Детерриториализация социального

•Архун Аппадураи Глобализация как «детерриториализация» - утрата привязки социальности к географическим

пространствам. Глобализация рассматривается как символический процесс.

Глобализация –культурный поток, который распадается на 5 потоков:

1)Этнопространство – колоссальное передвижение людей – беженцы, туристы, гастарбайтеры

2)Технопространство – не признающие государственных границ движения техники и технологий

3)Финанспространство – то же самое

4) Медиапространство

5) Идеапространство

• Мальколм Уотерс.

Глобализация – это социальный процесс, в котором... дописать из лекции Потоки симулякров: Ø Сакропространство Ø Этнопространство Ø Экономпространство Ø Медиапространство Ø Досуг-пространство 1)Благодаря глобализации территориальность перестаёт быть организующим принципом 2)Глобализирующиеся социальные практики освобождаются от локальной привязанности и свободно

пересекают пространственные границы. 3)И как детерриторилизация сама глобализация обусловлена именно символическими объектами.

Доминирующей сферой глобализации является культурная сфера. В большей степени этому поддаётся сфера потребления финансовая сфера, гораздо в меньшей степени товарное производство и сфера труда.

4)Утрачивается изначальная референция (отнесение) глобализации к общему месту (транснаци). Возникает понимание глобального, как непространственного, нематериального, а воображаемое, символическое. Транснациональность заменяется на транскультурность. Происходит замещение реальности её образами и симуляцией глобализации. Вывод:эти концепции развивались в общей логике развития теоретической социологии, но все они пытаются заменить прежнюю модель социальности новой моделью социальности, т.е. показать, что мир – это некий общий социальный процесс. *Глобальность – существующие транснациональные связи и пространства. Мы живём уже в глобализованном обществе или вопсринимаем её как глобализованную. Томсон *Глобализация – процессы, создающие глобальные социальные связи и пространства. Процесс объективный, который осуществялется в конкретной исторической форме. На данный момент это форма неолиберальной глобализации.

*Глобализм – теория и политика неолиберальной глоаблизации. Говоря о кризисе глоаблизации, говорим

о кризисе неолибрельной глобализации

*Антиглобализм – направлен против глобализма.

* Альтерглобализм – другая глобализация. Это объективный процесс, поэтому в ней должны лежать объективные и субъективные принципы:

1)Появления и рост глобальной взаимозависимости и взаимоуязвимости. Манифест Эйнштейна-Рассела.

Главная идея – в результате изобретения и создания ядерного оружия человечество стало смертным. Человечество впервые за свою историю вошло в столкновение с биосферой, которое связано с тем, что практически прекратилось восстановление возобновляемых природных ресурсов (воздух, вода, природа и т.д.) Сохранность эко-среды: Япония – 0%, Россия и Канада – 65%.

2)Формируется в результате научно-технической и компьютерной революции. Развивается транспорт и связь. Формируется то, что Маршалл Макклюэн назвал деревней, - сжатой пространство, в котором мы живём. Новые ИТ, которые императивно требуют создания глобальных технологий. Френк Уэбстер. Теории информационного общества. Правые и левые позиции. Глава под ред. Шиллера: как в первую очередь капиталом были использованы для транснационализации капитала.

3)Распад СССР и мировой системы социализма. С этого периода начинается глобализация. Структурная унификация – смысл всех глобализационных и модернизационных процессов. Дискурс глобализации и дискурс модернизации слились в один. На какой основе? На основе идеологии и политики победителя в холодной войне.

Глобализм = неолиберальная модель глобализации.

Ø Унификация Ø Экономический редукционизм Ø Финансовая глобализация как основа – осуществлялась форсированная интеграция из нерыночных

территорий в сферу рыночных. Ø Отказ от политики национальных суверенитетов – государство всё меньше и меньше функций (полит, эк, идеол) сохраняет за собой. Главный предмет критики – рост социального неравенства. Как внутри стран, так и цифровой разрыв между ними.

Новая модель глобализации

Ø Многополярность – новые полюса и изменение соотношения сил происходят очень быстро Ø Регионализация – формируются новые субъекты глобализации – региональные объединения государств Ø Восстановление государственного суверенитета – ренационализация. Межгосударственные соглашения по процессам глобализации. Ø Отход от рыночного абсолютизма – возврат к политической нации – попытки выработки активной государственной политики Ø Консолидация национальной идентичности – новый национализм – некая реанимация национального единства. Усиление идеологизации. Ø Усиление силового фактора в политике – перераспределение позиций в мире, вместо однополярного многополярный и т.д.

Перспективы

Мы движемся в мир протекционизма – и забудьте о так называемой глобализации... Мы идём к намного большей прямой роли правительств в производстве Мы идём к правительствам популистского перераспределения И мы идём к острому социальному конфликту внутри страны

28. Объективные и субъективные факторы глобализационного процесса.

Глобализация – основная тенденция мирового развития. В объективном смысле глобализация – это процессы, тенденции, основной чертой которых является связывание различных стран в некоторое единое мировое целое в социальной, политической, культурной и, главное, экономической областях. В субъективном смысле глобализация – теория, осмысливающая эти процессы.

Первые детально разработанные теории глобализации появились на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Первым, кто обратил внимание на эти процессы, был Иммануил Валлерстайн ("Мировые системы"). Главными понятиями являются:

мир-экономика (система международных связей, основанных на торговле),

мир-империя (основана на политическом единстве).

История рассматривается как развитие региональных мир-систем – совокупностей мир-экономик и мир-империй. Мир-системы конкурировали друг с другом, пока европейская капиталистическая мир-экономика не стала абсолютно доминирующей. Валлерстайн, помимо формационного и цивилизационного подходов предлагает подход с точки зрения мир-систем. Первоначально считалось, что капитализм зародился в отдельных наиболее развитых странах и только потом стало складываться капиталистическое мировое хозяйство. Валлерштайн считает, что первоначально капитализм развивался как система мировых связей, отдельными элементами которой были национальные экономики. Зародился в XVI в., к XIX веку подавил все другие мир- экономики.

Для характеристики мир-экономики ключевым является осевое разделение труда – деление стран на центр или ядро и переферию. Ядро мирового хозяйства составляют страны европейской цивилизации. Внеевропейские страны, за некоторым исключением, составляют переферию – являются экономически и политически зависимыми от ядра. Отсталость стран переферии по Валлерштайну объясняется целенаправленной политикой стран ядра. Страны ядра навязывают подчиненным странам такую экономическую специализацию, которая сохраняет лидерство развитых стран. Валлерштайн: хотя все развитые страны пропагандируют свободу рыночной торговли, капитализм – антирыночная система. В XX веке грань между странами переферии и ядра стала стираться из-за попыток стран переферии ворваться в ядро.

Второй элемент – борьба между самими странами ядра: гегемония Голландии, затем Великобритании, США. В современную эпоху США теряют статус абсолютного лидера. Теория Валлерштайна относится к неомарксистским. Первая теория, в которой мир рассматривается как глобальное сообщество. Однако Валлерштайн был против: глобализация – дискурс, навязанный властными группами. Предлагает рассматривать современные изменения в мире как переход капиталистической мир-системы в фазу кризиса. Для него глобализация – новая стадия развития капитализма, характеризующаяся кризисом, начало которому приходится на 60-70-е годы. Кризис стал наиболее очевидным после краха ленинизма, т.к. активизировались потенциально опасные слои населения.

Транснациональные корпорации.

Вторая группа теорий – исследования, связанные с ТНК. Исследования, связанные с господствующим истеблишментом. Концепции неолиберальной глобализации. По своей сути, это не что иное, как идеология господства мирового рынка. Эта неолиберальная модель, по мнению многих социологов, реализуется в современном мире. Целью развития человечества провозглашается создание нерегулируемого мирового рынка; все сферы общественной жизни подчиняются экономическому измерению. На практике неолиберальная глобализация – навязывание всем странам мира западных стандартов.

К неолиберальным моделям, которые описывают глобализационные процессы, но делают акцент на культурной сфере, относятся: теория Френсиса Фукуямы "Конец истории", теория С. Хантингтона "Столкновение цивилизаций", теория Ритцера – Макдональдизация. Фукуяма: если людям предоставить такую возможность, то они станут разделять американские ценности. Мэйнстрим в истории направлен на доминирование западных ценностей. Либеральная демократия и рыночная экономика – кульминация истории.

Альтернативные теории: работы Гидденса, З. Баумана ("глобализованное богатство и локализованная бедность"), У. Бэка. Современные тенденции глобализации.Основа – доклад CIA "Основные контуры мирового развития".

Экономика. На протяжении 15 лет глобализация будет способствовать росту. Рост мирового ВВП на 80% до 2020 года. Большинство стран выиграют от роста, а наибольшую выгоду получат страны, внедрившие свои собственные новые технологии. Тем не менее блага глобализации будут доступны не всем, будет увеличиваться разрыв между развитыми и слаборазвитыми странами. В ближайшие 15 лет эти противоречия будут восприниматься более остро, чем сейчас, а в развитых странах будут сохраняться обширные очаги бедности.

Энергоресуры. Общее потребление энергии в мире вырастет на 50%. Общих запасов топлива будет достаточно в мире для удовлетворения мировых потребностей. Многим районам, где добываются

ресурсы, грозят сложности, которые отразятся на поставках нефти. Одна из тенденций мирового развития – обострение борьбы за ресурсы в мире. Геополитика. Начало XXI века – время подъема развивающихся стран. Ближайшие 15 лет станут временем Китая и Индии. Они будут претендовать на роль сверхдержав. К 2020 году ВВП Китая превысит ВВП всех развитых стран, кроме США, если там не произойдет крупных политических катаклизмов. Эти страны наращивают военную мощь, и в течение 15 лет Китай станет вторым после США государством по расходам на оборону. За последние годы Индия развивается быстрее, чем Китай, и может обойти Китай по мощности экономики. В Индии быстрее рост трудоспособного населения, устоявшаяся демократическая система. Кроме того, Индия на сегодняшний день обладает рынками капитала и высокотехнологичным сектором, а Китаю еще надо создавать эту сферу. Однако в этих странах очень большое количество сельских жителей, кроме того, существует опасность эпидемии СПИДа.

Бразилия – еще одна страна, которая претендует на значимое место в мире. Экономика Индонезии к 2020 может приблизиться к экономикам развитых стран (темпы роста экономики 6-7%). Перспективно и развитие экономики ЮАР. Проблемы России – демографический кризис, потенциально взрывоопасная проблема СПИДа, проблемы вдоль южных границ России – терроризм, исламский экстремизм и т.д. Учитывая, что Россия – один из самых крупных поставщиков энергии в мире, Россия будет находиться на видном месте на мировой геополитической арене, т.к. Европа находится в газовой зависимости от России, а Китай и Индия для роста экономик должны удвоить потребление энергии, которая будет экспортироваться за рубеж.

Характер глобализации. К 2020 году примет незападный облик и станет более азиатской. Если сложить сегодня валютные резервы Японии, Китая, Индии и Кореи, то они составят 3⁄4 от совокупных мировых запасов валюты, причем долларовую часть эти страны постоянно сокращают. Страны Востока хотят создать Азиатский Валютный Фонд.

Еще одна тенденция – укрепление в мире азиацентристской культурной идентичности. Сокращается процент азиатских студентов, отправляющихся учиться на Запад. Азиаты становятся более самодостаточными и дистанцируются от Западной культуры, при этом привлекая к себе западное внимание.

Хотя люди в Азии и дорожат благами глобализации, они считают, что американизация несет угрозу культурным ценностям Азии. Это способствует разжиганию антиамериканских настроений в мире. Религия. Все более важную роль в определении идентичности будет играть религия. Наступает эра обостренного религиозного самосознания.

В мире наблюдается рост числа новообращенных и рост числа людей с более глубокими религиозными убеждениями. Наблюдается рост популярности христианства в нехристианских странах, например в Китае. По прогнозам, к 2020 году в Китае и Нигерии будут находиться почти самые крупные христианские общины в мире. В некоторых регионах наблюдается рост радикальных религиозных активистов. Религиозные активисты – те, кто считает, что необходимы кардинальные изменения общества, и мусульманские экстремисты готовы перестроит политическую систему общества, пусть и с использованием насилия. Распространению экстремизма способствует и рост числа молодежи в исламских государствах.

До 2020 года значительное влияние будет иметь радикальный ислам. Его притягательность может объясниться тем, что он предлагает вернуться к истокам ислама. Это можно считать и протестом против американизации. В распространении ислама играют роль и миграционные процессы, которые порождают этнокультурных маргиналов. Проблемы есть не только у мусульман, например в Германии сложно жить русским немцам. На пути к полной интеграции встречают препятствия даже те, кто родился уже в 3-4 колене иммигрантов.

Миграция. До 2020 года миграция станет самым важным процессом в мире. Африка – Европа, Латинская Америка – Северная Америка, Южная Азия – северные регионы. В России: тоже очень много иммигрантов, попытки переориентировать потоки на Сибирь. На территории Сибири и за Уралом у нас меньше 20 млн. коренных жителей. Китай забрасывает в Россию ежегодно от 500 тыс. до 1 млн. своих соотечественников.

29. Неолиберальный проект глобализации и его социальные последствия. Глобализм и антиглобализм.

К неолиберальным моделям, которые описывают глобализационные процессы, но делают акцент на культурной сфере, относятся: теория Френсиса Фукуямы "Конец истории", теория С. Хантингтона "Столкновение цивилизаций", теория Ритцера – Макдональдизация. Фукуяма: если людям предоставить такую возможность, то они станут разделять американские ценности. Мэйнстрим в истории направлен на доминирование западных ценностей. Либеральная демократия и рыночная экономика – кульминация истории.

Изложенная в книге идея опирается на тот факт, что в западном мире установилось согласие по поводу либерально-демократической формы правления: это лучшая форма, дальше которой эволюционировать некуда. Диктатуры потерпели крах. Это не значит, что система США – лучшая, в ней тоже есть изъяны, но уже нет тех неисправимых дефектов, которые привели к эволюционному развитию политических систем до демократии. Можно потерпеть крах в конкретном обществе, но улучшить идею уже некуда. История – эволюция политических систем. Отсюда понимание "примитивное/развитое". Методом проб и ошибок люди пришли к либерально-демократической модели. При этом эволюция – не прямолинейный процесс, и в нем нет непостижимых закономерностей.

Первая часть – вопрос о существовании универсальной истории, вторая часть – предварительный положительный ответ (технологический прогресс и его универсальность делает развитие стран похожим, возникновение глобальных рынков, консьюмеризм). Третья часть – борьба за признание как движущий фактор истории. Книга навеяна распадом СССР и ее выходу не успело помешать начало распространение исламского фундаментализма.

Цель глобализации подвести под один знаменатель разные сферы жизни,что сразу не получается. Глобализация, сущностной основой которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни - экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и меж- конфессиональные отношения. Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты. Но, если самая развитая сфера глобализации - экономическая, то политической отведен практически последний план, так как сейчас больше внимания занимает региональная интеграция. Мир не может прийти сразу к наднациональному правительству, поэтому возникновение различных политически настроенных интеграционных организаций облегчит такое создание. Экономический фактор глобализации проявляется в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах.

Глобализм и антиглобализм
Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Антиглобалимзм -- политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).
Антиглобализм часто путают с альтерглобализмом, то есть альтернативой неолиберальной глобализации. Несмотря на коренные различия в стратегических целях (антиглобалисты стоят на изоляционистских и консервативных позициях, альтерглобалисты - на классической левой платформе, подразумевающей стирание национальных границ), в ежедневной политической практике антиглобалисты и альтерглобалисты обычно действуют вместе. Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.

30. Понятие культуры в современной социологии. Функции культуры.

Функции культуры

Культура – главный механизм воспроизводства и выживания общества.

2 метафункции:

1) Культура обеспечивает формирование поддержание социального порядка

2) Культура задаёт смысл существования людей и выводит индивида к более устойчивым, социально значимым ориентациям и формам поведения (не как могу, как хочу, а как надо).Общество появляется тогда, когда появляется культура, проявляющаяся в 2 своих метафункциях.

Культурный код – механизм, обеспечивающий совпадение, соответствие культурно-организованного социального мира и культурно обученного индивида.

Стыд – механизм автоматической реакции на смешение стилей поведения, нарушение культурного кода.

Мы всегда знаем, где и как надо себя вести, и если это нарушается, то возникает стыд.

Функции:

1) Репрезентативная – культура определённым образом представляет, репрезентирует реальность, все социально значимые факты. Мы наделяем смыслом определённые явления. Феномен значит только то, что он значит только в определённой культуре. В иной культуре он будет значить совсем другое.

Релятивизм. Пример: списывание для русских и английских студентов

2) Селективная – культура осуществляет отбор, выработку определённых культурных форм, которые обеспечивают эффективное освоение условий существования данного социума.

3) Репродуктивная – культура обеспечивает воспроизводство и передачу накопленного опыта, т.е. преемственность развития. Крайняя версия: если ничего не меняется в культуре, то имеем фундаментализм. А может быть и наоборот, то вестернизация.

4) Ориентирующая, смыслозадающая – придание смысла и значимости человеческого действия

5) Коммуникативная – обеспечивает, с одной стороны, интеграцию общества, с другой стороны, обеспечивает обособление, дифференциацию различных социальных групп

6) Социализирующая + регулирующая = функция социального контроля – становимся людьми в процессе окультуривания.

7) Рекреативная – восстанавливаемся, отдыхаем

8) Игровая (иногда выделяется) – человек играющий. Й. Хейзинга «Homo-Ludens»

Важнейший мотив о репрессивном значении культуры.

Фрейд: основы нашего поведения – наши агрессивные и сексуальные инстинкты. Формула психоанализа:

там, где было оно, буду я. Подчинить человеческую сущность культуре с возможностью реализовывать свои инстинкты.

Юнг, Фромм и др.: необходимо раскрепостить, освободить человеческие инстинкты.

Эрих Фромм: язык, логика, табу – важнейшие барьеры. Без них мы видим реальность так, как она есть.

31. Структура культуры. Роль ценностей в структуре культуры.

Структуру можно представлять:

1) С точки зрения субъекта – цивилизация, национальная культура, классовая культура, этническая культура, субкультуры (половозрастные, молодёжные, женские, мужские и т.д.; сейчас в основном субкультуры потребления и досуга) – культуры, которые отличаются по некоторым параметрам от доминирующей культуры, но не противоречит ей. Девинклентные культуры – незаконные,

преступные, отклоняющиеся от норм. Контркультуры – по своим основным принципам и ценностям противоречит доминирующей культуре (1968 г. молодёжная контркультура). Проблема: мультикультурализм. Есть 2 основные политики: ассимиляции и мультикультурализма.

2) По сферам – политическая, экономическая, труда, общения, потребления и т.д.

3) Массовая и элитарная культура – во второй половине 20 века. В теориях массового общества массовая культура подвергалась критике по 2 направлениям: 1) массы несут угрозу культуре 2) элиты несут угрозу культуре, оболванивание масс. Сейчас другой подход – культурная индустрия – массовая культура рассматривается как массовое культурное производство и массовое культурное потребление. И используется всё чаще не оценочный, а функциональный подход. 1) массовая культура – средствоадаптации массового, урбанизирующего, индустриализирующегося человека, 2) с позициипотребления – обеспечивает включение индивида в качестве потребителя в структуру массовогопотребления

Элементная культура

1) Знаки, значения – весь мир культурно означен, с помощи культуры мы втягиваем всю окружающуюнас реальность. Социализация – умение читать знаки. Знаки – основа любой культуры, и стабильностьзнаков – это условие воспроизводства любой культуры. Мы настолько видим, как нам установила

культура, что не видим реальности в том виде, каком она на самом деле есть. Культура – это, преждевсего, общая для членов данного сообщества система смыслов и значений.

2) Язык – Мишель Фуко «Слова и вещи». Эпистема характеризуется разрывом между словом и вещью.Язык становится главным оружием господства, манипулирования обществом в ситуацияхобщественной трансформации. Коррупция языка – разрушение языка, использование слов без корней.

Символический террор – одна из технологий языкового манипулирования. Дж. Келли – тест «Теория…

3) Обычаи, традиции, привычки – это основной способ регуляции в традиционной обществе. Это способыдействия, узаконенные самим фактом их существования. Самая простая норма культурной регуляции

4) Нормы – стандарты действия, характеризующие принадлежность индивида к определённойсоциальной группе. Способ типизации человеческого поведения. Различные виды деятельностинормируются в разной степени. Уровни также разные – от локальных до общечеловеческих. Степеньобязательности разная – правовая или нормальная.

5) Ценности – важнейший компонент культуры. Неэмпирический объект, вызывающий благоговениеотношений. Незыблемые точки опоры любой культуры. Ценности – армирующая подсистемакультуры. Различные ценности в различных культурах выступают в качестве центральных ценностей –ценность труда и т.д. Ценности поддерживаются определённой символической системой, никто не

говорит о ценностях открыто, всё это выражается символьно.

P.S. Worldvaluessurvey.org – Р.Инглхарт,

European Social Survey – ess.ru

32. Современная социокультурная динамика: тенденции, факторы, теоретические модели (Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Р. Инглхарт, постмодернизм).

Фукуяма: Современная социокультурная динамика

-революция в биологических науках; - продление жизни; - контроль поведения; - генная инженерия

М.б. опасность в силу политической регулировки: должно быть четкое законодательство, регулирующее науку; открытия не должны использовать в военных целях – контроль биоехнологии

-разрастание индустрии права ( права женщин, геев и детей)

-человеческое достоинство возвращается

Хантингтон: -конфликты между цивилизациями( книга «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»)

Инглхарт: «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества»

33. Мировая динамика ценностей (Р. Инглхарт).

Инглхарт: «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества»

Связь между ценностями, экономикой и политикой является взаимной

Постмодернизация – широко распространяющаяся перестройка мироощущений.

: сильно изменились гендерные роли( а также отношение к геям, лесбиянкам); происходит сдвиг к постмодерну

Модернизация- протестантсая церковь

В модерне: принятие социальной мобильности; экономический рост= прогресс ( как признак преуспевающего общества); иерархические бюрократические организации

Ценности постмодерна отдают более высокий приоритет самовыражению чем экономической эффективности: люди становятся менее готовы принять человеческие издержки, с какими сопряжены бюрократия и жесткие социальные нормы. Общество постмодерна характеризуется упадком иерархических институтов и жестких социальных норм и расширением сферы индивидуального выбора и массового участия.

-приоритет качеству жизни чем экономическому росту

-источник ценностей постмодерна – чувство экзистенциальной безопасности

Постмодернизм: меньшая значимость политической , экономической власти и научного авторитета

-обособление от семьи( воспитание вне семьи)

34. Влияние глобализации на культурную динамику.

Современная глобализация представляет собой противоречивый процесс: если для одних

социальных групп она несет огромные выгоды, то другим – новые беды. Определяя в качествеосновы происходящих в мире изменений сферу общественного производства, мы наибольшеевнимание уделим экономическим аспектам глобализации, мало обращая на культурнуюглобализацию, являющуюся по мнению многих ученых основой и возможной «подушкойбезопасности» для этого мирового процесса.

Между различными сферами культурной глобализациисуществуют как противоречия, так исовпадения- причем и на уровне элиты, и на уровне широких масс. Если и есть аспект,который присутствует во всех этих сферах, то это индивидуализация: все сферы

зарождающейся глобальной культуры способствуют независимости индивида от традиции исообщества. Индивидуализация должна рассматриваться как социально-психологическийпроцесс, эмпирически проявляющийся в поведении и сознании людей независимо от идей,которые могут быть у них по этому поводу. Другими словами, индивидуализацию какэмпирическое явление необходимо отличать от «индивидуализма] TJ /T» как идеологии (хотя они,конечно, нередко бывают связаны друг с другом).

35. Понятие личности в социологии. Основные социологические теории личности.

Человек – существо общественное социальное. Генетическая основа необходима для формированиячеловека, но она недостаточна. В результате социализации же человечества формируется прямостоячаяпоза, речевая организация и т.д. => мозг увеличивается в 4.3 раза (у обезьяны же в 1.6 раз). Этопоказывает, как на физиологические процессы влияет социализация. Физиология, психология,философия. Социология вызывает свой аспект: спор о природе человека. Фрейд (задача культуры исоциализации – обезопасить общества от сексуальных и животных инстинктов); Абрахам Маслоу(человек по природе своей – творец, и главная задача человека – самоактуализация, а главная задачаобщества – создать условия, где человек смог бы развить свои задатки). В 2000 г. – раскрыт геномчеловека – он наполнен эмпирическими данными (Фукуяма, 2002 г. – «Наше постчеловеческоебудущее»)

Личность в социологии– устойчивая совокупность социально значимых качеств индивида, котораяформируется в процессе социализации. Социально типичное что-то, которое формируется вопределённой, конкретной социокультурной системе (модерн и далее постмодерн).

Социализация– процесс формирования у человека способности совместного существования с другимилюдьми в конкретной системе (социальное кодирование человека – превращение его в существо,способное жить в данном социуме).

Наши рекомендации