Социальный контроль над различными видами девиантного поведения

Социальный опыт свидетельствует, что общество самое эффективное, устойчивое и динамичное развитие получает на основе хорошо отлаженной системы социального контроля за поведением и деятельностью различных социальных групп и субъектов. Жизнеспособность этой концепции еще более подтверждается в условиях нарастания нестабильности, неустойчивости и неопределенности факторов внешней и внутренней среды.Социальные нормы и их содержание составляют конкретные жизненные ценности, правила поведения, общения и взаимодействия между людьми, и здесь существенную роль играет система социального контроля, т.е. механизм обеспечения соблюдения социальных норм и воздействия за нарушение этих норм.

Социальный контроль осуществляется в двух направлениях:

1) обеспечение и стимулирование позитивного поведения социальных субъектов;

2) воздействие на различные формы социально-негативного, отклоняющегося поведения с целью предупреждения и снижения нарушений социальных норм.

С методологической точки зрения социальный контроль делится на:

1. институциональный, осуществляемый государственными органами власти и управления, общественными организациями, социальными институтами и социальными общностями;

2.публичный (контроль общественным мнением);

3.самоконтроль (внутренний нравственный контроль самой личности).

В практическом плане социальный контроль осуществляется с помощью социальных санкций, которые являются неотъемлемым атрибутом социальных норм. Различают две их разновидности:

- позитивные - поощряют и стимулируют пронормативное поведение социальных субъектов

- негативные - воздействуют на социальных субъектов в случае нарушения ими социальных норм и имеют цель воспитательного и репрессивно-карательного воздействия на них. В свою очередь социальные санкции могут иметь формальный (юридико-правовой) и неформальный (морально-этический) характер. [3]

В качестве главного социального контроля предупреждение отклоняющегося поведения следует рассматривать как разновидность социального управления и регулирования общественных отношений и социальных процессов. Система социальной профилактики должна осуществляться с учетом закономерностей социальной и личностной детерминации отклоняющегося поведения. При этом наиболее приоритетными можно считать следующие направления:

-создание условий для социального благополучия большинства населения, развитие форм содействия и помощи, неприкосновенность и защита естественных прав, свобод и интересов личности;

-нейтрализация и устранение социальных и личностных детерминант отклоняющегося поведения в целом и отдельных его видов;

-гуманизация системы ответственности и наказания за девиантное поведение, индивидуальная профилактическая работа по воспитанию лиц, склонных к отклоняющемуся поведению или совершивших правонарушения правовой культуры, чувства личной ответственности за свое поведение, а также качеств, навыков и привычек, восполняющих недостатки и дефекты их социализации.

В настоящее время индивидуальной профилактикой отклоняющегося поведения несовершеннолетних занимаются органы милиции, комиссии по делам несовершеннолетних, которые осуществляют профилактический учет лиц, склонных к отклоняющемуся поведению, и работу с неблагополучными семьями и т.п. Но эта профилактическая работа часто осуществляется формально, руководствуясь больше интуицией и здравым смыслом, а не достижениями социологической, педагогической и психологической науки. В предупреждении отклоняющегося поведения как социального явления необходим широкий комплекс экономических, социальных, культурных, нравственно-воспитательных, правовых и других мероприятий, направленных прежде всего на улучшение условий жизни большинства граждан, развитие их духовной культуры и качества образа жизни. Проблемы подобного характера могут быть решены только в процессе совершенствования всего механизма регулирования и управления социальными процессами и выступать в качестве социальной политики предупреждения отклоняющегося поведения. При этом важно обеспечить повышение общего материального и социального неравенства и социальной напряженности, развитие духовно-культурного единства и солидарности в обществе, уровня духовной культуры населения, прямо или косвенно воздействуя тем самым на общесоциальные детерминанты отклоняющегося поведения. [6]

Отсюда становится очевидным, что все социальные программы нуждаются в социологической и криминологической экспертизе, которую необходимо проводить комплексно с привлечением практических работников и ученых.

13Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводысоциологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепциидезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

В соответствии с теориейстигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Пьянство и алкоголизм

Алкоголизм - саморазрушающий тип девиантного зависимого поведения, химическая зависимость.

Большинство случаев хулиганства, изнасилований при отягчающих обстоятельствах, и других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений зачастую совершаются лицами в нетрезвом состоянии; немало разводов также связано с пьянством.

Дело в том, что пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи. Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения.

Социальные причины алкоголизма - Безработица, Социально-экономическая нестабильность в государстве, Низкий социальный статус, Наличие свободного времени, которое нечем восполнить,«Традиция».

Все это создает определенные предпосылки, психологическую предрасположенность к отклонениям от норм морали, в том числе к употреблению алкоголя.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”.Первой социальной средой для ребенка является его семья.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них.

В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей.

Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу "ненормальных" условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д.

Многие исследователи отмечают, что подросток, независимо от своего опыта потребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще употребляют алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны.Итак, алкоголизм развит не только среди старшего поколения, но и молодежи. Алкоголизм это девиантное поведение, зачастую являющееся причиной преступлений, еще большей проблемой общества.

Наши рекомендации