Билет №44. Что такое «маргинальность»? Кто такие «маргиналы»?

Маргинальность— это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, струк­турно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым об­щностям (зачастую по причинам культурного несоответст­вия), испытывающих большое психологическое напряже­ние и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального де­классирования и его последствий, а М. Вебер прямо сде­лал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую соци­альную силу (общность) и дают толчок социальным изме­нениям — революциям или реформам.

С именем Вебера связана более глубокая трактовка мар-гинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и по­добных им сообществ, кбторые, конечно же, не во всех слу­чаях могли возникать из «социальных отбросов» — инди­видов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безуслов­ную связь между возникновением массы людей, исключен­ных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формирования новых общностей: негэнтропийные тенденции и в челове­ческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упорядочен». (Именно подобные процессы происходят jb современном российском обществе.)

С другой стороны, возникновение новых классов, сло­ев и групп на практике почти никогда не связано с орга­низованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выглядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структур­ную позицию) была вполне упорядоченной.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы иобщности, формирующиеся на границах социальных сло­ев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа соци­альности при его серьезных деформациях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы:нацио­нальные меньшинства; биомаргиналы,чье здоровье переста­ет быть предметом заботы социума; социомаргиналы,как, например, группы, находящихся в процессе незавершенно­го социального перемещения; возрастные маргиналы,фор­мирующиеся при разрыве связей между поколениями; политические маргиналы:их не устраивают легальные воз­можности и легитимные правила общественно-политичес­кой борьбы; экономические маргиналытрадиционного типа (безработные) и так называемые «новые бедные»; религи­озные маргиналы— стоящие вне конфессий или не реша­ющиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, кри­минальные маргиналы;а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Классическим примером социомаргинала можно на­звать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Данелия, 1974 г.).

Билет №45. Понятие семьи и ее функции

Семья является предметом изучения многих обществен­ных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержа­ния, структуры и формы, семья есть исторически изменяюща­яся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных от­ношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуаль­ных качеств личности и осуществление определенной эконо­мической деятельности.Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) по­требности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются Производи­тельно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отноше­ний всемье, ее структура и форма исторически изменчи­вы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой, бдновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоци­альную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — ма­лая группа, имеющая свои закономерности функциониро­вания и развития. Отсюда ее зависимость от общественно­го строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан дру­гой общественный институт — институт брака. Брак мож­но определить как санкционированную обществом, социаль­но и личносхно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья — малая группа, основанная на родствен­ных связях и регулирующая отношения между супругами, ро­дителями и детьми, а также ближайшими родственниками.Отличительным признаком семьи является совместное ве­дение домашнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара.; Однако есть семьи, характеризующиеся совместным про­живанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают сниже­ние желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семьи в зависимости от представленности в них различ­ных поколений бывают нуклеарными(родители и дети) и расширенными(супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индус­триализации и урбанизации, широко развернувшиеся в со­временном мире, привели к преобладанию нуклеарной се­мьи.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди ко­торых важнейшими являются репродуктивная, воспитатель­ная, хозяйственно-экономическаяи рекреационная.

Репродуктивнаяфункция — это воспроизводство в детях численности родителей.

С репродуктивной функцией тесно связана другая фун­кция семьи — воспитательная.Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жиз­ненно необходима, и ее нельзя заменить никакими други­ми институтами или общественными учреждениями. Суще­ственное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:

1. Детоцентризм,т. е. всепрощенческое отношение к де­тям, ложно понимаемая любовь к ним.

2. Профессионализм,т. е. тенденция своеобразного от­каза родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспи­татели-профессионалы в детских садах и школах.

3. Прагматизм,т. е. воспитание, цель которого — выра­ботка у детей «практичности», умения «ловко устра­ивать свои дела», ориентации прежде всего на полу­чение непосредственной материальной выгоды.

Хозяйственно-экономическаяфункция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домаш-

него хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т. д.

Рекреационнаяфункция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося рит­ма жизни, роста всякого рода социальных и психологичес­ких нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.

Билет №48. Функции соц конфликтов, Субъекты. Причины социального конфликта

Конфликт - неизбежное явление в развитии общества. Функции позитивные: 1.разрядка психологической напряженности

2.ком­муникативно-связующая.Через эту функцию участники кон­фликта осознают свои и противостоящие им интересы, вы­являют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

3.консолидирующ рольв обществе и даже может быть движущей силой социальных изменений.

Функции негативные: конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьез­ный урон предприятиям и обществу. Национальные кон­фликты нарушают взаимосвязи между нациями.

Субъекты. Важным вопросом при рассмотрении социальных кон­фликтов является вопрос о «действующих лицах и исполни­телях» конфликтных отношений. Участникомконфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликт­ного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имею­щее своего интереса.

Субъектомже социального конфликта является отдель­ный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно само­стоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в со­циальных отношениях.

Наши рекомендации