Теории обмена в социологии

1. Теоретические предпосылки возникновения.

2. Дж. Хоманс и его теория социального обмена.

3. Критика теории Дж. Хоманса.

4. П. Блау и его интегративная теория социального обмена.

1. Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования.

Бихевиоризм Английская утилитаристская политэкономия Структурный функционализм Структурализм  
Скиннер Утилитаризм – течение экономической мысли; оценка вещей, предметов, процессов и явлений с точки зрения их полезности и возможности их использования для достижения целей и удовлетворения потребностей. XIX век. Дж. Милль, Австрийская школа. Взаимодействие и взаимозависимость в преследовании интересов. Рациональность Парсонс, Мертон Социальные и культурные явления не самостоятельны; они – внутренние скрытые системы отношений = знаковые системы = объекты, наделённые значением. Леви-Стросс: моральный характер обмена.  
Для объяснения социальных фактов используются социальные факты
Индивид – наполнитель социальной роли, диктуемой социальной структурой
Индивидом управляют крупные масштабы и институты

2. Поддерживал бихевиоризм.

Социальный обмен – функциональный процесс, на базе которого возникают более сложные социальные структуры.

Исходная единица социологического анализа – элементарное социальное поведение.

Черты
строго сциентический, научный стиль взаимодействие двух людей стимул ---> реакция
использование психологических принципов при объяснении взаимодействия между людьми индивид – существо, нацеленное на получение выгоды от своего поведения, выстраивающее его так, чтобы выгода была максимальной лабораторные исследования поведения людей
Основные понятия
деятельность – факты явного поведения, имеющие целью вознаграждение нормы – утверждения, посредством которого люди устанавливают, какой тип действия им выбрать в той или иной ситуации издержки – деятельность, приносящая наказание или альтернативное вознаграждение, от которого отказываются ради другого вознаграждения
Вознаграждение – действие, обладающее позитивной ценностью Наказание – действие, обладающее негативной ценностью
ценности взаимодействие чувства обмен
         
Характеристики
"возвращение" человека в социологию научное описание процессов взаимодействия и обмена социальное поведение = рациональный процесс обмена двусторонний характер обмена, основанный на личной выгоде

Анализ: наблюдение ---> описание ---> объяснение.

Эмпирия ---> описание ---> доказательство ---> теория ---> 5 постулатов.

Аксиоматические положения для объяснения механизма социальных действий: постулаты
успеха стимула ценности депривации (пресыщения) агрессии – одобрения
чем чаще деятельность вознаграждается, тем чаще человек также действует если однажды получил вознаграждение, то в похожей ситуации, скорее всего, человек поступит также чем важнее единица деятельности для другого человека, тем чаще будет её выполнять для него чем чаще человек получает вознаграждение за действие, тем ценность её будет снижаться если не получает/меньшее одобрение, ценность вознаграждения падает, человек может проявить агрессию, а если получит (большее) одобрение, то наоборот

Принцип дистрибутивной справедливости – любое отношение стремится к тому, чтобы награда участников была пропорциональна затратам.

2.

замкнутость на диадическом обмене отрицание значения норм и ценностей недооценка норм и ценностей, формирующих обменные отношения
механическая, бездушная концепция социального субъекта; рассматр в рамках поведения "стимул ---> реакция"

3. Бихевиоризм + социологизм(?); теория обмена + структурный функционализм + интеракционизм + теории конфликта.

Задачи для создания интегративной теории обмена
концептуализация некоторых простых и непосредственных процессы обмена, микроуровень применить эти концептуальные конструкции для объяснения сложной организации процессов обмена, макроуровень

Обмен – специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений.

Вознаграждение – социальное одобрение, уважение, статус и практическая помощь.

Постулаты:

1) чем больше выгоды человек ожидает от другого, выполняя определённое деятельность, тем более вероятно, что он будет её выполнять;

2) чем большим кол-вом вознаграждений человек обменялся с другим, тем более вероятность новых обменов с ним;

3) чем чаще нарушаются нормы взаимодействия, тем …

4) чем чаще вознаграждается деятельность, тем больше падает ценность вознаграждения;

5)

6)

7) чем более стабильный

Ступени от микроуровня к макроуровню. Обмен:

1) межличностный: между участниками взаимодействия 2) дифференциация статуса и власти: выделение иерархий, статусов; появление лидеров легитимация и организация: ценностное и нормативное одобрения. Типы организаций групп: оппозиция и изменение: появление оппозиции, конфликт (дисбаланс в обмене, нарушающий нормы и справедливость), изменение
эмерджентные группы, создающиеся для каких-то целей
         
Ценностные стереотипы опосредуют поведение
ценностный контекст: есть средства, формирующие социальные отношения общественные ценности опосредуют связи в социальных ассоциациях и взаимодействие широкого масштаба
Ценностный контекст
парикуляристские универсалистские легитимный авторитет оппозиционные
средство интеграции и опора солидарности стереотипы, определяющие сравнительную ценность различных сущностей у некоторых людей больше власти, чем у других узаконивают оппозицию

Наши рекомендации