Специфика обоснования стратегии исследования в качественной парадигме

Качественные методы ориентированы на анализ информации, представленной главным образом в словесной форме. В чистом виде они обычно используются в исследованиях идеографического типа. Количественные методы носят математический характер и представляют собой приемы обработки цифровой информации. Многие из этих методов заимствованы из точных наук, но некоторые специально разработаны социологами и психологами с целью измерения социальных явлений.

Первоначально общественные науки пользовались почти исключительно методом словесного описания и объяснения. Проникновение в них количественных методов анализа знаменовало принципиальный сдвиг в понимании задач и возможностей этих дисциплин. К середине двадцатого века в науках о человеке на Западе возобладала позитивистская модель, которая стала претендовать на роль основной модели социальных исследований. Возникла тенденция рассматривать качественные методы анализа как не вполне научные, сводить задачу анализа данных почти целиком к использованию математической статистики. На рубеже 70-х и 80-х годов маятник качнулся в обратную сторону. Вдумчивые исследователи стали критиковать чрезмерное увлечение количественными методами, указывая, что это легко приводит к формализму, к внешнему наукообразию, к односторонности в изучении сложных социальных явлений. Утвердился более реалистичный подход, утверждающий принцип сочетания качественных и количественных методов анализа.

Как мы увидим, существует известная внутренняя логика перехода от одного типа анализа к другому. Качественный анализ является предварительным условием для применения количественных методов, подобно тому, как описание готовит почву для объяснения. Он направлен на выявление внутренней структуры данных, то есть на уточнение тех категорий, которые используются для описания изучаемой сферы реальности. Говоря более специфическим языком, на этой стадии происходит, пусть в чисто словесной форме, окончательное определение параметров (переменных), необходимых для исчерпывающего описания. Когда у нас имеются четкие описательные категории, легко перейти к простейшей измерительной процедуре – подсчету. Например, если мы выделяем группу людей, нуждающихся в определенной помощи, то можно подсчитать количество таких людей в данном микрорайоне. Если мы полагаем, что женщине труднее найти работу, чем мужчине, естественно будет обратиться для подтверждения к статистике безработицы.

Итак, качественный анализ создает предпосылку для количественного анализа. Правда, как мы видели в предыдущей главе, существуют методы сбора информации, которые предназначены для получения количественных данных (анкеты, тесты). В этом случае мы сразу получаем цифры, с которыми далее можно работать чисто математически, но на выходе предполагается качественная, то есть словесная, интерпретация результатов. При работе с количественными данными всегда происходит как бы двойной перевод: сначала с обыденного языка на язык математических символов, а затем обратно на словесный язык. Просто, когда мы используем специальные измерительные инструменты, первая часть этого процесса переносится на этап выбора исследовательских инструментов.

Наши рекомендации