Виды интервью, их характеристика.

Интервью- это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:

1. нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Данный вид интервью сложен и для респондента, и для интервьюера. Сложна и последующая обработка и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.

2. Стандартизированное интервью.

Оно предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Стандартизованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, а также множества других целей, включающих получение количественной информации.

3. полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

В таких интервью предусматривается менее жесткая структура действий интервьюера. Он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а так же может несколько менять их конфигурацию по мере надобности. Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из тематических блоков перечень тех аспектов, по которым должна быть получена информация. Интервьюер должен уметь в ходе беседы задавать вопросы, которые интересуют его в данном исследовании, но делать это так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически, естественно вписывались в рассказ как уточнения. Если это не удается сделать, то прерывать ход беседы не нужно, а лучше вернуться к интересующему вопросу в конце интервью.

4. фокусированное интервью предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты

включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.

5. групповое и индивидуальное - в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

Индикатор

Эмпирические Индикаторы – внешние, наблюдаемые и фиксированные признаки тех свойств объекта, которые составляют предмет исследования. Индикатор – внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние. Например, высота ртутного столбика термометра – индикатор температуры.

Простейший индикатор расположения какого-то объекта среди других объектов ориентации – порядковое место, указанное респондентом в заданном перечне. Например, из 18 объектов он помечает объект M порядковым номером 1. Этот номер – индикатор доминирования объекта M. Объект N, помеченный порядковым номером 18, будет располагаться в конце протяженности – «подавленная ориентация на N».

Сложнее найти индикатор для протяженности по критерию «сильные», «слабые», «средние» ориентации. Один из возможных вариантов: респондентам предлагают три ситуации, в которых они принимают решение о выборе «ценностного ориентира». Ситуации различаются по степени свободы выбора. Допустим, измерению подлежат интересы к различным видам занятий в сфере досуга. Предлагаются три одинаковых списка возможных занятий, число которых в каждом списке 18 (чтение художественной литературы, просмотр телепередач и т. д.).

В первой ситуации (широкий диапазон выбора) респондент может указать сколько угодно любимых занятий без ограничения. Во второй ситуации (средний диапазон выбора) он оставляет в списке только шесть наиболее важных для него занятий. В третьем случае (узкий диапазон выбора) ему предлагается отметить не более трех самых приятных для него занятий.

При этом индикатор «сильной» ориентации – выбор данного занятия – должен войти во все три перечня интересных для респондента занятий; «средний» индикатор – включается в первой и второй ситуации. «Слабый» индикатор будет иметь место только при широком диапазоне выбора.

Одно и то же свойство можно фиксировать с помощью нескольких индикаторов, которые сводятся в общий показатель – Индекс. Это случай сложного первичного измерения, по технике напоминающего приемы вторичных измерений.

Важным методологическим аспектом определения индикатора в социологии является индикативная функция вопроса. Индикатор всегда существует как единство вопроса и ответа. Немаловажно различать, каким образом – опосредованно или непосредственно – индикатор поведения или образа мыслей выявляет индикат (реальное поведение, образ мыслей респондента). При непосредственном обнаружении индиката (характера поведения, расположение респондента к поведению), опрашиваемый сам дает оценку индикату. В этом случае индикаторы содержат вероятные точки зрения на социальные и личные обстоятельства респондента и приобретают характер шкалы оценок.

Опосредованное обнаружение индиката осуществляется такими индикаторами, которые выявляют способ поведения в специфических ситуациях и эмпирически фиксируемых актах поведения. В обобщенной форме опосредованное указание индиката содержится в текстовых индикаторах.

Однако важно учитывать, что взаимосвязь между актом поведения (индикатором) и способом поведения (индикатом) носит статистический, вероятностный характер. Необходимо знать, с какой степенью вероятности отображается данным вопросом определенный ответ.

Необходимо учитывать также некоторую условность интервью: влияние обстоятельств и самой личности интервьюера на респондента. Между вербальным поведением в обстановке опроса и практическим поведением в реальной жизни существует лишь вероятностная связь.

Эмпирический индикатор – элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению. В прикладном исследовании индикаторы служат эмпирической и операциональной интерпретации опорных понятий. Они представляют признаки изучаемого объекта и, будучи поставленными в соответствие с теоретическими понятиями, выражают фактическое эмпирическое содержание понятий или связей понятий.

Индекс – специально созданный показатель, который выражает связь, комбинацию индикаторов, служит обоснованию и проверке определенной частной гипотезы.

Наши рекомендации