Социальные институты семьи и образования

Одним из старейших институтов является семья. Это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак –исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчинами и женщинами, упорядочивающая половую жизнь. Общество через брак санкционирует ее и устанавливает права супругов, их детей и родственников, т.е. семья – система связей и взаимосвязей людей, осуществляющих воспроизводство человечества на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю.

Семья сочетает свойства социальной организации, социальной структуры, социального института и малой группы.

В своем развитии семья прошла несколько этапов:

1) промискуитет – нерегулируемые брачные связи;

2) кровнородственная семья – брачные связи осуществляются внутри племен или рода между людьми одного поколения;

3) пуналуальная семья – сначала запрещается связь между близкими родственниками по женской линии, позже – между всеми родственниками одного поколения;

4) парная семья – переходный тип, когда одна женщина живет с одним мужчиной, но серьезных обязательств между ними нет, браки легко прекращаются, дети остаются с матерью;

5) моногамная семья – брачные связи между одним мужчиной и одной женщиной, обеспечивающие бесспорность отцовства, появление права семейного наследства.

Становление моногамной семьи совпало с разложением родового строя, возникновением государства и частной собственности.

Полигамия – брак одного супруга (мужчины или женщины) с несколькими супругами (мужчинами или женщинами). В истории человечества он встречается часто.

Браки также могли быть экзогамными – супружество возможно лишь вне данной семейно-родственной группы, и эндогамными – заключающиеся внутри данной группы, т.е. фратрии.

Моногамные семьи так же, как и весь институт семьи в своей истории прошли несколько типов. Патриархальный – характеризуется зависимостью жены от мужа, а детей – от родителей. Экономические ресурсы и власть сосредоточены в руках мужа.

Детоцентристский – формируется в Европе со второй половины XIX в. Характерны возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности, выравнивание супружеских прав и обязанностей, малодетность.

Избирательность в предбрачный период усилила эгалитарные тенденции в эволюции брака. Приспособительные отношения между женщиной и мужчиной становятся одинаково необходимыми для обоих супругов, оформляется новый тип брака в конце ХХ в.

Супружеский – акцент на более полную реализацию личностного взаимодействия, регулируемого моральными принципами и ценностями. Равенство общественных интересов и интересов детей.

Семья выполняет ряд важных общественных функций, имеющих одновременно индивидуальную значимость для членов семьи.

Экономическая и хозяйственно-бытовая – получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, организация и получение хозяйственно-бытовых услуг друг для друга среди членов семьи, поддержание физического здоровья, уход.

Репродуктивно-воспитательная – биологическое воспроизводство населения общества и социализация молодого поколения, удовлетворение потребностей в детях и родителях.

Первичный социальный контроль – моральная регламентация поведения членов семьи, ответственность и обязательства родителей перед детьми и детей перед родителями.

Духовно-досуговая – развитие личности, духовное взаимообогащение членов семьи, организация рационального досуга, формирование и удовлетворение интересов.

Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества и формирование статусных потребностей.

Эмоциональная – обеспечение эмоциональной и психологической стабильности членов семьи. Защита и поддержка друг друга. Удовлетворение потребности в личном счастье. Сексуальный контроль и удовлетворение сексуальных потребностей.

Важной частью жизнедеятельности семьи являются ролевые отношения ее членов, т.е. участие в исполнении функций семьи по отношению друг к другу.

В процессе нормальной жизни общества важную роль играет социальный институт образования. Именно в нем накопленный поколениями опыт, материальные и духовные ценности передаются последующим поколениям. Значительная часть такой передачи осуществляется через социализацию индивидов, когда происходит приобщение к нормам и ценностям культуры.

Образование – относительно самостоятельная социальная система, имеющая свою структуру, в которой, прежде всего, выделяются формальное и неформальное. Формальное образование – учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие процесс обучения, господствующий в современном индустриальном обществе, официальный образец, определяющий объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, соответствующим нормативной морали личности, принятой в том или ином обществе, и требованиям исполнения необходимых социальных ролей.

Неформальное образование – несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемым в процессе общения с окружающей социальной средой (друзья, искусство, спорт, СМИ и т.п.).

Образование прошло сложный путь развития. В первобытных обществах оно было составной частью социально-производственного процесса. Все общества участвовали в приобщении детей к культуре, знаниям.

В жизни индивида не существовало социального периода детства для усвоения ролей взрослого человека. Дети рано приобщались к делам семьи, племени, к подростковому возрасту они уже становились равными участниками охоты, рыбной ловли, собирательства, изготовления орудий труда и т.д. Мальчики – с мужчинами, девочки – с женщинами.

Переход к этому равенству оформляется особыми ритуалами «инициации».

После углубления ОРТ и его социальных последствий, особенно социального неравенства, образование начинает обособляться в особый социальный институт. Дети из богатых семей обучаются уже не в семьях, а специалистами.

Вместо системы "Семья – ученики" появляется новая связка "Учитель–ученики". Платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, юриспруденции и медицине.

Обучение детей из низких сословий тоже уже не могло проходить дома. Их отдавали в ученичество. Институт подмастерья просуществовал несколько сот лет. Ребенок уходил из своей семьи в чужую. Жил в семье мастера, овладевал там профмастерством. Только в крестьянских семьях дети по-прежнему обучались дома родителями.

В эпоху средневековья начинает оформляться организованная система образования. Христианская церковь создает в Европе целую сеть учебных заведений для подготовки духовенства.

Появляются университеты. Позже в них начинают обучать медицине и юриспруденции, еще позже – математике, физике, химии. В доиндустриальном обществе образование было доступно ограниченному кругу лиц.

Промышленная революция предъявила обществу требования на подготовку грамотных работников и поставила вопрос о массовой школе. Образование перестает быть элитарным, в XIX–XX вв. широко распространяются средние специальные школы, растет число высших учебных заведений. Особенно быстро образование развивается после второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран, развиваются наука и техника.

Современная система образования отличается от прежней во-первых, массовостью и общедоступностью, во-вторых, ориентированностью на культурные и социальные изменения (прежняя – на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний).

Начиная с 70-х годов говорят о революции образования, когда оно становится важнейшим фактором прогресса.

Образование – важнейший социальный институт, привлекает значительное внимание социологов.

Социология образования – область социологии, изучает его функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, его учреждения и политику. Принято выделять 3 этапа в развитии социологии образования: 1) классический (1900–1920 гг.); 2) эмпирический (1920–1950 гг.), 3) современный (с середины 60-х гг.–н/в).

Основы социологии образования заложили Э. Дюркгейм и М. Вебер, П.А. Сорокин и Т. Веблен, исследовавшие структуру образования как социального института, описали его функции и дисфункции.

На втором этапе больше исследовались социально-педагогические проблемы образования, материальное обеспечение, организация труда преподавателей и студентов.

Третий этап отличается бумом исследовательских изданий. В этот период проблемы образования изучают Т. Парсонс, Р. Бурдон, М. Крозье, П. Блау и др. Стали исследоваться национальные особенности образования, взаимосвязь с другими социальными институтами. Все подчинялось необходимости определения перспектив развития, прогнозов, стали говорить о революции и кризисе в образовании.

Социальный институт образования выполняет в обществе следующие функции:

1) экономическую – подготовка кадров;

2) общей социализации – включение молодежи в общественные отношения;

3) идеологическую – защита имеющегося положения, воспитание массового базового гражданина;

4) сохранения и изменения в нужном направлении социальной структуры и стратификации общества – служить каналом мобильности.

Образование тесно связано с наукой, обеспечивает ее кадрами, использует ее достижения, тем самым оказывает огромное влияние на общественный прогресс.

Вопросы к теме

1) Общественная зависимость в формировании социальных институтов.

2) Охарактеризуйте признаки главных социальных институтов.

3) Заполните логические квадраты функций социальных институтов: религия, семья, экономика, образование, политика (рис. 2).

  Явные Латентные
Функции    
Дисфункции    

Рис. 2

4) Исходя из результатов заполнения логических квадратов функции каждого социального института, проследите динамику их перехода из явных в латентные (скрытые) и в дисфункции в разных сферах жизнедеятельности (или разных социальных институтах).

Темы рефератов

1. Институализация общественных отношений.

2. Место социальных институтов в социальной интеграции.

3. Религия в жизни общества ХХ в.

4. Наука как социальный институт.

5. Экономический социальный институт как система.

6. Роль семьи в жизнедеятельности людей.

7. Здравоохранение – социальный институт ХХ в.

8. Образование – канал социальной мобильности.

9. Образование в современной России: место и роль в выходе из кризисной ситуации.

Библиографический список

1. Андреев Ю. П. Категория «социальный институт» // Философские науки. –1984. – №1.

2. Антонов А. И., Медведков В. М. Социология семьи. – М.: Изд-во Междун. ун-та бизнеса и управления. – 1996.

3. Заславская Т. Н., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. – Новосибирск: Сиб. отд. АН СССР, 1991.

4. Иванов А.Е. Высшая школа России в к. XIX–н.ХХ вв. – М.: АН СССР, 1991. – 392 с.

5. Ильясов Ф.И. Религиозное сознание и поведение // Социс. – 1987. – №3.

6. Лаптенок С.Д. Советская семья: социально-этические проблемы.

7. Лейман И.И. Наука как социальный институт. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.

8. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989.

9. Современная семья народов зарубежной Европы. – М.: Наука, 1993. –92 с.

10. Социология образования: В 2-х т. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

11. Филлипов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. – М.: Просвещение, 1990.

12. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М.: Политиздат, 1974.

13. Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. – 2003. - № 10. – С. 13-18.

14. Митрикас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. – 2004. - № 5. – С. 65-72.

Тема 12. Общественное мнение в системе факторов
гражданского общества

План

Сущностные особенности гражданского общества.

Субъект-субъектиные отношения как основание гражданского общества.

Процесс формирования общественного мнения и роль СМИ в управлении этим процессом.

Общественное мнение как фактор самобытия гражданского общества.

Гражданское общество является высшей формой социальности, достигнутой человечеством в ходе исторического процесса. Социальные отношения гражданского общества – это результат естественной эволюции человечества, ибо таковые не могут быть установлены ни указом государя императора, ни указом президента, ни каким иным волевым актом! Гражданское общество возникает в процессе развития институтов легальной власти, устанавливающих единые общеобязательные правовые нормы, регулирующие основы социального управления на всех уровнях общественного бытия.

Основоположник политической социологии Макс Вебер назвал гражданское общество порождением рационального государства, выступающего наиболее развитой формой реализации легальной власти. Основным правовым актом гражданского общества является конституция, определяющая общеобязательные для всех индивидов (независимо от социального статуса или имущественного положения) нормы социального и политического поведения. Их обязаны выполнять все, в том числе и президент страны или губернатор области.

Наши рекомендации