Опрос как основной вид социологического исследования.

Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование. Формы опросов: контактный, почтовый, телефонный, прессовый. По месту проведения различают: опросы по месту работы, опросы по месту жительства, опрос целевых аудиторий. Фазы опроса: адаптация, сбор основной информации, завершение опроса. Классификация вопросов: по содержанию (о событиях и фактах, о мотивах, оценках, мнениях), по форме (прямые, косвенные), по структуре (открытые, закрытые), по функциям (основные, фильтрующие, контрольные).

Правила построения вопросов:

1.Вопрос не должен содержать ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его (Изучение социологии расширяет кругозор человека ?Да, Нет, Не знаю)

2.Вопрос не должен дискриминировать респондента или его возможную позицию (Человек не знающий социологию не может считаться культурным . А Ваше мнение ? Да, Нет, Не знаю)

3.Вопросы должны формулироваться с учетом предполагаемой компетентности опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентом (за исключением вопросов- “ловушек”)

4.Количество вариантов ответов не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого 5.Вопрос и предлагаемые варианты ответов должны логически соответствовать друг-другу (Как часто Вы смотрите передачи ? -по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).

Вводная часть: обращение, пояснения, гарантии анонимности опроса, что делать с анкетой, благодарность. Основная часть: расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные), принцип “воронки”, “дымовая” техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение).Социльно-демографическая часть: пол, возраст, образование, социально-проф. положение, культурная идентификация (семья), национальность, место жительства. Правила группового анкетирования: представиться, дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой, пояснить гарантии анонимности, ответить на вопросы, ненавязчиво контролировать поведение аудитории (обсуждения, подсказки друг-другу), пресекать демонстративность в поведении отдельных людей, оказывать помощь в заполнении анкеты, организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет. Анализ завершается подготовкой отчета по результатам проведенного исследования. Отчет включает описание всех основных этапов исследования: во введении дается развернутая характеристика проблемной ситуации, описывается объект, предмет, цели и задачи исследования. Теоретический раздел отчета включает анализ публикаций по данной проблеме, теоретический анализ основных понятий исследования, теоретическую и рабочую модель с необходимыми обоснованиями и выкладками. Процедурно-методический раздел включает обоснование выбора метода исследования, макеты инструментов, расчет и обоснование выборки, а также краткое описание процедур отбора единиц наблюдения. Аналитический раздел - содержит результаты анализа полученных данных. В заключительном разделе подводятся итоги исследования и даются рекомендации или технологии управления изучаемым процессом в соответствии с целью исследования. В отчет также включают список использованных литературных источников и приложения.

32. Культура, ее основные элементы. Понятие и виды субкультур. По определению Хобеля, культурным элементом называется "считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта". Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплекс являются принадлежностью социальных институтов. Каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована выделяют три основные формы:

1.Элитарная (высокое искусство, серьезная литература) адресована узкому кругу любителей.

2.Народная культура (народное творчество, фольклор).

3.Массовая культура.

Разновидности культуры:

1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества (русский язык).

2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам, отражает особые ценности данной части общества).

3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям).

Наши рекомендации