Учение О.Конта о трех стадиях развития общества

Социология в качестве самостоятельной науки, признанной ученым сообществом, считают опубликование Огюстом Контом (1798-1857) его важнейшего труда «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Обоснование этой задачи осуществляется О. Контом на базе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и позитивной. На первой стадии, теологической, человек объясняет все явления, исходя из религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от идеи божественного установления и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и философских туманностей. Критически переосмыслив представления первой стадии, человеческая мысль этого этапа подготавливает наступление третьей стадии - позитивной, на которой и создается собственно социальная теория общества, лишенная теологичности и метафизичности и обладающая чертами оперативности, доступности для непрофессионалов, практической действенности. На позитивной стадии человек получает свои знания как бы «снизу», с самого общества, с реальных явлений и фактов, наблюдая их и фиксируя постоянные связи, которые могут устанавливаться между ними.

Таким образом, использование социологией «позитивного метода» означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдения и эксперименте, данных проверенных, надежных, не вызывающих сомнения.

Социологические взгляды К.Маркса.

Крупнейшим социологом XIX века является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории.

Материалистическое понимание исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которого заключается в нем самом, а не находится вовне.

Согласно марксистской теории общества базисными в социальном развитии являются экономические отношения, которые определяются и регулируются отношениями собственности. При этом признается воздействие на ход истории и многих других факторов, таких как политические формы классовой борьбы и ее результаты: государственный строй, правовые, политические, философские теории, религиозные верования и т.д. Но главным образом развитие общества обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами, вместе с изменением которых меняется весь способ производства, его производственные отношения, а затем и вся надстройка.

Социологическая теория К.Маркса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектико-историческим пониманием развития (развитие как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения конфликтов и движущая сила общественного развития и др.).

К. Маркс и Ф. Энгельс создали концепцию становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Социологический интерес представляет также и марксистское учение о классах и социальных группах современного им общества.

Социология Э.Дюркгейма.

К классическому типу научной социологии относятся взгляды выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (I858-I9I7). Согласно его убеждению в основе общества лежит некая «особая реальность», которая соединяет людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность особого рода и потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, ибо раскрывают суть и характер всех общественных явлений и носят объективный характер, что и является высшим критерием научности.

Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий» требований принципов морали и т.д. Вот это соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным (т.к. только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием), Дюркгейм назвал «социальным фактом». Социальный факт специфичен, он порожден объединенными действиями индивидов, но отличается от индивидуального сознания потому, что у него другое основание - коллективное сознание.

По Дюркгейму, главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, т.е. профессиональная специализация. Дюркгейм выделяет механическую солидарность, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность, с его точки зрения, характерна для современных обществ и основана на разделении труда.

Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического учения Дюркгейма, предметом социологии, а сама социология, с его точки зрения, помогает проникнуть в эту «общую» реальность через обобщение частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Т.е. методы конкретных социологических исследований, статистические данные не просто рисуют картину некоторых процессов в обществе, но и поднимают исследователя на уровень новой реальности.

Итак, классический тип научности, представленный такими видными социологами, как Конт, Спенсер, Дюркгейм, характеризуется следующими принципами методологии: 1) социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности; 2) социология должна строиться по образу естественных позитивных наук; 3) методы социального исследования должны быть точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно; 4) важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Социологическое знание должно быть свободным от субъективных впечатлений и показать, что источник социальных фактов лежит не в мышлении индивидов, а в обществе. Само же общество является автономной системой, управляемой своими собственными законами.

Наши рекомендации