Пути дальнейшего изучения в данной области.

Несомненным фактом является то, что описанная проблема требует дальнейшего изучения. В частности, необходимо составить более чёткое представление о различных неформальных практиках на рынке труда, изучить их особенности. Причём это возможно только с учётом позиций обеих сторон: как соискателей, так и работодателей. Апробированная модель показывает, что большую помощь в этом могут оказать теоретические разработки М. Грановеттера. Поскольку на данный момент рынок структурирован таким образом, что он далёк от взаимодействия спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции, важен анализ включённости этого взаимодействия в социальные сети. С другой стороны, не меньший интерес представляет связанная с этим проблема доверия на рынке и макросоциальных причин, которые заставляют агентов выбирать именно такие способы поведения. Здесь целесообразно задействовать неоинституциональные теории и изучение проблематики доверия в социологии в целом. В случае проведения такой исследовательской работы можно надеяться на выработку таких моделей, которые позволили бы всем заинтересованным сторонам, не повышая рисков, эффективно взаимодействовать друг с другом. Только через анализ проблемы с обеих позиций можно делать выводы о существующем на рынке положении. Изучив то, как должен выглядеть «идеальный соискатель-социолог», можно выяснить, насколько сформулированные ранее выводы о влиянии характеристик соискателя на его успешность на рынке труда соответствуют представлениям работодателей.

В связи с этим представляются необходимыми дальнейшие исследования, ставящие своей целью изучение проблемы «с другой стороны», с позиций работодателей. На рынке труда традиционно присутствуют две стороны – продавцы труда, соискатели, и покупатели, работодатели. Только через анализ проблемы с обеих позиций можно делать выводы о существующем на рынке положении. Изучив то, как должен выглядеть «идеальный соискатель-социолог», можно выяснить, насколько сформулированные ранее выводы о влиянии характеристик соискателя на его успешность на рынке труда соответствуют представлениям работодателей.

Таким образом, станет возможным проведение анализа перспектив трудоустройства студентов и выпускников социологических факультетов столичных вузов в московских организациях на предмет их сотрудничества. Осуществление такого анализа может проводиться через сопоставление ожиданий существующих в данном секторе рынка труда, со стороны соискателей и работодателей и, соответственно, реального спроса и предложения труда; через анализ практик трудоустройства социологов. Такое исследование поможет выяснить, как соотносятся представления о рынке, бытующие у молодых социологов и организаций, которым требуются социологи, с тем, что агенты действительно могут предложить друг другу, а также узнать, насколько оправданны ожидания обеих сторон и каким образом они корректируются. Чтобы получить ответ на эти вопросы, необходимо получить из эмпирического исследования данные, которые позволят описать ожидания агентов, их возможности, практики трудоустройства.




Резюме.

Отчёт подготовлен по итогам исследования «Ожидания на рынке труда и перспективы трудоустройства студентов и выпускников социологических факультетов». С помощью метода анкетирования было опрошено 168 старшекурсников и выпускников факультетов социологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, МГСУ, ГУГН, ГУУ, РХТУ. Исследование не предполагало получения данных, претендующих на репрезентирование генеральной совокупности. Основной целью исследования являлся анализ перспектив трудоустройства студентов и выпускников социологических факультетов столичных вузов в московских организациях. Исследование было продиктовано недостатком информации о соответствии ожиданий молодых специалистов-социологов и реальных практик трудоустройства.

1. В ходе работы изучалась степень удовлетворённости соискателей взаимодействием с работодателями и структура ожиданий соискателей. Результаты корреляционно-регрессионного анализа продемонстрировали, что деньги являются основным фактором, влияющим на удовлетворённость социологов работой. На фоне общего высокого уровня удовлетворённости работой отмечается ряд неоправданных ожиданий, существующих у социологов.

2. Рассматривалось влияние различных аспектов полученного социологами образования на возможности трудоустройства. Регрессионный анализ показал, что наибольшее значение при трудоустройстве имеют практические навыки соискателей. И хотя полученное в вузе образование не играет большой роли, выпускники различных вузов разнятся по перспективам на рынке труда.

3. Анализ практик трудоустройства указывает на решающую роль неформальных контактов при поиске информации. В этих условиях обнаруживается недооценка роли профессиональных контактов при устройстве на работу.

4. Проводилось выявление моделей поведения студентов и выпускников в сфере трудоустройства. В ходе анализа было выявлено три модели накопления человеческого капитала и проанализирована эффективность различных путей трудоустройства.

Исследование показало, что на этапах вхождения на рынок труда перспективы трудоустройства определяет наличие нужных личных контактов. Это связано с тем, что основная потребность рынка апеллирует к практическим навыкам, бóльшую часть которых можно получить только на работе. При этом опыт работы даёт информацию для проектирования карьеры. Эти результаты следует учитывать как соискателям, так и работодателям, а также вузам. Получить более подробную картину рынка позволят аналогичные проекты, нацеленные на исследование спроса.

Приложение 1. Использованная литература.

  1. Р.Агабекян, Г.Авагян Современные теории занятости. М., ЮНИТИ, 2001.
  2. Где работать выпускнику? / По материалам статьи из газеты «Красное знамя» от 9.07.2002г. [on-line]. Информация получена на сайте Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. URL: <http://www.rabota.tomsk.ru/ruk3.htm>, 20.11.2002г.
  3. Заславская Т.И. Российские и украинские социологи стоят как бы на разных льдинах[on-line]. Сайт Sociology Hall. URL: <http://www.sociology.kharkov.ua/rus/student/ekspert_mn.asp>. Информация получена 20.11.2002г.

4. Кобыленко Е.В. Взаимодействие молодежи и государственных служб занятости: экспертная оценка // Социальная работа в современном обществе: реалии и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы"/ Под ред. С.И. Григорьева, Л.В. Гусляковой. Барнаул, 2001 [on-line]. Статья опубликована на сайте Центра социально-экономических исследований и региональной политики. URL: <http://www.center.alt.ru/personal/kobylenko/>. Информация получена 20.11.2002г.

  1. ЛефельА. Степень удовлетворения от полученного вузовского образования [on-line]. URL: <http://alefel.narod.ru/Sociologia/vuz.htm>. Информация получена 20.11.2002г.
  2. Миронова Н., Тихомиров В. Молодые социологи на рынке труда. Рукопись (предоставлена авторами). 2002.

7. Радаев В.В. Социологические подходы к анализу рынка труда: предложение труда // Российский экономический журнал. 1995. №4. с. 82-83.

  1. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие. Москва, Аспект Пресс, 2000. – 368 с. Стр. 201.
  2. Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии [on-line]. Сайт «Наука-Интернет-Россия». URL: <http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/4rivk.htm>. Информация получена 20.11.2002г.
  3. Фишер C., Дорнбуш P., Шмалензи P. Экономика. Учебник. Москва, «Дело»,1993. – 864 с.
  4. Чернейко Д.С. Безработных - много, а специалистов не хватает // Экономика и время, 02.10.2000г. [on-line]. Статья опубликована на сайте Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу. URL: <www.rspb.ru/press/artc.html>. Информация получена 8.11.2002г.
  5. Черенков А. Internet и маркетинговые исследования. URL: <http://mr.gfk.ru/public/ARTICLES/HTML/INETANDMR/inetandmr.htm>
  6. Шевченко А.Д. Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда г.Москвы [on-line]. Гильдия маркетологов. URL: <http://www.marketologi.ru/lib/mou04.html>. Информация получена 8.11.2002г.

14. Alchian A.Information Сosts, Pricing and Resource Unemployment //Western Economic Journal, 1969. - Vol. 7.

15. Coomber R. 'Using the Internet for Survey Research' Sociological Research Online, vol. 2, no. 2, URL: <http://www.socresonline.org.uk/socresonline/2/2/2.html> Размещено в 1997 году, информация получена в ноябре 2002 года.

16. Granovetter M. The Sociological and Economical Approaches to Labor Market Analysis: A Social Structural View / Granovetter M., Swedberg R. (eds) The Sociology of Economic Life. Boulder, Oxford, Westview Press,1992,p.256.

17. K.B. Sheehan, M.G.Hoy. Using E-mail To Survey Internet Users In The United States: Methodology And Assessment URL: <http://www.ascusc.org/jcmc/vol4/issue3/sheehan.html>

18. Von Mises L. Human Action: A Treatise on Economics [on-line]. URL: <http://www.econlib.org/library/Mises/HmA/msHmA21.html#Part 4, Chapter XXI. Work and wages> Информация получена 13.11.2002 г.


Приложение 2. Интерпретация и операционализация основных понятий.


Понятие Параметры Индикатор Вопрос
Описание агента Общие характеристики Возраст Укажите, пожалуйста, Ваш возраст. ____________лет
    Пол Укажите, пожалуйста, Ваш пол. 1. Мужской 2. Женский
    Образование (Статус) Продолжаете ли Вы в настоящий момент обучение по специальности «Социология»? 1. Продолжаю обучение. 2. Закончил(-а) обучение (перейти к вопросу №)
    Вуз и курс  

Наши рекомендации