Оформление определений, обозначений и сокращений

Перечень определений, обозначений и сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа - их детальную расшифровку.

В тексте работы не допускается:

- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и соответствующих государственным стандартам (ГОСТ 7.12-93);

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

В тексте числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.

Пример.

1. Провести анализ пяти регионов, протяженностью 560 км 2.

2. Отобрать 15 регионов для анализа статистических данных по изучения туристических потоков.

Используются следующие способы сокращения.

1. Пишут лишь первые буквы слова (например, гл. - глава, ст. - статья).

2. Оставляют лишь первую букву слова (например, век - в., год - г.).

3. Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет - ун-т, издательство - изд-во).

4. Студенты должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов. Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, вуз, профсоюз). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, средства массовой информации (СМИ), концептуальная картина мира (ККМ). Далее этой аббревиатурой можно пользоваться без расшифровки.

5. При написании работы студент должен соблюдать общепринятые графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другое), т.е. (то есть), и пр. (и прочее), вв. (века), гг. (годы), н.э. (нашей эры), обл. (область), гр. (гражданин), доц. (доцент).

6. При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как см. (смотри), ср. (сравни), напр, (например). Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как и другие, и тому подобное, и прочее не принято сокращать.

Правила цитирования

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или выводов автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в собственном пересказе с указанием на источник.

Пример. По мнению Л.С. Выготского дети с задержкой речи оказываются отсталыми в развитии своего воображения. Следовательно, существует значимая связь между развитием воображения и развитием речи [10, с.81].

При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

Пример. В разнообразных ситуациях могут возникать девиации сексуального поведения. "Наиболее подвержены сексуальным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов" [15, с. 93].

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят многоточие, и начинают ее со строчной буквы.

Пример. П.Я. Гальперин утверждал "…абстракции очищают и упрощают материал и тем существенно облегчают действие" [2, с. 30].

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо оттого, как она начиналась в источнике.

Пример: По мнению А.Н. Леонтьева "психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде" [9, с. 14].

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска.

Пример. "Непрерывность развития личности проявляется двояким образом: с одной стороны, процесс личного созревания идет постепенно... с другой стороны, индивид сохраняет важные особенности ... своей личности" [11, с. 16].

Если в приводимой цитате автором работы выделяются какие-то слова, то внизу страницы делается сноска.

Пример. С.Л. Рубинштейн доказал тот факт, что "... мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения"1.

____________________________________

1. Курсив автора работы.

При этом, все ссылки на цитаты должны быть также отражены в списке используемых источников. Правила оформления данного списка приведены в следующем разделе.

Наши рекомендации