Роль науки и религии в современной россии

Все возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость. Сфокусировать в проблемном поле понимания ЧЕЛОВЕКА Поворот к человеку и духовным основам его общественного бытия не только актуален, но закономерен. Становится все более ясным понимание того, что судьбы мира, в конечном счете, зависят от факторов духовного порядка, ценностных ориентаций и нравственных установок человека.

Диалектика Божественного и человеческого, религиозного и научного, церковного и государственного, вероучительного и жизненно-практического пронизывает все сферы бытия общества и человека.

Наши ученые, прежде всего, гуманитарии немало потрудились над выявлением всего комплекса и спектра общественных отношений. Но за скобками остались Богочеловеческие отношения.

Фома Аквинский (1225-1274) называл спор между наукой и религией столкновением двух нетерпеливых форм невежества. Противостояние не кануло пока в Лету.Предвыборные съезды. В.Ф.Жириновский незнание или сознательный обман

Опыт «Переправы». Весьма выразителен и поучителен. Духовное подземелье. О чем это свидетельствует. О глубинном провале, базовом упущении и деформации всего строя жизни общества и человека. В образовании и воспитании; в хозяйственно-экономической жизни; в политике; социальном устроении; семье. Практически во всех звеньях и порах общественного организма.

Что такое человек по своей природе, существу, предназначению?

Единого классического и общепринятого определения не существует. Точки, вернее, кочки зрения, подглядывания и угадывания. От и до. Десятки.

Человек существует не с нуля. Он имеет начало. Человек - Боготварное, Богоподобное, Богообразное существо.

Многомерное и бесконечно многогранное, универсальное существо. (Растяжка: Человек человеку – абонент! Клиент! Абитуриент! Респодент! Экспонент! Рецепиент! И т.д. Возобладал чисто функциональный подход, объекту, предмету купли-продажи).

Природное, телесное, чувствующее, страдающее, мыслящее, разумное, общественное (социальное, семейное, политическое, правовое и т.д.), созидающее, стремящееся к свободе, духовно-нравственное, верующее существо. Взор с вершины блокирует плоский редукционизм, сведение высшего к низшему. Главное в человеке дух, его духовное состоянии. В котором он живет главными и благородными устремлениями

Как заложить духовно-нравственный вектор в образование и воспитание, в труд и хозяйство

Дефицит совести

ОПК и светской этики - в образовании

Духовная основа гармонизации социально-трудовых отношений (Велес)

Уже в античности был выдвинут целый ряд основополагающих идей в понимании общества.Диалоги Платона «Государство», «Политик» «Законы» составляют основу его учения об обществе. Периодизация общественного развития представлялась мыслителю в трех основных этапах:

1. Естественное природное состояние;

2. Общественное состояние, не отвечающее природе человека и социальному идеалу.

3. Идеальное общество будущего.

Описывая идеальное государство, Платон не ставит своей целью «сделать как-то особенно счастливым один из слоев общества, но наоборот, сделать таким все государство в целом». При этом следует устранить всех богатых, так как роскошь ведет к лени, и бедных, так как нищета ведет к злодеяниям. А то и другое - к торжеству неразумного, неизменного.

Аристотель в своей «Политике» считал, что создание такого идеального государства в земных условиях, в силу слабости и несовершенства человеческого рода, невозможно. Он вдохновлялся идеями формирования многочисленного среднего класса. Для достижения благой жизни и «совершенного самодовлеющего существования» нужен не только материальный достаток, но справедливость, венчающая все добродетели, и хорошие законы.

Средневековые, да и современные религиозные мыслители дают теологическое объяснение истории, видя в ней воплощение Божественного провидения. История человечества представляется от Адама и Евы и вплоть до страшного суда как непрерывная борьба «царства благодати» с «царством зла». Так, Августин рассматривает общество как «град земной» в свете «града Божьего».

Со времен Т.Гоббса и Д.Локка начинается разведение понятий общества и государства. В трудах просветителей (Вольтер, Руссо, Кондорсе) общество стало пониматься как идея человека, как его морально-духовное единство, а государство как выражение его «общей воли».

С эпохи Возрождения и в Новое время складываются элементы светской философии истории. Утверждается понимание того, что люди сами творят историю. Они - авторы и режиссеры, актеры и зрители разыгрывающейся человеческой истории в ее драматических, трагических, а порой и комических коллизиях. Общество выходит из своего предшествующего естественного состояния «войны всех против всех» на путь общественного договора, своеобразного социального контракта общества, его гражданских структур с государством.

И. Гердеррассматривал человеческую историю как непосредственное продолжение истории природы. Исследуемые законы развития общества, по Гердеру, носят естественно-исторический характер. Поэтому в общественных явлениях надо искать не какие-то тайные предначертания, а причины, их породившие. Общество понимается как единое органическое целое, как цепь универсальных взаимодействий между людьми. Движущие силы, причины, пружины общественных изменений надо искать в людях, человеке, в живых человеческих способностях. Гердером обоснована и выдвинута идея всемирности истории и преемственности в развитии культуры.

Научное исследование исторического процесса подобно изучению природы и начинается там и тогда, когда удается выделить и определить объективные законы, лежащие в основе общественного развития. Вслед за Гердером Канти Гегельболее глубоко раскрыли проблему объективных оснований исторического процесса. Потребности и интересы, воля и желания людей, а особенно их действия, как правило, разнонаправлены. Но хаос случайного есть только внешний рисунок истории, за событийной паутиной которой скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективные законы.И поэтому в философско-историческом постижении надо идти не от субъективных намерений отдельных личностей, участников исторического процесса, в том числе и самых возвышенных и благородных устремлений, а от внутренних, глубинных, объективных оснований, которые и придают истории определенный смысл и направленность, делают ее упорядоченным процессом.

Суть гегелевской философии истории выражена его знаменитым афоризмом из одноименной работы: «Все разумное - действительно, все действительное - разумно». Что означают «разум в истории» и «хитрость» исторического разума применительно к общественному развитию? Для Гегеля противоречия, движущие историей, существуют, прежде всего, в сфере сознания, то есть на уровне определенных идей. Речь идет, конечно, не о простых и тривиальных идеях-истинах, а о широких объединяющих взглядах-теориях, которые можно назвать идеологиями. Он включает в них религию, нравственность, право, культуру, основополагающие духовно-нравственные ценности, принципы, идеалы. Человеческое поведение в материальном мире и, следовательно, вся человеческая история укоренены в предшествующем состоянии сознания. И в конечном итоге сфера сознания с необходимостью воплощается в социальном мире. Более того, она творит этот социальный мир по своему образу и подобию. Сознание - причина, а не следствие общественного развития, хотя оно не может функционировать вне и помимо социальных условий. Но именно сознание в логическом комплексе его основополагающих идей является конечной и определяющей силой исторического процесса.

Материалистический подход к пониманию общества Ф.Энгельсхарактеризует как «взгляд на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» [5].С классической ясностью суть своего подхода К.Марксраскрывает таким образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот их общественное бытие определяет их сознание» [6].

Вместе с тем указывается и на обратное воздействие идей, сознания на социально-экономический строй общества: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь» [7]. И в качестве практической установки следует вывод: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке» [8].

За пределами основного вопроса философии применительно к общественной жизни соотношение духовного и материального не имеет абсолютного смысла, их противопоставление приобретает относительный характер. Применительно к обществу и человеку это становится тем более очевидным, так как в их действительной жизнедеятельности все переплетено и находится в постоянном взаимодействии.

Если глубоко вдуматься и философски серьезно подойти к анализу общественной жизни, ее «пульсу и градусу», то можно невооруженным глазом приметить известное «напряжение» в обществе и между людьми, которое заложено в самой их социальной природе и носит по своей сути духовный характер. На социальной поверхности это проявляется в столкновении воль, разнонаправленности интересов различных общностей людей, борьбе за свое место и роль под «общественным солнцем», касается ли это решения ключевых общественных проблем - власти, собственности, богатства и распределения благ или второстепенных и частных вопросов.

Поступки людей, общественные и исторические деяния имеют в конечном счете мировоззренческую основу и духовную подоплеку. Воля может быть направлена на свершение добра или на причинение зла; интересы могут быть возвышенными или низменными, а место и роль в обществе тех или иных общностей и людей чисто формальными, законническими или духовноблагодатными, родом творчества и служения.

Все Евангелие пронизано жаждой правды, в том числе и социальной, неприятием обывательских и потребительских ценностей. Вопреки расхожей пословице «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше», человек - не рыба. «Их Бог - брюхо» - новозаветная характеристика общества потребления точна и актуальна как никогда. Является ли беспредельное потребительство смыслом человеческого бытия? Ответ, как говорится, налицо.

Иоанн Кронштадтский(1829-1908) утверждал в своих проповедях, что род человеческий подчинен одному нравственному закону - совести. Совестное самосознание человека Гегель рассматривал как познание им своей божественной сущности. Это означает, что благая сила Божия, скрытая в глубине субъективного духа, познает себя через человеческую совесть как осуществленный и действительный образ нравственности. Совесть вводит человека в новый способ жизни. Внутренний строй душевной жизни обновляется в том смысле, что человек достигает истинной правоты, свободы и цельности. Само человеческое общество, развернувшееся в нравственную систему, можно считать «живым образом или органической тотальностью», т. е. целостностью и всеобщностью. Абсолютная нравственность как «живой образ мира» должна непременно «организовать себя в совершенстве», т. е. развернуть себя в стройном, содержательном и гармоничном сочетании всех сопринадлежащих ему сторон.

Сердцевиной, внутренней и сущностной стороной жизни социума на всех его уровнях и формах структурной организации, начиная от первичного звена и непосредственных общностей людей (семья, производственно-трудовые ячейки и т. д.) и завершая обществом как единым социальным организмом в целом, - является духовно-нравственный миропорядок.

Внешние отношения социальности - в экономике, в общественно-государственном устройстве и политике, в любой другой сфере - предполагают внутреннюю связь между людьми, духовную в своей основе. Именно духовный нерв животворит ткань общественных отношений, деятельности, организационно-структурных форм и институтов общества. Без учета этого определяющего фактора невозможны человеческие контакты и нормальное функционирование любой сферы общественной жизни.

Возьмем, к примеру, своеобразие и глубину русского слова «правда». «Всякий раз, когда мне приходит в голову слово «прав­да», - писал Н.К.Михайловский - я не могу не восхищаться его поразительной внутренней красотой... Кажется, только по-русски истина и справедливость называются одним и тем же словом и как бы сливаются в одно великое целое. Правда - в этом огром­ном смысле слова - всегда составляла цель моих исканий...»

Важно глубоко осознать, что причины всех наших несчастий и бед не вокруг, а внутри нас. Они коренятся в наших неразум­ных, недальновидных и безответственных действиях. В нашем равнодушии. В стремлении к безмерному потребительству. В непо­мерном эгоизме. Во взаимной разрушительной нетерпимости. (7 смертных грехов: зависть, чревоугодие, гнев, гордыня, лень, прелюбодеяние и 7 добродетелей: мудрость, мужество, мера, справедливость, вера, надежда, любовь). Че­ловек сам загнал себя на грань выживания, во всеобъемлющий кризис. Кризис духовно-нравственный по своей сути. Насколько опустели храмы – настолько наполнились психиатрические больницы.(В.Гаршин «Красный цветок»)

Наш современный мир можно уподобить печально известному «Титанику». Он неотвратимо приближается к «айсбергу», верхняя часть которого, - это экологическая ситуация, безудержная эколо­гическая экспансия, опрометчивая трата невозобновляемых ресурсов, а подводная, невидимая часть айсберга, это социальные, политические и экономические потрясения, духовное смятение относительно целей жизни.

Не­обходимо изменить курс современной техногенной цивилизации, совершить коренной «поворот» в развитии современного обще­ства. Большинство мыслителей, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций, сходятся на том, что глобальные проблемы современности - это не чисто экономические, полити­ческие или научные, а прежде всего, проблемы социальные и духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с утилитар­ных потребительских ценностей на ценности духовные.

Духовно-нравственной основой появления большинства проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало материальные предпосылки для удовлетворения потребностей населения и в определенной степени освободило его от тирании плотского начала, зависимости от тех или иных вещей. Однако, по мере того, как постепенно исчезала рабская зависимость от необходимости тратить основное время на добывание «хлеба насущного», современный человек во все возрастающей степени вовлекается в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение потребности рождает новую по­требность. Человек попадает в бесконечный и порочный круг.

В результате широкого распространения идеологии потре­бительства в сознании людей укрепляется опасное заблуждение, что целью и смыслом жизнедеятельности является производство вещей и их потребление. Поэтому нельзя не согласиться с выво­дом русской религиозной философии и ее основной установкой о необходимости восстановления связи человека с Богом: «Если мы будем обладать всеми вещами и потеряем Бога, то мы поте­ряем все. Но если мы потеряем все, кроме Бога, то мы не теряем ничего».

Р.S. По статистике Юнеско, Россия занимает первое место в мире по величине национального богатства (при любом расчете как по абсолютной величине, так и на душу населения): по запасам природного газа нефти, каменного угля, торфа, запасам питьевой и объемам пресной воды, олова, цинка, титана, ниобия, золота, алмазов или серебра и прочее. Благодаря заботе нашего руководства мы также впереди планеты всей по темпам роста числа долларовых миллиардеров и занимаем второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров (после США).

Радениями и стараниями новорусской правящей элиты Россия занимает 1-е место в мире по абсолютной величине убыли населения;

1-е место по количеству самоубийств среди детей, подростков и пожилых людей;

182-е место по уровню смертности среди 207 стран мира;

Наши рекомендации