Социальная типология личности

Социальная типология личности позволяет: упорядочить представления о характере, ориентациях, побудительных механизмах поведения индивида; прогнозировать динамику развития личности, выяв­лять ее возможности; раскрыть единство общих, особенных и индивидуаль­ных черт личности; проанализировать те качества личности, которые обусловлены ее бытием как особого субъекта; охарактеризовать жизнедеятельность, поведение, со­циальные связи, внутреннюю структуру личности; сформировать критерии, признаки, показатели, от­ражающие сущностные черты той или иной группы людей.

В настоящее время известны различные варианты ти­пологии личности. Имеет смысл выделить две основные тенденции в типологии личности: в рамках социально-психологической типологии лю­дей разделяют по психологическим признакам (тем­перамент, характер, интеллектуальные способности и др.); в рамках социологической типологии в качестве критериев для классификации используются такие­ показатели, как социальное положение, образ жиз­ни, характер и направленность интересов и др.

Социальный тип — это обобщенная целостная соци­альная характеристика личности.

Однако все это лишь идеализированные модели: в ре­альности встречаются личности, которые обладают лишь некоторыми признаками того или иного типа.

В современной социологии различаются следующие со­циальные типы личности.

Маргинальная личность (понятием «маргинальность» обозначаются специфические отношения между со­циальным субъектом и социальной общностью, отно­шения, противопо-ложные нормальным). Понятие «маргиналь­ная личность» сформулировано американским социологом Робартом Парком в 1920-е гг., чтобы обозначить социаль­но-психологические особенности иммигрантов, не адаптиро­вавшихся к нормам и требованиям городской жизни.

Характеристики маргинальной личности в социологии: аморальность; пассивность; агрессивность.

Предпосылки маргинальности: одиночество; утрата социальных связей; бедность и безработица; социальная незащищенность; нарушение гражданских прав и свобод личности.

Авторитарная личность (подробно описана Дугласом Келлнером). В числе особенностей данно­го типа личности: ориентация на ценности среднего класса; неспособность критически мыслить, стремление к по­корности; подозрительность, стремление «найти врага», наказать тех, кто нарушает общепринятые нормы; нетерпимость к чужим взглядам и убеждениям; суеверность и стереотипность мышления; бескомпро-миссность, доходящая до фанатизма — от­ношения с людьми строятся на принципах господства и подчинения, силы и слабости; жажда разрушения и цинизм; катастрофизм и эсхатологичность мировоззрения; преувеличенный интерес к сексуальным вопросам.

Кроме обозначенных выше в социологии также выде­ляют такие типы, как культурный идеал личности, ба­зисная личность, нормальная личность. Культурный, идеал личности — культурно обусловлен­ный желаемый образ идеальной личности. Базисная лич­ность (понятие разработано Д. Кардинером и др.) не идеал личности, а комплекс черт, достаточно часто проявляющих­ся у членов того или иного сообщества; личность, воплоща­ющая в себе комплекс общих типичных черт, присущих боль­шому количеству индивидов.

Нормальной личностью обычно называют статистически среднюю личность, которая приспособилась к условиям дан­ного общества, действующую в рамках установленных соци­альных правил и включенную в систему общественных отно­шений.

Социализация личности

Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей об­щества, являющихся неотъемлемым условием его вклю­чения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит актив­ное вовлечение индивида в деятельность различных соци­альных групп.

Социология разделяет две стадии социализации лич­ности:

· адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меня­ют условия жизни — место работы, жительства и др.;

· интериоризация сводится к усвоению социокультур­ных норм и ценностей, когда они становятся собствен­ными убеждениями личности.

В результате социализации происходит: приобретение индивидом социального «Я»; он стано­вится личностью с характерными для нее ценностя­ми, убеждениями и т.д.;

трансляция культуры от одного поколения к другому. Таким образом, личность представляет собой резуль­тат сложного взаимодействия наследственных и со­циальных факторов. Неотъемлемый элемент социализации — усвоение ролей.

Социальная роль — это модель поведения, обусловлен­ная местом личности в системе общественных или меж­личностных отношений.

Принятие индивидом той или иной социальной роли обычно зависит: от ожиданий окружающих по отношению к личности; статуса личности.

Некоторые социологи (Р. Минтон, Р. Дарендорф) зако­номерно определяют личность как продукт ролевых предпи­саний. Реализация личностью социальной роли обусловлена целым рядом факторов: способностями, интеллектом, особенностями строе­ния тела, способствующими или затрудняющими вы­полнение ролей; тем, как определяет роль конкретной личности при­нявшая ее социальная группа; структурой группы, степенью ее упорядоченности; степенью идентификации индивида с группой.

В социологии с понятием социальной роли личности тесно связано понятие «социальный статус» — место или позиция личности в системе социальных отноше­ний, определяющей роли личности. Социальный статус име­ет функциональную и оценочную составляющие, которые по­казывают, с одной стороны, что личность может делать и что она делает, а с другой — каким образом ее действия оцени­ваются социальной группой и обществом в целом.

Социализация не ограничивается рамками семьи, она про­легает и через другие малые группы и социальные институ­ты: сверстники, школа, армия, вуз и др.

Особенности социализации личности определяются характером групп, в которые она включена. Включе­ние в группу немыслимо вне формирования опреде­ленной системы потребностей и интересов, закрепляющих принятые в данной группе способы восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях.

Таким образом, социализацию личности можно свести к усвоению ценностно-нормативных установок.

Этот механизм включает: деятельность (игровую, учебную, профессиональную); общение (взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания.

В результате функционирования данного механизма происходит формирование индивидуальности, соци­альная самоидентификация личности, т.е. личность начина­ет осмысливать свою социальную принадлежность, соци­альные роли, формирует самооценку.

Основными агентами социализации являются семья, ровесники, школа и др. группы.

Наши рекомендации