Социологическая система Вербера .Понимающая социология ,социальные действия ,рационализация.

Типы социального действия
М. Вебер выделял следующие типы социального действия: Целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и тради­ционный.
Целерационагьное действие — это когда человек ясно представ­ляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.
Ценностно-рациональное действие совершается через сознатель­ную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.
Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессозна­тельные психологические импульсы и чувства.
Традиционное действие осуществляется через привычку'.
В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерационалъным. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержа­нием и механизмом осуществления социального действия. Необхо­димы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т.е. теоретически смоде­лированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми харак­терными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоре­тиков и практиков не только из области социологии.
Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет сте­пень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.
Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, гак и в области политики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; рационали­зируется образ мышления людей, гак же как и способ их чувство­вания и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссаль­ным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рацио­нальности1.
Воплощением рациональности Вебер считает правовое государ­ство, функционирование которого целиком базируется на рацио­нальном взаимодействии интересов граждан, подчинении их зако­ну, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациоиальных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых. Похоже, что и в этом случае речь идет о теоретической конструк­ции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадаю­щей с социальной действительностью. И все же идея правового го­сударства как рационального сочетания интересов субъектов граж­данского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания как теоретиков, так и практиков.
Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкою круга проблем из области теории и методологии социологии, оставив в разработке заметный след. Возрождение его учения происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении
сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина»1.
С позиции истины, пишет Вебер, приходится признать, что миро- J воззрение каждого человека связано с «интересами своего класса»2.
Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценит учение Маркса о роли эко­номических отношений в жизни общества, никогда не искажал и не упрощал это учение. Он писал:анализ социальных явлений и культурных процессов под углом 1 зрения их экономической обусловленности и их влияния были при осторожном, свободном от догматизма, применении.
Таков вывод этого глубоко мыслящего философа и социолога, который он сделал в работе под примечательным названием «Объ­ективность социально-научного и социально-политического познания».
Научность и объективность у Вебера не расходятся между со­бой. Ему присущ трезвый и уважительный подход к взглядам и теориям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель и современное возрождение учения Вебера вполне оправдано. Многие высказанные им идеи получают свое дальнейшее развитие не только в странах Запада.

Рационолизация

Рационализация

- по М.Веберу – важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности – эффективной деятельности по достижению поставленных целей, – экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное – направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, – через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это – античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем – в управление, затем – в быт, – и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

Вопр

Наши рекомендации