Вопрос № 20. Этнические общности: понятие и особенности.

Вопрос № 20. Этнические общности: понятие и особенности.

Этническая общность, этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация. Основные условия возникновения этнической общности – общность территории и языка – выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко этнические общности складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки). Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этнической общности в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание – этноним. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Этнические общности подвержены изменениям в ходе этнических процессов – консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнические общности стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе – государства).

Этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, объединяющая определенную группу людей. Для выделения этнических групп используются характеристики: язык, история, религия и пр.

Современные общества – это плюралистические общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях отличающихся друг от друга.

С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации. Нации являются основным элементом социально-этнической структуры общества. В современном мире более 90% населения составляют нации.

В мире нет полностью мононациональных государств. Этнические меньшинства существуют практически повсеместно.

Процесс формирования этнической идентичности и его трансформации в национализм является обратимым. Он обратим как по причине динамики внешнего соперничества, так и по причине внутренних различий и противоречий среди этнических общностей.

Не существует фундаментальных коллективных архетипов в виде этносов и принадлежность к ним не заложена в человеке изначально;

Культурный облик и границы этнических общностей гетерогенны и подвижны и они не обладают давним и строгим набором общеразделяемых характеристик и ценностей.


Проявления правового нигилизма

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Причины правового нигилизма

Субъективистский подход

Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма.

Объективистский подход

Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового сознания, что возводится в ранг традиции Объективистская парадигма правового нигилизма применительно к нашей стране содержит ряд очень серьёзных недостатков: Во-первых, не выдерживает никакой критики модель «идеальных типов», фактически предлагаемая И.А.Ильиным. Если условиями предпосылки деформации правосознания в России являются большая территория, небольшая плотность населения и т.д., то государство обладающее небольшой территорией, большой плотностью населения, «упрощенными» державными задачами, «высоким» уровнем хозяйства, национальной, религиозной и социальной однородностью должно иметь наивысший уровень правосознания. Понятно, что без статистического метода понятия «большой», «упрощенный» остаются лишь абстрактными категориями. Во-вторых, ретроспективный взгляд на историю показывает, что помимо различных форм правового нигилизма Россия показала удивительные примеры правового идеализма, реализованные на практике.

Пути преодоления

Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; пропаганда правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

Социальные действия.

Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи. Социальные действия отличаются от всех других действий людей и представляют собой такие действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, то есть осмысленны и преследуют определенную цель. В этом отношении они отличают действия человека от животных, подчиняющихся инстинкту.

Следует помнить, что эти два условия существования социальных действий должны обязательно присутствовать вместе, то есть социальное действие должно бытьнаправлено или ориентировано на других людей, а также должно быть осмыслено, иметь ярко выраженную цель. Условием возникновения этой цели должна быть потребность в удовлетворении какого-либо стремления или желания индивида.

Соц. Взаимодействия.

Социальные взаимодействия

Действия людей в условиях социального окружения всегда связаны с реакциями других людей. Эти реакции являются следствиями предыдущих социальных действий. Все социальные отношения основаны на социальных взаимодействиях. Социальные взаимодействия составляют цепи взаимодействий, которые имеют разную длительность и разное содержание в отношении достижения целей. Каждый индивид может продолжать или прекращать взаимодействия, если позволяет ситуация. Одним из основных видов социальных взаимодействий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодействий.

Формирование социальных отношений.

Социальные отношения – это осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной способности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство – услуги и различные материальные блага; мастерство – приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; просвещенность – знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях, как данного индивида, так и других. Наиболее значимой из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это более универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение – это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективность – это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, как по-разному складываются наши отношения с другими, какую пеструю палитру красок вмещает этот мир отношений: от любви и непреодолимой симпатии – до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература, как хороший помощник социологу, отражает в своих произведениях все неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Возникает вопрос: каков же механизм формирования социальных отношений и как можно их классифицировать? Прежде всего социальные отношения подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга. В фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте») как раз имеют место подобные отношения между главными героями – следователем Камышевым и графом Карнеевым. Слабовольный граф с симпатией относится к Камышеву, он постоянно твердит об этом, он уверен, что они с Камышевым – добрые друзья. Камышев же в душе презирает графа, отчасти завидуя его богатству и легкому нраву, относится к нему довольно цинично.

Подобные односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому человеку чувство любви и предполагает, что подобные же чувства испытывает и другой человек, его партнер, и на это ожидание ориентирует свое поведение.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Обычно ценность – это желательное событие, в основе которого лежит определенный интерес индивида. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями благодаря именно ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Ценности выступают, таким образом, необходимым условием социальных отношений.

Вопрос № 20. Этнические общности: понятие и особенности.

Этническая общность, этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация. Основные условия возникновения этнической общности – общность территории и языка – выступают затем и в качестве её главных признаков. Нередко этнические общности складываются и из разноязычных элементов (например, многие нации Америки). Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этнической общности в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание – этноним. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Этнические общности подвержены изменениям в ходе этнических процессов – консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнические общности стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе – государства).

Этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, объединяющая определенную группу людей. Для выделения этнических групп используются характеристики: язык, история, религия и пр.

Современные общества – это плюралистические общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях отличающихся друг от друга.

С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно из-за малочисленности, недостаточной развитости) так и не преобразуются в нации. Нации являются основным элементом социально-этнической структуры общества. В современном мире более 90% населения составляют нации.

В мире нет полностью мононациональных государств. Этнические меньшинства существуют практически повсеместно.

Процесс формирования этнической идентичности и его трансформации в национализм является обратимым. Он обратим как по причине динамики внешнего соперничества, так и по причине внутренних различий и противоречий среди этнических общностей.

Не существует фундаментальных коллективных архетипов в виде этносов и принадлежность к ним не заложена в человеке изначально;

Культурный облик и границы этнических общностей гетерогенны и подвижны и они не обладают давним и строгим набором общеразделяемых характеристик и ценностей.


Наши рекомендации