Диагностика и прогнозирование социальных процессов.
В процессе движения нашего общества к социально ориентированной рыночной экономике решающее значение приобретает выработка научно обоснованной стратегии осуществления глубинных социально-экономических преобразований. Действенным инструментом управленческой деятельности в условиях крупномасштабных изменений во всех сферах общественной жизни и возрастающей в связи с этим неопределённости в развитии экономических, социальных и иных систем становится методология стратегического управления.
Стратегическое управление обладает несколькими отличительными особенностями:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он завершается установкой общих направлений, продвижение которых обеспечит развитие и укрепление позиций социальной или экономической системы.
2. Сформулированная стратегия используется для разработки стратегических проектов и планов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание управляющей подсистемы на определённых секторах деятельности и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегической целью.
3. В процессе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой неполной информацией о различных альтернативах.
4. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
5. В процессе отбора проектов, связанных со стратегическим управлением, необходимо проводить различие между стратегией и ориентиром. Ориентиры представляют собой цель, которую стремится достичь управляемая подсистема, а стратегия – средство определения цели и путей её достижения. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не окажется таковой, если ориентиры системы изменились.
6. Стратегия и ориентиры взаимосвязаны как в отдельные моменты, так и на различных уровнях структурирования системы или организации. Например, параметры эффективности в один момент и в одних условиях будут служить фирме ориентирами, а в других – станут её стратегией. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри системы, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.
Из сказанного выше следует определение стратегического управления. Это процесс, направленный на осуществление миссии данной социальной системы (организации) на основе предвидения возможных изменений и будущих тенденций развития, формулирование её целей, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться поставленных целей. Процесс стратегического управления анализируется в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 144 – 153).
Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.
Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством достижения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий – планов, предписаний, поручений, задаваемый управляемой системе её управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации – фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Чёткое согласование всех трёх компонентов этой функции – важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование – источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.
Вторая функция управления – административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, приём, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.
Управленческая деятельность неосуществима без выполнения информационно-аналитической функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчинённых ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включённых в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.
Четвёртая функция управления – социальная, заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.
Пятая функция управленческой деятельности – прогнозирование, заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, в том числе её кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.
Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.
Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание определённых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических, моральных и иных рычагов, в первую очередь, с учётом необходимости оценки работы в соответствии с качеством, эффективностью и результатом.
Восьмая функция управления – корректирующая деятельность управляемой системы, направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы подразделений и звеньев данного объекта управления.
Девятая функция управленческой деятельности – удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определённых пределах, обеспечивающее сохранение её целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.
Десятая функция управления – обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.
Одиннадцатая функция управленческой деятельности – осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие её элементов с помощью нормативного регулирования.
Двенадцатая функция управленческой деятельности – создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.
Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении её качественной специфики и динамичного устойчивого развития.
Четырнадцатая функция управления – повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности её деятельности.
Оптимальное соотношение функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого взаимодействия. Сложная совокупность функций деятельности управляющей подсистемы описана в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 58-63).
Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Управление всегда связано с решением определённой проблемной ситуации, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления, применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и её составных частей, возможные пути и средства разрешения.
Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, поскольку позволяет разработать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и её взаимодействий с окружающей социальной средой в её системности и целостности, но применяются при этом методы ряда научных дисциплин, например, социологии, психологии, кибернетики и др.
Существенную роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод моделирования, опирающийся на системный и комплексный подходы к управлению. В тории управления метод моделирования обычно осуществляется путём построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществляемых управленческих решений.
Достаточно широко в управлении применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Это метод, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.
Общенаучные методы составляют в своей совокупности тот фундамент, на котором возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических методов, применяемых в теории и практике управления. Всё их многообразие может быть классифицировано по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам.
Методы управления подразделяются на 1) организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур; 2) экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами; 3) социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.
Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляющих органов. Оно обычно бывает трёх видов:
1. Вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима «сверху».
2. Пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений.
3. Осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с возможно максимальным результатом.
Экономические методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость этих методов возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода. К экономическим методам управления относятся: 1) система заработной платы и других форм материального поощрения работников; 2) система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы; 3) система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества продукции.
Социально-психологические механизмы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития. Более подробно содержание методов социального управления изложено в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 64-78).
Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения принятых управленческих решений. В контексте использования в управленческой деятельности информация истолковывается как совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью её оптимизации.
Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство и применение различных видов информации. Оно включает:
а) производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;
б) сбор, отбор, оценку информации, необходимой для управления;
в) аналитико-синтетическая переработку информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);
г) хранение и поиск информации;
д) размножение и распространение информации, передачу её потребителю;
е) использование информации;
ж) контроль за эффективностью использования информации;
Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она зависит также от масштаба и важности принимаемых решений, от количества и характера управляемых, регулируемых параметров, от количества вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта, от величины и разнообразия возмущающих управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы. Об этих аспектах информационного обеспечения управленческой деятельности идёт речь в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. – Мн: ТетраСистемс, 2001. – С. 117-128).
Эффективное управление организациями и предприятиями требует осуществления диагностики состояния управляемой подсистемы и прогнозирования вариантов её развития с последующим выбором наиболее приемлемого, оптимального. Средства социологической диагностики направлены на оценку состояния социального объекта, включённого в целенаправленную организационную деятельность с целью решения вопроса о необходимости изменения его состояния или режима работы. Основное отличие социологической диагностики от традиционного социологического исследования состоит в том, что исследование всегда имеет целью получение нового знания об объекте, а диагностика – лишь описание состояния объекта и прогнозирование его поведения. Эта информация используется для выработки решения о необходимости воздействия на объект и направленности этого воздействия. Описание объекта ведётся в целом и при этом основная цель диагностики состоит в повышении эффективности изучаемого объекта. Этим и объясняется сфера применения социологической диагностики – сфера управления.
Технология осуществления диагностики социальной организации, кроме её описания предполагает процедуру соотнесения реального состояния этой организации с «идеальным». Такой диагноз даёт нам возможность оценить степень отклонения организации от желаемого состояния, а значит и направление последующих преобразовательных воздействий.
Социальное прогнозирование – это метод научного познания, позволяющий предвидеть будущее состояние социального объекта. Без такого предвидения невозможно принятие обоснованного, эффективного управленческого решения. Социальный прогноз носит вероятностный и альтернативный характер. Отличительной особенностью прогнозирования, как научного метода, является стремление дать количественную оценку перспектив развития объекта, предварительно выбрав из всего множества вариантов возможных изменений наиболее вероятностное.
Цель прогнозирования состоит в том, чтобы на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть содержание ситуации, в которой окажется система. В теории управления прогноз определяется, как вероятностное, научно-обоснованное суждение относительно состояния ненаблюдаемого социального объекта в какой-то момент времени или возможных путей достижения такого состояния, определённого в качестве цели.
Процедура прогнозирования включает в себя определение объекта прогноза; установление периода деятельности прогнозных оценок; выявление качественных характеристик, которые подлежат прогнозированию; анализ тенденций развития системы в целом; выделения факторов, оказывающих влияние на процесс развития; рассмотрение спектра возможностей развития; отбор наиболее обоснованных вариантов альтернатив; установление показателей прогноза.
Социальное прогнозирование реализует следующие основные функции:
- ориентирующая функция, т.к. определяются наиболее реалистические тенденции развития социального объекта;
- нормативная функция, состоящая в определении основных социальных потребностей будущего объекта и возможностей их реализации;
- предупредительная функция, которая призвана описать и проанализировать возможные негативные последствия изучаемых тенденций развития системы.
Социальное прогнозирование классифицируется по времени упреждения: до года – оперативное прогнозирование; от 1 г. до 5 л. – краткосрочное прогнозирование; от 5 л. до 15 л. – среднесрочное; и свыше 15 л. – долгосрочный прогноз. Специфическими методами прогнозирования являются сложная экстраполяция, моделирование, эксперимент. Подробнее с этими методами можно ознакомиться в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 433-447).