Основные модели процесса социализации человека.

1. Джордж Мид – (символический интеракционизм) – социализация, 2 уровня:

- я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя

- я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2. Фрейд – модель социализации, когда человек приобщается через Сверх-Я к миру и ограничивает себя, свои базовые инстинкты.

По Фрейду, структура личности состоит из трех инстанций: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" содержит потенциал внутренних подсознательных и запретных желаний, реализующих биологические мотивации и биологическую сущность человека. "Сверх-Я" является как бы цензорным компонентом личности и содержит в себе усвоенные в ходе воспитания (сознательно или бессознательно) социальные нормативы и идеальные ценности. Противоречия между подсознательными влечениями "Оно" и запретами "Сверх-Я" разрешаются компонентом "Я", реализованном в сознании человека. В функции "Я"-сознания входит выработка механизмов примирения конфликтующих между собой сторон: "Оно" и "Сверх-Я". Очень часто возникают ситуации, когда "Я" не способно разрешить противоречия между "Оно" и "Сверх-Я". В таких случаях человек с помощью "Я", которое старается избежать неврозов и психических нарушений, вырабатывает у себя различные механизмы защиты. Суть этих механизмов состоит в формировании процедур вытеснения запретных желаний из сферы сознания, в процедурах отрицания их существования.

3. Жан Пиаже – стадии развития интеллекта:

- от рождения до двух лет - сенсомоторная стадия. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.

- стадия операционального мышления - от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Дети учатся различать символы и их значения.

- от семи до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполнили только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций.

- от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями.

Мы мыслим логично, не от частного к общему, не от общего к частному, а трансдуктивно, от частного к частному. Пиаже: «Логика – мораль мысли, так же как мораль – логика действия. Мыслить нелогично – мыслить аморально».

11. Структура личности и социально-психологические механизмы её формирования согласно психоаналитическому подходу. (З. Фрейд).

По Фрейду, структура личности состоит из трех инстанций: "Оно", "Я" и "Сверх-Я"). "Оно" содержит потенциал внутренних подсознательных и запретных желаний, реализующих биологические мотивации и биологическую сущность человека. По теории самого Фрейда, "Сверх-Я" является как бы цензорным компонентом личности и содержит в себе усвоенные в ходе воспитания (сознательно или бессознательно) социальные нормативы и идеальные ценности. Противоречия между подсознательными влечениями "Оно" и запретами "Сверх-Я" разрешаются компонентом "Я", реализованном в сознании человека. В функции "Я"-сознания входит выработка механизмов примирения конфликтующих между собой сторон: "Оно" и "Сверх-Я". Очень часто возникают ситуации, когда "Я" не способно разрешить противоречия между "Оно" и "Сверх-Я". В таких случаях человек с помощью "Я", которое старается избежать неврозов и психических нарушений, вырабатывает у себя различные механизмы защиты.

Механизм отрицания, заключающийся в том, что человек "закрывает глаза" на неприятную реальность и либо вообще отказывается признавать ее существование.

Механизм подавления, заключающийся в бессознательном вытеснении из сферы сознания различных неприятных для человека переживаний, мыслей и желаний.

Механизм рационализации, заключающийся в нахождении различных оправданий для поступков, противоречащих нравственным и моральным нормам.

Механизм обратной реакции, заключающийся в формировании поведения, активно маскирующего запретные мотивы.

Механизм внешней проекции, когда человек, что называется "сваливает с больной головы на здоровую" и обвиняет другого во всех своих недостатках.

Механизм интеллектуализации, заключающийся в неосознанном, тонком смещении акцентов деятельности. Общая логика здесь такова: если перед человеком стоит какая-то сложная интеллектуальная задача, решение которой связано с большим эмоциональным напряжением, человек как бы отстраняется от ее решения, переходя к отвлеченным, интеллектуализированным размышлениям.

Механизмы замещения, выражающиеся в частичном, косвенном удовлетворении мотивации, неприемлемой с точки зрения норм и моральных ценностей.

Наши рекомендации