социальной защищенности граждан в обществе напрямую зависит от благополучия семей. Вместе с тем нарастающие проблемы в сфере семейно – брачных отношений ослабляют позиции государства, общества. Тем самым российская семья как важнейший социальный институт с ее жизнедеятельностью, потребностями, запросами, ориентациями, установками должна стать основным объектом и субъектом социальной политики и системы социальной защиты в городе, районе, в регионе, стране в целом.

Семейная политика в качестве самостоятельного понятия стала выделяться в 80-е гг. прошлого века. Она рассматривалась тогда, как активная социальная политика по адресному удовлетворению потребностей населения с учетом особенностей полных и неполных, благополучных и неблагополучных семей, семей с нормальным достатком и без него, многодетных и малодетных, молодых и т.д. Такая адресная социальная политика являла стремление государства к более эффективному вложению средств в социальную сферу. Подобная переориентация социальной политики оправдана: на конкретную семейную общность, а не обезличенного среднестатистического жителя (даже если он делится на большие общности: дети, молодежь, женщины, пенсионеры и т.п.). Именно такая переориентация должна все больше диктовать и развитие сферы производства, услуг.

Классики социально-политической мысли относили семейно-брачные отношения к числу наиболее устойчивых и поддерживающих традиции и обычаи. Выполнение семьей общественно-значимых функций обязывает общество проявлять интерес и заботу о стабилизации семейно-брачных отношений. А состояние общества, его кризис вызывает кризисные явления в семейно-брачных отношениях. Актуальность этой проблемы мы подтверждаем результатами всех наших исследований.

Кризисные явления в последние годы в российской семье детерминируют повышенное внимание общества к решению ее проблем, выделение в государственной политике специального направления – семейной политики. Социальная политика, направленная на оптимизацию деятельности семейной группы, стабилизацию семейно-брачных отношений, в современной обстановке приобретает особую актуальность. От нее зависит демографическая ситуация, удовлетворение основных потребностей человека.

Отношения государственной власти и семьи в России складывались противоречиво. Дезорганизационными факторами института семьи были:

1) массовое вовлечение женщин в общественное производство, отсюда двойной рабочий день матерей;

2) низкая оплата труда мужа и жены, что не дает возможности одному работающему содержать семью;

3) многолетнее отношение к семье как второстепенному, личному, отсюда незначительная государственная поддержка;

4) неразвитость сферы общественных бытовых услуг;

5) низкий уровень дошкольного воспитания и его дороговизна;

6) разрушение церкви как одного из хранителей морали.

Кризисное состояние семьи проявляется и в деформации взаимоотношений в семейной группе:

- в родительских отношениях – отказ матерей от новорожденных, проявление жестокости к детям, пренебрежением родительским долгом, отсутствие понимания между родителями и детьми;

- в супружеских отношениях – снижение числа браков, рост разводов, супружеской неверности, внебрачных связей и детей;

- в родственных отношениях – ослабление связей между родными, снижение взаимной материальной и моральной поддержки, пренебрежение родительским или сыновним, дочерним долгом.

В исследованиях обнаружены причины кризисных явлений в семье:

1. кризис в экономике, неуверенность в завтрашнем дне;

2. ухудшение благосостояния, низкий уровень жизни;

3. падение морали, нравственности в обществе, дефицит любви, эгоизм;

4. нехватка сил и времени у родителей для семьи, детей;

5. плохое воспитание самих родителей, их неумение ладить друг с другом, идти на компромисс, неуважение, низкая культура сексуальных отношений;

6. слабые психологические, педагогические знания;

7. злоупотребление алкоголем, в том числе среди женщин;

8. жилищно-бытовые трудности;

9. низкая личностная культура, грубость;

10. неумение рационально вести домашнее хозяйство;

11. негативное влияние СМИ, пропагандирование насилия, жестокости, эротики.

Происходит резкое снижение основной функции семьи – репродуктивной. Заметно сокращается в семьях частота деторождений. Они становятся все малочисленнее.

В семейной политике как способе координации взаимодействия семьи и общества имеет значение учет изменений в семейно-брачных отношениях. Появление тех или иных типов, моделей семьи неслучайно. Оно – следствие глубинных сдвигов в главных функциях семьи. Развитие идет в направлении роста престижа семьи, «семейного самосознания». Меняется базисная система брачно-семейных норм и ценностей, что отражает автономность института семьи. Направления трансформации семейно-брачных отношений: 1) от единственности традиционной модели семьи к разнообразию семейных форм; 2) от доминирования внешнего социального контроля к преимущественно внутрисемейным, индивидуальным способам регулирования проблем; 3) возрастает ценность суверенитета семьи и свободного выбора индивидуального жизненного пути; 4) идет и все более тесное ее включение в систему общественных связей. Семья делегирует часть своих функций другим социальным институтам (воспитание и образование детей, охрану и восстановление здоровья, социальное обеспечение, частично утрачивает свою экономическую самостоятельность).

Современные принципы семейной политики:

1. суверенитета семьи – минимизации чьего бы то ни было вмешательства в ее дела;

2. суверенитета личности – минимизации мер влияния на поведение членов семьи (как целого), оправдываемых интересами семьи;

3. расширения свободы выбора (брачных партнеров, числа детей, карьеры);

4. опоры на собственные силы и труд в обеспечении благополучии;

5. социальной защищенности семьи – обеспечение всем семьям гарантированного, стандартного минимального уровня доходов, жилищных условий, социальных услуг, правовой защиты, свободного времени, общественной поддержки;

6. социального партнерства – опоры на семейные, женские и т.п. движения, ассоциации, органы власти и управления, которые занимаются семейными проблемами;

7. дифференцированности политики – учет разнообразия существующих социально-демографических ситуаций, моделей и типов семьи.

Идею нейтралитета по отношению к семье разделяют правительства многих стран Западной и особенно Северной Европы. Здесь в семейной политике всемерно поддерживаются новые семейные формы и отношения, они включаются в круг социально дозволенных и защищаемых (например, уравнивание юридических и фактических браков, сожительства в правах). Но и оказывается помощь нуждающимся семьям: семейные пособия и финансовые льготы, возможности дневного пребывания детей вне семьи, отпусков для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми и другими членами семьи. Все это позволяет людям самим решать когда и с кем они образуют семью, когда и сколько будут иметь детей.

По расчетам немецких социологов и экономистов для стимулирования увеличения среднего числа детей с 1-2 до 2-3 дотация семьям должна достигать средней заработной платы за квалифицированный труд. Но такую дотацию не может себе позволить даже экономически высокоразвитая Германия. Поэтому важно отличать семейную политику как помощь семье в рамках войны с бедностью от демографических целей.

Практические рекомендации по осуществлению семейной политики как минимум сводятся:

Во-первых, к трудовой защите семьи, обеспечению трудовой занятости тех, кто воспитывает детей, осуществлению мер по борьбе с безработицей, трудоустройству подростков во вне учебное время.

Во-вторых, к социальной защите семьи, охране материнства и детства, разработке законодательных положений о правах и материальных гарантиях семье, воспитывающей детей, по поддержке социально уязвленных семей.

В-третьих, к социальной защите детей.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. В чем особенности семьи как малой группы и социального института?

2. Что является предметом и задачами социологии семьи?

3. Каковы функции семьи как социального института?

4. Каковы социальные проблемы современной семьи?

5. Какие факторы влияют на стабильность семьи?

6. Каковы основные принципы и направления семейной политики государства?

Наши рекомендации