Социальные отношения в процессе управления: специфика формирования и реализации
в любом действии, связующем тем или иным образом людей, в том числе и в процессах управления, возникают вполне определенные отношения каждого человека со своими коллегами - отношения сотрудничества или соперничества, симпатии или антипатии, доминирования или подчинения. Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия, и составляет то, что называют межличностными отношениями. Но такие связи приобретают устойчивый и длительный характер тогда, когда они обусловлены коренными жизненными интересами не только отдельных личностей, но и экономическими, политическими, культурными и иными интересами определенных социальных групп и общностей, объединяющих людей общими целями и действиями по их достижению, в том числе и управленческими. Совокупность таких именно связей и взаимодействий и выступает как существующие в данном обществе на определенной ступени его исторического развития социальные отношения. Таким образом, социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности.
Социальные отношения в обществе характеризуются очень большим разнообразием, поэтому большое значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам. по субъекту (или носителю):индивидуальные (личностные);межличностные;внутригрупповые;межгрупповые; международные (межкоропоративные) отношения.
по объекту:
экономические;политические (в рамках систем и институтов);социально-культурные;религиозные ( рамках церкви, мечети, синагоги);семейно-бытовые (в объекте - семья).
по характеру взаимосвязей (модальности):отношения сотрудничества;взаимопомощь;соперничество;конфликты;субординация.
по степени стандартизации и формализации:формальные и неформальные;официальные и неофициальные.
Социальные отношения в системе управления - это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными личностями, их группами, общностями, а также внутри последних в процессе выработки, принятия и осуществления управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивости, динамизма и эффективности деятельности управляемого социального объекта.
19. Актуальность социологического знания в современном мире.
Актуальность социологии знания в современную эпоху объясняется беспрецедентным многообразием форм мышления, которое, в свою очередь, вызвано ускорением социальной мобильности и интенсификацией вертикальной мобильности. В результате вера индивидов и групп в вечную значимость собственных форм мышления начинает колебаться. Развивающиеся до сих пор независимо друг от друга формы мышления и опыта проникают в одно сознание и заставляют интеллект обнаружить противоречивость и непримиримость концепций мира. До тех пор, пока основой стабилизации общества является авторитет и социальным престижем обладают лишь действия высшего слоя, у этого класса нет особых причин ставить под вопрос свое социальное существование и значимость своих действий. Только общая демократизация, а не просто социальное продвижение, пусть и значительное, отдельных лиц может привести к тому, что возвышение низших слоев повлечет за собой общественное признание их мышления. В каждом обществе есть социальные группы, главная задача которых заключается в том, чтобы создавать для данного общества интерпретацию мира. Сегодня это - «интеллигенция». Чем статичнее общество, тем более вероятно, что этот слой обретет в нем определенный статус. Различные силы, участвующие в современном мире в борьбе за контроль над коллективным бессознательным, прежде всего государство и политические партии, предлагают мировоззрение, используя рациональную и научную аргументацию.
Образование как социальный институт: общая характеристика.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Политика как соц институт.
Политика –искусство управления государством, сфера деятельности связана с отношениями и регулированием соц. Групп, сутью которой является определение форм, задач.
Составляющие: гос-во, партии, профсоюзы, общественные организации преследующие полит цели, направленные на установление и поддержку определенной формы полит власти. Ф-и:целостно-ориентационная, управления и руководства, инновационная функция, интегрирующая, ф-я воспитания формирования личности.