Практическое занятие 1. Социология как наука

СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Сборник заданий для практических занятий

Учебное пособие

для самостоятельной работы

студентов дневного и заочного обучения

всех специальностей технического вуза

Тюмень 2008

Гольдберг Т.С., Фугелова Т.А. Социология и политология: Учебное пособие.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2008.- 82 с.

Содержит задания для активного усвоения курса «Социология и по- литология», приобретения профессиональных навыков.

Практикум предназначается для студентов технических специальностей.

Рецензенты: Е.М.Михеева, д.ф.н., профессор;

А.В.Сумачев, д.ю.н., доцент

© Государственное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

Тюменский государственный

Нефтегазовый университет», 2008

Оглавление

Предисловие…………………………………………………………………..4

Раздел 1. Социология…………………………………………….………….6

1.1. Социология как наука……………………………………………......…...6

1.2. История становления и развития социологии………………………….9

1.3. Методология, методика и техника социологического исследования..13

1.4. Общество: понятие, признаки, типология……………………….....….20

1.5. Культура как ценностно-нормативная система…………………….....23

1.6. Личность в системе социальных связей…………………………….…28

1.7. Социальные группы, институты и государство………………….……34

1.8. Социальная структура и социальная стратификация………….……...39

1.9. Социальные изменения…………………………………….…………...46

1.10. Социальное поведение и социальный контроль……………………...48

Раздел 2. Политология……………………………………………………...53

2.1. Политика: понятие, сущность, роль в жизни людей. Политология

как наука………………………………………………………………………53

2.2. Политическая власть и властные отношения…………………………..55

2.3. Субъекты политики………………………………………………………57

2.4. Политическая система общества………………………………………..61

2.5. Политическое сознание и политическая культура…………………….67

2.6.Мировая политика и международные отношения..………………….....71

2.7. Политические идеи. Авторы…………………………………………….75

Список литературы………………………………….………………...........79

Предисловие

Сборник ориентирован на овладение студентами курса «Социология и политология» в рамках образовательной программы. Он призван углубить знания студентов по изучаемому курсу и научить их самостоятельной работе с дополнительной литературой.

Сборник выполняет вспомогательную функцию при организации самостоятельной работы студентов с лекционным материалом, учебниками, словарями, научной литературой, публицистическими статьями, Интернет-ресурсами.

Сборник направлен, с одной стороны, на овладение студентами необходимыми для самостоятельной работы умениями, с другой стороны, на формирование у обучающихся установки и потребности самостоятельно и вдумчиво осваивать новую информацию. Материалы пособия могут быть использованы для проверки теоретических положений курса на практических занятиях по курсу «Социология и политология» или в качестве контрольных заданий.

Студентам предлагаются следующие типы заданий: заполнение таблиц на основе знакомства с информацией; контрольные и проблемные вопросы; словарная работа; задания на установление соответствия; задания на восстановление последовательности, пропусков в тексте; задания творческого характера.

Сборник состоит из 2 тематических разделов, включающих 17 тем.

Собранные в настоящем пособии задания при всей их простоте и максимальной доступности дают студенту представление о практическом применении теоретических знаний изучаемых наук.

Среди заданий, включенных в пособие, можно выделить основные, обязательные для выполнения во время практических занятий. Часть заданий может быть использовано во внеаудиторной работе. При выполнении некоторых заданий студенты могут работать группами по три человека.

Пособие подготовлено применительно к действующей программе по социологии и политологии и состоит из разделов: «Социология как наука»; «История становления и развития социологии»; «Методология, методика и техника социологического исследования»; «Общество: понятие, признаки, типология»; «Культура как ценностно-нормативная система»; «Личность в системе социальных связей»; «Социальные группы, институты и государство»; «Социальная структура и социальная стратификация»; «Социальные изменения»; «Социальное поведение и социальный контроль»; «Политическая власть и властные отношения»; «Политическая система общества»; «Субъекты политики»; «Политическое сознание и политическая культура»; «Мировая политика и международные отношения».

Список литературы для самостоятельного изучения приводится в конце пособия.

Порядок работы с пособием:

1. Внимательно прочитать лекционный материал по теме или обратиться к соответствующей литературе.

2. Ответить на предложенные вопросы.

3. В случае затруднения следует вернуться к теоретическому материалу и более тщательно проработать основную литературу.

Практическое занятие 1. Социология как наука

1. В учебнике социологии Н. Смелзера есть глава «Двоюродные сестры социологии», где она рассматривается в семье наук, которые имеют дело с поведением людей и организацией. К двоюродным сестрам социологии он относит антропологию, экономику, политологию, психологию.

Пользуясь этим «семейным» представлением, назовите родных сестер социологии. Ответ обоснуйте.

2. Определите статус социологических теорий, о которых говорится в следующем фрагменте статьи П. Штомпки: «Большинство теорий должны оставаться на этом среднем уровне обобщения… Именно здесь должны быть получены ответы на самые земные, не терпящие отлагательства практические людские заботы. (Штомпка П. Много социологий для одного мира//Социологические исследования.- 1991.- №2.- С. 21-22).

3. Установите соответствие между понятиями.

1. Отрасли знания. 1. Общественные науки.
2. Социология политики. 2. Психология.
3. Политическая социология. 3. Правоведение.
4. Социология права. 4. Политология.
5. Экономическая социология. 5. Социология.
6. Социальная психология. 6. Экономика.
7. Социальная философия. 7. Философия.

4. Из перечня наук выпишите те, по отношению к которым социология выполняет роль генерализирующей науки: философия, психология, экономика, право, педагогика, история, политология. Ответ обоснуйте.

5.Понятием «парадигма» в любой науке обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Что это означает применительно к социологии?

6.Знания, накопленные людьми об окружающей реальности, можно разделить на четыре блока: «знания здравого смысла», «мифологические», «идеологические», «научные». Какое из них обладает следующими характеристиками: эмпиричность, ненормативность, общность,передаваемость,временность.

7. С 30-х гг. до начала 60-х ХХ века прекратились исследования по социологии. С чем это было связано?

8. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:

а) Карл Макс предложил различать общество и общину;

б) социальным фактом может быть поступок человека;

в) макросоциология, или социологический реализм, изучает социальные явления независимо от человека;

г) животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности;

д) любое общество имеет собственное название;

е) только государство может управлять поведением человека;

ж) люди не являются частью общества;

з) эмпирические социологические исследования ориентированы, прежде всего, на фиксацию фактов;

и) идею теорий среднего уровня высказал в ХХ веке Р. Мертон.

9. Принято различать следующие типы общества: примитивные, традиционные, индустриальные, постиндустриальные. В чем их различия? К какому типу относится современное европейское общество?

Практическое занятие 2.

Наши рекомендации