Сущность социальной экологии. Перспективы решения экологических проблем.

Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы. Цельюсоциальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы.Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Социальная экология как междисциплинарная наука базируется на трех типах методов: 1) естественнонаучных, 2) гуманитарных наук и 3) системных исследований, объединяющих естественнонаучные и гуманитарные исследования.

Основные пути решения экологических проблем: а) Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Его научной и философской основой может стать учение о ноосфере и об идее гуманизма к природе. б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Важнейшими элементами экологической политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть основанными на реальных возможностях. в) Формирование современного экологического законодательства. Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики. Основные характеристики современного экологического законодательства включают:

• создание системы специальных законодательных актов в области окружающей среды, актов природоресурсного законодательства, • формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических требований; • гармонизация с экологическим законодательством Европы и мира.г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов: • комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;• организации управления исходя не только из административно-территориального, но и природно-географического районирования страны; • разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов. д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений. е) Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения. Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями заинтересованной общественности, – важное направление, предпосылка повышения эффективности природоохранительной деятельности государства. ж)Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов.

Сущность и типы личности.

Понятие «личности» тесно связано с понятиями «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек - родовое понятие, совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ. Индивид - конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям. Личность

– социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном опыте (психологические характеристики, значимые для общества). Личность это субъект и продукт социальных отношений. Родившийся ребенок - не личность. Он - индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Личность по социологии – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

Наиболее распространенной в современной социологии считается типологияличности в зависимости от их ценностных ориентаций:

1)традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо, 2) у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам; 3)для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни; 4) реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5) гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.

Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Биогенный компонент учитывается лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.д. Социогенный компонент состоит из следующих элементов: Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); Способности к творчеству, знания, навыки; Степень овладения культурными ценностями общества; Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность; Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге, в образе жизни.

Социальная структура личности непостоянна и изменчива, т. к. в течение жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.

Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как социальное

явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом. Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинаетсяс первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.

Наши рекомендации