Решить ситуационные задачи. 1. Истории известно много случаев, когда врачи посвящали свою жизнь помощи населению из неразвитых стран
1. Истории известно много случаев, когда врачи посвящали свою жизнь помощи населению из неразвитых стран. Альберт Швейцер отказался от карьеры музыканта и теолога и посвятил свою жизнь врачебной деятельности, служению людям. Вместе со своей женой, медицинской сестрой Элен Бреслау, он на собственные средства основал в 1913 году больницу в Ламбарене (Габон), в течение полувека трудился в условиях тропического леса, оказывая медицинскую помощь больным проказой, малярией, дизентерией и другими заболеваниями.
Как оценивается в европейской культуре деятельность и жизнь А. Швейцера?
2. Молодая врач, выпускница РГМУ, зимой, гуляя по улице с грудным ребенком в коляске, увидела под деревом лежащего на снегу мужчину. Он находился в нетрезвом виде, но когда его попытались приподнять, начал что-то говорить. Через некоторое время выяснилось, что он просит довести его до соседнего дома. А так как ни стоять на ногах, ни ходить он не мог, врачу пришлось тащить этого человека волоком, периодически останавливаясь и возвращаясь назад, чтобы подвезти коляску с ребенком.
В настоящее время, к сожалению, часто можно увидеть людей, лежащих где-нибудь на улице. Другие же люди проходят мимо, стыдливо отворачиваются и, в большинстве случаев, ничего не предпринимают. Среди прохожих иногда оказываются и врачи. Не делая попыток помочь человеку, успокаивают себя тем, что это - алкоголик, никчемный член общества и т.д. Но при этом забывают, что лежащий на улице, в первую очередь, человек. Если мы видим человека, лежащего на земле, на скамейке и т.д., значит, этот человек нуждается в помощи, которую мы должны и обязаны оказать.
К какому виду преступлений (моральному или уголовному) относится неоказание помощи врачом?
3. Прочитайте внимательно стихотворение:
В захолустном районе,
Где кончается мир,
На степном перегоне
Умирал бригадир.
То ли сердце устало,
То ли солнцем нажгло,
Только силы не стало
Возвратиться в село.
И смутились крестьяне:
Каждый подлинно знал,
Что и врач без сознанья
В это время лежал.
Надо ж было случиться,
Что на горе-беду
Он, забыв про больницу,
Сам томился в бреду.
И, однако ж, в селенье
Полетел верховой.
И ресницы в томленье
Поднял доктор больной.
И под каплями пота,
Через сумрак и бред,
В нем разумное что-то
Задрожало в ответ.
И к машине несмело
Он пошел, темнолиц,
И в безгласное тело
Ввел спасительный шприц.
И в степи, на закате,
Окружённый толпой,
Рухнул в белом халате
Этот старый герой.
Человеческой силе
Не положен предел:
Он, и стоя в могиле,
Сделал то, что хотел.
Н.А. Заболоцкий «Смерть врача»
К какому виду нравственного действия относится поступок врача: казус, подвиг, диллема?[5]
Алгоритм решения ситуационных задач:
1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием задачи.
2. Постарайтесь ответить на вопросы задачи.
3. При ответе на вопросы постарайтесь аргументировать свою точку зрения, опираясь на взгляды философов, мыслителей в области истории медицины, социологии и политологии.
Приведите примеры из современной практики организации здравоохранения и социальной действительности. Постарайтесь соотнести ситуацию с современными нормами российского (зарубежного) законодательства.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Лопатин П.В., Карташова О.В.Биоэтика.- М: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 272 с.
2. Хрусталев, Ю.М.Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 450 с.
3. Кэмбелл, А.Медицинская этика М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2010.- 400 с.
Дополнительная литература
1. Биоэтика [Текст] : метод. указ. по подготовке к семинарским занятиям и материалы для самостоятельной работы студентов спец. (060105)-"Стоматология"/ Сост. Л.Г. Сахарова Киров:Кировская ГМА, 2010
Методические указания подготовлены к.и.н. доцентом /Л.Г. Сахарова/
Методические указания по аудиторной работе утверждены на заседании кафедры социальных наук
«_05_»марта _2012 г. Протоколом № 8
Подпись зав. кафедрой /Л.Г. Сахарова/
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
кафедра социальных наук
Методические указания
для студентов 2 курса
Специальности (направление подготовки): «Педиатрия» (очная форма обучения)
по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине «Биоэтика»