Стратификация белорусского общества

Социальная стратификация – это дифференциация людей и их групп на социальные страты в соответствии с уровнем дохода, власти, престижа и др.

Признаки стратификации:

- Иерархичность.т. е. разделение слоев общества на низшие и высшие.

- Асимметричность отношений между социальными стратами: концентрация власти и привилегий в руках высших слоев и их недостаток «внизу».

- Потенциал динамичности системы стратификации: низшие слои по возможности стремятся переместиться вверх, а высшие – сохранить свое положение.

Социальная страта – социальный слой, выступающий элементом социальной структуры и занимающий определенное место в социальной иерархии. Одноуровневая стратификация предполагает деление общества по одному признаку, а многоуровневая – деление общества одновременно по двум и более признакам.

Существуют многообразные модели стратификации. П. Сорокин выделял страты по трем критериям: а) уровню дохода, б) обладанию властью, в) профессиональной принадлежности.

Т. Парсонс предложил выделять в качестве критериев стратификации: а) качественные характеристики людей, не зависящие от их усилий (пол, возраст, этническая принадлежность, интеллектуальные и физические способности, родственные связи), б) ролевые характеристики (профессия, должность), в) характеристики обладания (имущество, доход, культурный капитал и др.).

Белорусский социолог Е. М. Бабосов наряду с доходом выделяет ряд социокультурных критериев стратификации: 1) этнонациональные, 2) мировоззренческие, 3) религиозно- конфессиональные, 4) образовательные, 5) духовно-культурные, 6) идейно-политические, 7) ценностно-ориентационные.

В Беларуси, срдений класс, 18-20 %. В его состав входят средние и мелкие предприниматели, управленцы, научно-техническая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие.

Следует выделять три слоя среднего класса:

- высший – владельцы среднего капитала, средняя политическая и административная элиты, представители высших интеллектуальных профессий .

- средний – представители малого бизнеса, например, мелкие частные предприниматели, ремесленники, фермеры, коммерсанты, а также работающие по найму специалисты с высшим образованием и лица «свободных профессий»;

- низший – средние кадры (средний состав обеспечения образования, здравоохранения и социальных служб, работники массовых профессий сферы торговли и сервиса), а также высококвалифицированные рабочие.

В индустриально развитых странах численность среднего класса достигает 70-80 % населения. Белорусские исследователи считают, что белорусский средний класс находится в зачаточном состоянии. Относительно среднеобеспеченные слои составляют примерно 30 % населения. Но только порядка 10 % белорусов по объективным признакам можно отнести к среднему классу, хотя субъективно к среднему классу себя относит более двух третей населения. При этом образ жизни, более или менее соответствующий восточноевропейским стандартам среднего класса, ведут лишь от 4 до 6 % населения.

В целом свыше 50 % населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса. Для вступления в его состав людям не хватает либо доходов и престижности профессии (свыше 30 % населения), либо образования и высокого профессионального уровня (20 %).

13. Проблема среднего и "предпринимательского" класса в современном постсоветском обществе

Предпринимательский класс в Беларуси немногочислен.Предприниматели в целом имеют более высокие показатели материальной обеспеченности, чем население в целом. Однако это не означает хорошей материальной обеспеченности всех предпринимателей.Средний класс в Беларуси является намного более многочисленным, чем предпринимательский класс. Средний класс в Беларуси не является предпринимательским. Наиболее активными в предпринимательском отношении являются возрастные группы 25-34 и 35-44 лет. Среди предпринимателей несколько более велика, по сравнению с населением в целом, доля людей с высшим образованием. Однако эта тенденция свойственна лишь старшим возрастным группам, начиная с 35 лет. В более младших возрастах этой тенденции не наблюдается. Предпринимательство не стало массовой профессией. Предпринимательский класс выживает в очень трудных условиях и остро ощущает свою правовую незащищенность. Неблагоприятные условия работы малого и среднего бизнеса и сравнительно малая численность занятых таким бизнесом людей приводят к тому, что данный социальный слой во многих отношениях является маргинальным. Наличие институциональных барьеров фактически отсекает значительные слои населения от активной предпринимательской деятельности.Высшее образование работает на пополнение «среднего класса», а не предпринимательского класса. Отсюда вытекает роль высшего образования: оно дает «прилагаемый», а не достигаемый статус. Единственной надеждой повысить свой социальный статус для молодежи является получение высшего образования и ориентация на карьеру в «среднем классе». Причем существующая социальная система предъявляет спрос скорее на формальное обладание дипломом, чем на подлинную высокую квалификацию. Для молодых людей, не получивших высшего образования, доступ к карьере фактически закрыт. Понятно, что понятия предпринимательского класса и «среднего класса» не совпадают, поскольку не все представители среднего класса являются предпринимателями, и не все предприниматели по своим доходам и потребительскому статусу относятся к среднему классу.Можно приравнять понятие среднего класса к более или менее благополучному в материальном отношении слою людей.




Содержание понятий «маргиналы» и «маргинализация»

Маргинал это человек свободный от стереотипови большинства зависимостей.
Таким человеком может быть как опустившийся индивид, так и продвинутый олигарх. Просто когда человек находится на самом дне у него совершено другие культурные ценности. Это относится и к тем случаям, когда человек запредельно богат, знаменит, успешен, не стандартен. Также можно разделить маргиналов за интеллектуальными возможностями. Если человек умнее среднестатистического обывателя, то у него уже совершенно другое виденье происходящего. Он маргинал уже только потому, что культура обывателей, которые находятся на более низкой стадии развития, ему не приемлема и всячески отторгается (к примеру, маргиналы зачастую не смотрят телевизор и не следят за политикой). Как правило, такой вид людей зачастую занимается творческим видом деятельности и особо не утруждает себя работой – деньги их находят сами. Но есть и обратная сторона медали. В раздел маргиналов также попадают и те люди, чьи интеллектуальные возможности гораздо ниже среднестатистического обывателя. Из-за низких интеллектуальных способностей эти люди не могут адаптироваться в общепринятых, массовых, культурных условиях, поэтому отрицают общественные нормы и ведут асоциальный образ жизни. Поэтому и возникает всякого рода путаница, вокруг слова маргинал. Но все достаточно просто, маргинал – это человек, который не попадает в строй обывателей, потому, что он их либо значительно превосходит, либо, наоборот значительно им уступает. Между тем существуют такие понятия как маргинальный менеджер и маргинальное управление (это совершенно не стандартные методы управления в критических условиях – поскольку только креативное мышление может принести успех в бизнесе).

Маргинализация –процесс разрушения гражданского общества, проявляющийся в распаде социальных групп, разрыве традиционных связей между людьми, потере индивидами объективной принадлежности к той или иной социальной общности, извращении эстетических, этических, правовых, физиологических и иных общечеловеческих норм и ценностей, полностью зависимых от непредсказуемых и бесконтрольных действий властей, демагогов и авантюристов.


Наши рекомендации