Натуралистический редукционизм в истории социологии (социал-дарвинизм).

Натурализм – направлении, или совок-ть концепций, опирающихся на познавательные средства и методы естественных наук. Цель: стремление выработать систему знания об обществе, строгую и объективную. Соц. процессы аналогичны естественным процессам, происходящим в природе.

Натуралистический редукционизм - концепция сведения социального к природному.

Социал-дарвинизм(редукция) — теоретический подход, согласно которому объяснения социального поведения сводятся к объяснению на психологическом или социологическом уровне) – направление кон.19 — нач.20 вв., пытавшееся объяснить эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за существование. (Г.Спенсер, Ч.Дарвин). Применение дарвинской теории борьбы за существование к рассмотрению социальной жизни. Соц. конфликты – естественны (внутривидовая и межвидовая борьба).

Естественный отбор (учеба, поступление на работу) – борьба за выживание.

Общественный признак: рассмотрение соц. жизни как арены непрерывной борьбы между индивидами, группами, нормами и т.д.

Людвиг Гумплович (1838-1909) – австрийский экономист и социолог. Взаимодействие людей носит конфликтный харак-р, одна группа стремится господствовать над другой. Насильственная теория создания гос-ва. Конечная причина всех соц. процессов является удовлетворение материальных потребностей человека. Экономические мотивы лежат в основе всех соц. движений.

Этноцентризм – вера в превосходство собственной нации над остальными.

Альбион Смолл (1854-1926) - американский ученый. Гл. идея: интерес – основная единица социологического анализа. Вся соц. жизнь – это процесс развития, приспособления и удовлетворения интересов. Группы интересов: здоровья, красоты, благосостояния, общения, признания, справедливости. Два аспекта интересов: субъективный (саможелание) и объективный (потребность или желаемая вещь).

В: главный изъян социал-дарвинизма: сведения соц. явлений к биологическим факторам (естественному отбору). Преувеличивают роль конфликтов в жизни общества.

Ратценхофер Густав (1842-1904) - австрийский теоретик, "Сущность и цель политики" (1893), "Социологическое познание" (1898), "Социология. Позитивное учение о человеческих взаимоотношениях" (1907).

Для него социология является особой философской наукой, выступающей в роли основы всех социальных наук и практической политики, поскольку она познает фундаментальные общественные закономерности.

Основными явлениями и процессами социальной жизни он считал следующие: размножение и самосохранение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование и абсолютную враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, чередование социализации и индивидуализации общественных структур, эволюцию интересов, государство, глобальное общество.

25. Расово – антропологическая школа в истории социологии. (Артур де Гобино, Х.Чемберелен, Ж. Лапуж, Чезаре Ломбро́зо)

РАШ - направление в социологии 19-20 вв., разновидность натурализма.

1) различное общество и соц. группы в основе расово - антропологич. образования.

2) эволюция общ-ва и культуры – результат взаимодействия между расами.

3) расы неравноценны (соц., культурное неравенство между группами людей).

4) соц. поведение людей проявляется (обусловлено) в биологической наследственности.

5) смешение между расами вредны с биологической и соц. точек зрения.

6) соц. жизнь – следствие расовых и антропологических факторов.

Расово-антропологическая школа переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности, борьбы "высших" и "низших" рас и классов. Определила влияние биологических черт, биологической природы чел-ка, его расовых черт на жизнь общ-ва.

Жозеф Артур де Гобино (1816-1882) - французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы в социологии. Труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Гл. идея: движущей силой развития народов является неравенство, связанное с расовыми различиями. Наиболее способной к культурному развитию ученый считал арийскую расу, смешение которой с небелыми народами ведет к снижению ее способностей. Гобино был пессимистом и считал вырождение белой расы необратимым процессом.

Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927) - английский писатель, социолог, философ, расовый теоретик. Труд «Основы 19 века», осн. идеи: европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев и иудаизма в целом.

Жорж Ваше де Лапуж (1854 - 1936) — французский социолог, последователь теории социального дарвинизма и один из идеологов расизма.

Наши рекомендации