Тема 5. МЕХАНИЗМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ (Голубева, Дроздова, Хальчицкая)

Цель занятия:изучить сущность и специфику социального механизма регулирования экономических отношений; проанализировать и выявить особенности в трактовках социальных механизмов отдельных авторов; раскрыть сущность понятий «потребность», «мотив», «мотивация», «стимул», «экономический интерес», «принуждение»; на основе анализа теории мотивации отдельных авторов показать их отличие.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Социальный механизм регулирования экономических отношений – …

Мотивация –...

Экономический интерес –...

Стимулирование труда –...

Принуждение –...

Задания и тесты по теме.

Задание 1. Охарактеризуйте особенности трактовок (подходов) социальных механизмов у следующих авторов:

Автор трактовки Особенности трактовки (подхода)
Подход Карла Маркса  
Подход Макса Вебера  
Подход Торстейна Веблена  

Задание 2.Перечислите виды потребностей. Обоснуйте и расставьте по приоритетности индивидуальные потребности личности студента:

1.  
2.  
3. Индивидуальные потребности личности, в т.ч.: - ___№ материальные потребности: …     - ___№ духовные потребности: …     - ___№ социальные потребности: …    

Задание 3. Укажите особенности теории мотивации у следующих авторов:

Автор теории Особенности теории
А. Маслоу  
К. Альдерфер  

Задание 4. Перечислите типы интересов различных слоев населения на примере Республики Беларусь. Сделать выводы.

Тип интереса Выводы
1. …  
2. …  
3. Волонтерский  

Задание 5. Дайте краткую характеристику и расставьте по приоритетности следующие категории. Приведите примеры их последовательной взаимосвязи:

(____№) Интерес (____№) Стимул (____№) Мотив
       
Примеры:

Задание 6. Дайте характеристику следующим формам принуждения. Приведите примеры.

Формы принуждения Характеристика Примеры
1) Внеэкономическое      
2) Экономическое      
3) Технологическое      
4) Идеологическое      

Задание 7. Выделите особенности категории «труд» с позиций:

Позиция Особенности категории «труд»
Техническая    
Экономическая    
Социологическая    

Задание 8. Выберите правильный ответ.

Какие существуют формы принуждения?
1. Материальное, экономическое
2. Технологическое, математическое
3. Технологическое, экономическое, идеологическое
4. Внешнеэкономическое, нематериальное
К компонентам экономического мышления относятся:
1. Экономический интерес
2. Социальный стереотип
3. Экономическая культура
4. Все ответы верные
Стимулирование базируется на принципах:
1. Доступность
2. Ощутимость
3. Постепенность
4. Все ответы верны
Стимулы подразделяются на :
1. Материальные и нематериальные
2. Качественные и некачественные
3. Нет верного ответа
4. Все ответы верны
Основным компонентом механизма рекламы:
1. Формула
2. Способ передачи (воспроизведения) информационной формулы
3. Спрос
4. Нет верного ответа
Стимулирующая роль заработной платы проявляется:
1. В обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников
2. В том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов организации
3. Позволит очень много работать по выходным
4. Заставит найти вторую работу
Пропагандирование потребительских качеств товаров и услуг с целью стимулирования их продаж представляет:
1. Стимул
2. Мотив
3. Реклама
4. Нет правильного ответа

Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕГУЛЯТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ (Чаевский,Клещенок)

Цель занятия:изучить и проанализировать сущность и особенности экономической культуры в понимании отдельных авторов; раскрыть сущность функций экономической культуры.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Культура –...

Экономическая культура –...

Задания и тесты по теме.

Задание 1. Проанализируйте и выделите особенности в понимании экономической культуры у следующих авторов:

Авторы Особенности интерпретации экономической культуры
Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина    
В.В. Радаев    
Г.Н. Соколова    

Задание 2. Охарактеризуйте основные особенности экономической культуры как регулятора экономического поведения:

Особенности экономической культуры
1.    
2.    
3.  

Задание 3. Перечислите функции экономической культуры и проанализируйте их. Сделайте выводы.

Функции экономической культуры Характеристика функции экономической культуры
     
     
     

Задание 4. Выберите правильный ответ.

В Республике Беларусь свою трактовку и понимание экономической культуры предложили:
1. Т.И. Заславская
2. Р.В. Рывкина
3. Г.Н. Соколова
4. В.В. Радаев
К особенностям экономической культуры как механизма, регулирующего индивидуальное экономическое поведение, относятся:
1. Взаимодействие ценностей и норм общественного масштаба и социальных норм, возникающих из внутренних потребностей экономики
2. Экономические интересы, социальные стереотипы и социальные ожидания как каналы данного взаимодействия
3. Ориентация экономической культуры на управление экономическим поведением социальных субъектов (отдельных индивидов, социальных групп, трудовых коллективов)
4. Все ответы верны
Трансляционная функция экономической культуры проявляется через:
1. Степень автономности
2. Степень директивности
3. Степень декларативности
4. Все варианты верны
Важнейшей чертой экономической культуры является:
1. Историческая устойчивость
2. Повторяемость
3. Инерционность
4. Все ответы верны
Селекционная функция экономической культуры проявляется через:
1. Степень коллективизма
2. Степень интерпретации
3. Степень декларативности
4. Степень автономности
Инновационная функция экономической культуры проявляется через:
1. Степень интегрированности
2. Степень автономности
3. Степень инвестиционности
4. Степень инновационности
Степень автономности – это …
1. Влияние на экономическую культуру другой культуры страны
2. Соотношение ценностей и норм, которые провозглашаются и реализуются
3. Согласование экономических норм и ценностей, а также стереотипа поведения различных социальных групп
4. Соотношение новых ценностей и норм по сравнению с устаревшими
Укажите задачи экономической социологии при изучении экономической культуры:
1. Определяют тип хозяйственно-экономической деятельности
2. Каким образом и в какой степени ценности различных культур и субкультур, а также общечеловеческие ценности влияют на хозяйственно-экономическую деятельность
3. Получают навыки по экономической культуре для их продажи
4. Нет правильного ответа
Степень интегрированности – это:
1. Влияние на экономическую культуру другой культуры
2. Соотношение ценностей и норм, которые провозглашаются и реализуются
3. Согласование экономических норм и ценностей, а также стереотипа поведения различных социальных групп
4. Соотношение новых ценностей и норм по сравнению с теми, которые устарели
Экономическая культура тесно связана с :
1. Правом
2. Нравственностью
3. Религией
4. Все ответы верны
Степень инновационности – это :
1. Влияние на экономическую культуру другой культуры
2. Соотношение ценностей и норм, которые провозглашаются и реализуются
3. Согласование экономических норм и ценностей, а также стереотипа поведения различных социальных групп
4. Соотношение новых ценностей и норм по сравнению с устаревшими

Тема 7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ (Ковалевский, Лабусов)

Цель занятия:изучить и проанализировать сущность и особенности социально-экономической стратификации, социальной мобильности.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Социально-экономическая группа –...

Социальная структура –...

Социальная стратификация –...

Задания и тесты по теме.

Задание 1. Проанализируйте и выделите особенности в трактовке постулатов структурно-функционального анализа следующих авторов:

Толкотт Парсонс Роберт Мертон
   

Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте виды социальных структур:

Вид социальной структуры Характеристика
1) Социально-демографическая  
2)  
3)    
4)  

Задание 3. Перечислите признаки социальной структуры и элементы социальной структуры. Приведите примеры.

Признаки социальной структуры Элементы социальной структуры
1. Социальное положение (обладание властью, …. 2. … 1. Социальные общности; 2. …  

Задание 4. Проанализируйте особенности развития теории социальной стратификации европейскими и американскими исследовательскими подходами, а также теорию социальной стратификации социолога

П. А. Сорокина. Укажите представителей перечисленных подходов.

Европейский подход Американский подход Теория социолога П. А. Сорокина
     

Задание 5. Проведите анализ и дайте графическое изображение вертикального среза (профили стратификации) общества Республики Беларусь.

 

Задание 6. Перечислите объективные и субъективные факторы существования стратификации. Приведите примеры.

Объективные факторы существования стратификации Субъективные факторы существования стратификации
     

Задание 7. Проведите сравнительный анализ экономической стратификации белорусского и российского обществ по уровню среднедушевых денежных доходов за последние два года. По результатам сделать выводы.

 

Задание 8. Перечислите типы социально-экономических групп и приведите примеры.

Типы социально-экономической группы, примеры
1) Маргинальная группа:
 
 
 
 
 

Задание 9. Охарактеризуйте следующие социально-экономические группы:

Социально-экономическая группа Характеристика
Интеллигенция  
Рабочий класс  
Сельскохозяйственные рабочие  
Предприниматели  
Управленцы (Менеджеры)  

Задание 10. Раскройте сущность следующих разновидностей бедности и приведите примеры.

Разновидности бедности Характеристика, примеры
Абсолютная бедность  
Относительная бедность  
Первичная бедность  
Вторичная бедность  

Задание 11. Выберите правильный ответ.

Основоположником концепции социальной стратификации является:
1. М. Вебер
2. П. А. Сорокин
3. К. Маркс
4. Т. Парсонс
Основные формы экономической стратификации:
1. Политическая, экономическая, социальная
2. Экономическая, социальная, профессиональная
3. Социальная, профессиональная, политическая
4. Профессиональная, культурная, этическая
К функциям социально–экономических групп относятся:
1. Духовно–нравственная
2. Гуманитарная
3. Познавательная
4. Все ответы верны
Укажите верное утверждение:
1. Номинальная группа основана на различиях внешних признаков
2. Реальная группа основана на сомнительных свойствах входящих в её состав лиц
3. Для открытой группы возможно свободное передвижение
4. Неконфликтная группа находится и отражает неблагоприятные условия деятельности
Как Вы понимаете суть маргинальной группы. Она :
1. Отражает благоприятные условия деятельности
2. Господствует в социальной структуре общества
3. Занимает промежуточное переходное положение
4. Группа, из состава которой невозможен или затруднён выбор
Суть неконфликтной группы – это :
1. Находящаяся и отражающая благоприятные условия деятельности
2. Группа, господствующая в социальной структуре общества
3. Поставленная в сложные условия жизнедеятельности
4. Нет правильного варианта ответа
Бедность – это …
1. Расширение социальных возможностей и повышение социального статуса
2. Ущемление социальной должности и социальной возможности
3. Ограничение социальной возможности и расширение интеллектуальной возможности
4. Ущемление социального статуса и ограничение социальной возможности
Профилем стратификации называется:
1. Вертикальный срез общества, характеризующий уровень его социального неравенства
2. Срез общества, характеризующий уровень высшего слоя
3. Горизонтальный срез общества, характеризующий уровень его социального равенства
4. Уровень низшего слоя в обществе

Тема 8. ТРУД КАК БАЗОВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (Рубис, Никифорова,)

Цель занятия:изучить сущность категорий «труд», «социальное партнерство», «трудовая адаптация». Показать взаимодействия социальных партнеров.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Труд –это ...

Социальное партнерство –...

Трудовая адаптация –...

Задания и тесты по теме.

Задание 1. Перечислите и охарактеризуйте функции трудовых отношений. Приведите их примеры.

Функции трудовых отношений Характеристика, примеры
   
   
     

Задание 2. Перечислите типы и виды социально-трудовых отношений. Приведите примеры.

Типы социально-трудовых отношений Виды социально-трудовых отношений
     

Задание 3. Раскройте сущность объективных и субъективных показателей отношения к труду. Приведите примеры.

Показатели отношения к труду Характеристика, примеры
Объективные      
     
     
   
     
Субъективные      
     
     
     
     

Задание 4. Дайте представление о различиях в понимании социального партнерства МОТ и ТНК. Приведите примеры.

Международная организация труда (МОТ) Транснациональная корпорация (ТНК)
   

Задание 5. Перечислите типы и виды трудовой адаптации. Приведите примеры.

Типы трудовой адаптации Виды трудовой адаптации
     

Задание 6. Перечислите и охарактеризуйте основные функции социального контроля.

Функции социального контроля Характеристика
   
   
     

Задание 7. Выберите правильный ответ.

Укажите основные аспекты трудовых отношений:
1. Функциональный
2. Социальный
3. Политический
4. Экономический
Какой тип социально–трудовых отношений основывается на производстве или незаконном ограничении прав?
1. Партнёрские отношения
2. Конкурентные отношения
3. Дискриминационные отношения
4. Солидарные отношения
Какая функция трудовых отношений обеспечивает условия для интеграции в общественную жизнь?
1. Экономическая
2. Социальная
3. Идейно–политическая
4. Нет верного ответа
Виды социально–трудовых отношений по характеру распределения доходов:
1. Соответствие трудовому вкладу
2. Несоответствие квалификации
3. Межорганизационные
4. Внутриорганизационные
Функции труда состоят в :
1. Развитии самовыражения и самоутверждении личности
2. Создании общественного богатства
3. Реализации общественного богатства
4. Все ответы верны
Взаимодействие социальных партнёрств :
1. Занятости, социальная защита
2. Порядке индексации дохода
3. Продолжительности рабочего времени и времени отдыха
4. Все ответы верны
К уровням социальных партнёрств относятся:
1. Структурный
2. Региональный
3. Национальный
4. Глобальный
Какие выделяют стадии трудовой адаптации?
1. Ознакомление с трудовой ситуацией
2. Передача трудовых проблем
3. Ознакомление с оплатой труда
4. Все ответы верны
Показатели степени адаптивности работника в трудовой среде:
1. Трудовая активность
2. Усвоение информации
3. Удовлетворённость трудом
4. Все ответы верны
Укажите верные утверждения:
1. Трудовая адаптация – это приспособленность личности к новой трудовой ситуации
2. К субъективным факторам трудовой адаптации относится стаж работы
3. Выделяют два вида трудовых адаптаций: одиночные и вторичные
4. Все ответы верны

Тема 9. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ (муравьев,пантюхов, )

Цель занятия:изучить сущность категорий «разделение труда»; «флексибилизация»; раскрыть типы и функции социально-трудовой адаптации; дать представление о миграционных процессах в современном обществе.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Разделение труда –...

Социально-трудовая мобильность –...

Флексибилизация –...

Задания и тесты по теме.

Задание 1. Дайте краткую характеристику горизонтальной и вертикальной мобильности. Укажите их особенности и приведите примеры.

Горизонтальная мобильность Вертикальная мобильность
     

Задание 2. Проанализируйте основные принципы вертикальной социальной мобильности, сформулированные социологом П.А. Сорокиным.

 

Задание 3. Проанализируйте и выделите особенности трудовой мобильности в Республике Беларусь за последние пять лет. Дайте графическое изображение полученных результатов.

 

Задание 4. Перечислите и охарактеризуйте виды миграций. Приведите примеры.

Виды миграций Характеристика, примеры
Международная (внешняя)    
     
     

Задание 5. Выберите правильный ответ.

Солидарность – это :
1. Организационное и социально-психологическое состояние групп людей, при котором они осознают себя единым целым, взаимосвязанным и ответственным коллективом
2. Организационное и социально-психологическое состояние групп людей
3. Организационное состояние групп людей, при котором они не осознают себя единым целым, взаимосвязанным и ответственным коллективом
4. Состояние людей, при котором они осознают себя отдельным, безответственным коллективом
Повышение гибкости в использовании рабочей силы в экономической социологии называется …
1. Стратификацией
2. Социальной мобильностью
3. Флексибилизацией
4. Социальным перемещением
Укажите виды социальной мобильности:
1. Горизонтальная и индивидуальная
2. Вертикальная и горизонтальная
3. Групповая и вертикальная
4. Нет правильного ответа
Как называется тип социальной мобильности, если перемещение происходит внутри своей страты:
1. Горизонтальная социальная мобильность
2. Групповая социальная мобильность
3. Вертикальная социальная мобильность
4. Индивидуальная социальная мобильность
О какой социальной мобильности идет речь, если переход инженера из одной организации в другую происходит на аналогичную должность:
1. Групповая социальная мобильность
2. Горизонтальная социальная мобильность
3. Вертикальная социальная мобильность
4. Индивидуальная социальная мобильность
По каким сферам различают социальную мобильность:
1. Экономическая, вертикальная, социальная, культурная и др.
2. Социальная, культурная, индивидуальная, корпоративная и др.
3. Политическая, горизонтальная, культурная, групповая и др.
4. Экономическая, политическая, социальная, культурная и др.
Укажите каналы социальной мобильности:
1. Школа (образование), семья, профессиональные организации, политические партии, армия
2. Школа, семья, развлекательные организации, политические партии, армия
3. Семья, профессиональные организации, политические партии, армия
4. вуз, семья, профессиональные организации, политические партии
Функции социально-трудовой мобильности:
1. Предотвращение нежелательной текучести кадров
2. Разрешение конфликтной ситуации
3. Достижение рациональной занятости
4. Все ответы верны
Основоположником теории социальной мобильности является:
1. М. Вебер
2. П. Сорокин
3. К. Маркс
4. Парсонс

Тема 10. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ОТНОШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ» (Сергеев, Сидоренко, Шаврова)

Цель занятия:изучить сущность категорий «трудовой потенциал»; «трудовые ресурсы»; «рынок труда»; «безработица». Выявить влияние экономических, социальных и политических факторов на формирование и развитие трудовых ресурсов.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Трудовые ресурсы –...

Трудовой потенциал – ...

Экономически-активное население – ...

Рынок труда –...

Безработица –...

Контрольные вопросы к занятию.

Задание 1. Перечислите основные компоненты трудового потенциала и приведите примеры.

 

Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте показатели творческого потенциала. Приведите примеры.

Показатели творческого потенциала Характеристика, примеры
   
     
     

Задание 3. Проведите анализ влияния экономических, социальных и политических факторов на формирование и развитие трудовых ресурсов на примере Витебской области.

Факторы Результаты анализа
     
     
     

Задание 4. Перечислите и охарактеризуйте социально-психологические факторы рынка труда. Приведите примеры.

Факторы Характеристика, примеры
   
   
   
   

Задание 5. Перечислите и выделите особенности основных видов безработицы на примере Витебской области. Приведите примеры.

Виды безработицы Характеристика, примеры
Фрикционная безработица    
     
     
     

Задание 6. Выберите правильный ответ.

Тарифная система организации оплаты труда включает тарифные …
1. Ставки и тарифные разряды
2. Разряды, коэффициенты и ставки
3. Ставки, разряды, коэффициенты и справочники
4. Сетки и тарифные коэффициенты
Безработица в общественном развитии определяется как …
1. Необходимость соблюдать трудовой баланс общества
2. Неизбежность эффективного экономического развития
3. Следствие противоречий между трудом и капиталом
4. Постоянное социально-экономическое явление
Основные формы организации производства:
1. Специализация, концентрация, кооперирование
2. Специализация, кооперирование, комбинирование
3. Концентрация, интеграция, координирование
4. Комбинирование, концентрация, координирование
Политика государства на рынке труда может определяться как …
1. Пассивная с использованием метода наблюдения
2. Активная с использованием правовых рычагов
3. Активная с использованием экономических рычагов
4. Активная с использованием административного ресурса
Факторы формирования трудовых ресурсов
1. Социально-экономические условия
2. Организационно-технические условия
3. Средства труда и предметы труда
4. Экономические и трудовые возможности
Человек в трудовом процессе взаимодействует с …
1. Природой и обществом
2. Предметами и средствами труда
3. Природой, предметами и средствами труда
4. Предметами и средствами труда, с природой и обществом
Категория «занятость» определяется как …
1. Социально-экономическое явление
2. Необходимый элемент рыночной экономики
3. Необходимый элемент социальной политики
4. Научное определение качества развития общества
Роль государственной службы занятости определяется как …
1. Активная форма воздействия государства на рынок труда
2. Активная форма помощи государства работодателям
3. Пассивная форма ожидания на рынке труда
4. Комплексная форма воздействия на рынок труда
Резервы роста производительности труда:
1. Макроэкономические условия развития экономики
2. Факторы научно-технического прогресса
3. Условия организации производства
4. Условия совершенствования организации труда
Показатели использования трудовых ресурсов определяются …
1. Качественными характеристиками
2. Количественными параметрами
3. Относительными показателями
4. Приведенными показателями
Показателями эффективности труда являются:
1. Нормы и нормативы выполнения заданий
2. Выработка на одного работающего и трудоемкость
3. Производительность труда и трудоемкость
4. Трудоемкость управления и производительность
Источники формирования социальных программ: государственный бюджет, …
1. Дотации
2. Благотворительность
3. Субсидии
4. Внебюджетные поступления
Основные элементы организации труда:
1. Мотивация и нормирование труда
2. Мотивация, планирование и нормы труда
3. Система норм и нормативов труда
4. Мотивация и оплата труда

Тема 11. ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ (Урбан,Христин, Авсиевич)

Цель занятия:изучить причины и типы трудовых конфликтов; раскрыть сущность основных понятий конфликта: предмет конфликта; объект конфликта. Проанализировать основные типы трудовых конфликтов. Изучить модели развития конфликта, правила поведения в конфликте и пути их разрешение.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Трудовой конфликт –это ...

Объект трудового конфликта –...

Предмет трудового конфликта –...

Субъекты трудового конфликта –...

Критика –...

Задания и тесты по теме.

Задание 1. Выделите и дайте краткую характеристику основных типов трудовых конфликтов. Приведите примеры.

Тип трудового конфликта Характеристика, примеры
1) Конфликты деловые    
2)    
3)    
4)  

Задание 2. Перечислите существующие правила поведения в конфликте и возможные варианты поведения сторон в нем. Приведите примеры.

Правила поведения в конфликте Поведение сторон в конфликте
   

Задание 3. Выделите и дайте краткую характеристику моделям развития конфликта. Приведите примеры.

Модель конфликта Характеристика, примеры
1) Деловой спор  
2)  
3)  

Задание 4. Перечислите формы разрешения трудового конфликта:

1) Информирование …
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)

Задание 5. Проанализируйте следующие категории: переговоры («техника конструктивного спора») и критика. Приведите примеры.

«Техника конструктивного спора» Критика
   

Задание 6. Перечислите формы выражения критических замечаний. Приведите примеры.

1) Критика-упрек …
2) Критика-аналогия …
3) Критика-удивление …
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)

Задание 7. Выбрать правильный ответ.

Укажите, что относится к предметной области трудового конфликта:
1. Оплата труда и распределение финансов
2. Улучшение социально-психологической атмосферы
3. Выявление противоречий и степени неудовлетворённости трудового коллектива
4. Межличностные трудовые конфликты
В переводе с латинского языка «конфликт» обозначает:
1. Объединение
2. Толк
3. Противоречие
4. Открытое противоборство
Назовите сферу возникновения трудовых конфликтов:
1. Система распределения ресурсов
2. Невыполнение ранее принятых договорённостей
3. Условия труда
4. Система ценностных ориентаций
Межгрупповой конфликт происходит между:
1. Двумя личностями
2. Личностью и группой
3. Несколькими группами с разными интересами
4. Личностью и коллективом
Вертикальные конфликты – это конфликты:
1. Между субъектами одного уровня
2. Между руководителем и подчиненным
3. Конфликты, в которых принимают участие целые группы работников
4. Все варианты
Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что конфликты помогают:
1. Выявить актуальную проблему
2. Улучшить взаимоотношения
3. Найти решение проблемы
4. Все варианты верны
Конструктивный конфликт возникает, когда…
1. Одна из сторон жёстко отстаивает свою позицию
2. Обе стороны не выходят за рамки этических норм и разумных аргументов
3. Оппоненты выходят за рамки деловых отношений
4. Одна сторона не желает учитывать интересы другой стороны
Выделите методы разрешения конфликтов:
1. Внутриличностные
2. Структурные и беседа
3. Внутриличностные и структурные
4. Беседа
Какой из методов управления конфликтами наиболее популярен?
1. Решение конфликта
2. Уход от конфликта
3. Компромисс
4. Принуждение
О каком методе решения конфликта идёт речь: «Одна из сторон конфликта принимает интересы другой стороны».
1. Метод убеждения
2. Метод силовых действий
3. Метод компромисса

Тема 12. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (Руденок, Башкиров)

Цель занятия:изучить сущность и показатели качества жизни; стандарт качества жизни и уровень жизни. Раскрыть факторы, формирующие качество трудовой жизни. Проанализировать качество трудовой жизни региона.

Контрольные вопросы к занятию.

Дайте определение понятий:

Качество жизни –это ...

Уровень жизни –...

Образ жизни –...

Уклад жизни –...

Стандарт жизни –...

Качество трудовой жизни –это ...

Занятия и тесты по теме.

Задание 1. Проанализируйте и выделите особенности исторического развития понятия качества жизни.

 

Задание 2. Перечислите, какие сферы деятельности человека включает многофункциональная оценка качества жизни. Приведите примеры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3. Сделайте сравнительный анализ содержания понятия «качество жизни населения» между следующими международными организациями ВОЗ и ООН. Сделать выводы.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Организация объединенных наций (ООН)
   

Задание 4. Перечислите основные компоненты (группы показателей), определяющие интегральную (комплексную) оценку качества жизни населения. Приведите примеры показателей компоненты.

 
 
 
 
 
 

Задание 5. На основании статистических данных проанализируйте и дайте оценку качества жизни населения Витебской области за последние три года. Показать графическое изображение полученных результатов и сделать выводы.

 

Задание 6. Раскройте взаимосвязь между уровнем счастья и уровнем жизни. Выделите особенности их проявления в отдельных странах. Представить графическую интерпретацию полученных результатов и сделать выводы.

Уровень счастья Уровень жизни
   
   

Задание 7. На основании статистических данных проанализируйте и дайте оценку качества трудовой жизни Витебской области за последние три года. Показать графическое изображение полученных результатов и сделать выводы.

   

Задание 8.Выберите правильный ответ.

Теория качества жизни возникла в :
1. XVIII в.
2. XIX в.
3. XX в.
4. XVII в.
Страна возникновения теории качества жизни:
1. Англия
2. США
3. Франция
4. Германия
В настоящее время разработка теории качества жизни связана с такими именами, как:
1. К. Маркс, У. Пети
2. У. Роджерс, Л. Милбрейт
3. Л. Милбрейта, К. Маркс
4. У. Пети, У. Роджерс
Международный журнал, посвященный исследованиям качества жизни, издается с :
1. 1974 г.
2. 1968 г.
3. 1971 г.
4. 1984 г.
Какие сферы деятельности человека включает в себя многофункциональная оценка качества жизни?
1. Духовную
2. Физическую
3. Функциональную
4. Все перечисленные выше
Качество жизни человека – это комплекс таких показателей, как:
1. Обеспеченность материальными благами
2. Состояние окружающей среды
3. Безопасность
4. Все ответы верны
Концепция качества жизни, предложенная ООН, базируется на приоритетности таких показателей, как:
1. Образование
2. Питание
3. Здоровье
4. Все ответы верны
Система требований к показателям качества жизни включает:
1. Объективность, Наглядность, Измеримость
2. Наглядность, Измеримость, Вероятность
3. Измеримость, Субъективность, Индуктивность
4. Нет верного ответа
Для анализа и оценки качества жизни используются:
1. Эконометрические и эвристические методы
2. Эвристические и детерминированные методы
3. Методы оптимизации и эвристики
4. Все ответы верны
Укажите правильную формулу для оценки качества жизни населения:
1. R = L1×F1 + L2×F2 + …+ Ln×Fn, где L1, Ln – дисперсии; F1, Fn – компоненты
2. R = L2×F2 – L1×F1, где L1, L2 – дисперсии; F1, F2 – компоненты
3. R = L+F, где L – дисперсия; F – компонента
4. Нет верного ответа
Труд сильнее всего прочего связывает человека с реальностью по мнению:
1. К. Маркса
2. З. Фрейда
3. А. Смита
4. А. Маршалла

Наши рекомендации