Методика социологической экспертизы

Нормативная модель, представляющая собой совокупность нормативных показателей, заложенных в стратегию развития общества, сравнивается со статистической моделью, являющей собой совокупность текущих показателей государственной статистики, отражающих изменения в социально-экономической сфере, и эмпирической моделью оценочных показателей, отражающих общественное мнение по поводу этих изменений.

Функции социологической экспертизы:

диагностическаяфункция — освидетельствование состояния соц. объекта в момент исследования;

информационно-контрольная функция — исследование информации о соц. объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

прогностическая функция — выявление возможных состояний соц. объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

проектировочная функция — выработка рекомендаций по тематике экспертизирования соц. объекта для соц. проектирования и принятия управленческих решений.

Социологическая экспертиза проводится, когда нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия нормативных правовых актов и других управленческих решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовленным проектам. Тех, кто формирует такие оценки, можно назвать субъектами экспертных оценок. Но в соц.экспертизе участвует большое количество субъектов экспертных оценок, которые в организационном отношении находятся как бы на двух ступенях лестницы. На первой ступени субъектом является орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосударственная структура. Всех субъектов первой ступени объединяет то, что они принимают решения нормативного характера, способные влиять на жизнедеятельность людей, на общественные отношения. Поэтому мы называем их общим термином — «принимающие решения органы». На второй ступени в роли субъекта выступает исполнитель заказа на социальную экспертизу, в РБ этим в основном занимаются социологические центры. Социологические центры в Республике Беларусь — научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Социологические центры функционируют в виде специализированных структур социологического профиля - институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов и т.д. Центры можно разделить в зависимости от ведомственной принадлежности на академические, вузовские, отраслевые. Наряду с государственными социологическими учреждениями на протяжении последнего десятилетия сформировались также общественные, акционерные и частные социологические службы. Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Республики Беларусь. В 1997 был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера. Особую практическую значимость приобретает деятельность научных подразделений, созданных при государственных органах исполнительной власти. С 1994 существует Научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома, который проводит социологические опросы общественного мнения населения по социально-экономическим и политическим вопросам, а также по различным аспектам функционирования городского хозяйства. Также следует отметить исследовательское частное предприятие лаборатория "НОВАК", проводит маркетинговые исследования, опросы общественного мнения по различным проблемам, социологические исследования масс-медиа. Проведением социологических исследований в сфере политики, изучением социально-экономических процессов, идущих в обществе, изучением отношения населения к СМИ занимается "Независимый институт социально-экономических и политических исследований".Таким образом, работа проводимая социологическими центрами РБ помогает видеть и достигнутые результаты, и имеющиеся недостатки в деятельности органов государственного управления, выраженные через общественное мнение граждан Беларуси.



Наши рекомендации