Организации (формальные группы)

Современные общества, состоящие из миллионов людей, уже не способны полноценно функционировать, основываясь лишь на родственных связях. Развитие системы разделения труда приводит к тому, что каждый отдельный человек или отдельная семья не может обеспечить собственное выживание, не вступая в особым образом упорядоченные отношения с другими людьми в рамках организаций.

Одним из самых общих современных определений организаций (от лат. organiso – устраиваю, привожу в стройный вид) является следующее: организация – это особый вид социальной общности (группы), имеющий ярко выраженную целевую направленность.

В ряде источников встречается термин социальная организация, но его употребление представляется недостаточно оправданным, поскольку любая человеческая организация является, по определению, социальной. Для выделения специфики собственно социальных отношений, в отличие от технических, экономических и других в организации, более корректно говорить о ее социальной подсистеме.

При системном рассмотрении организаций принято выделение трех основных подсистем:

• технико-технологической, включающей оборудование и технологии;

• собственно социальной, состоящей из членов организации и их взаимосвязей, формализованных и неформальных;

• организационно-экономической, увязывающей требования первой и второй подсистем.

Задача достижения целей организации, несводимых к сумме личных целей ее членов, численность которых может быть весьма велика, вызывает необходимость установления формальных правил взаимодействия в процессе общей деятельности. Отсюда возникает понятие формальных организаций, т. е. тех, где существуют официально закрепленные нормы поведения, иерархия статусов (прав, обязанностей и ответственности участников), специфическое разделение труда и системы вознаграждения.

В ряде определений формальных организаций подчеркивается, что это крупные вторичные группы, хотя имеются и обратные примеры. В западной социологии принято считать массовое возникновение подобных больших объединений, обладающих сложной внутренней рационализированной системой связей, существенной чертой современных индустриальных обществ. Применяется даже специальный термин «организованное общество» для обозначения такого типа обществ, в которых большие организации охватывают своим регулирующим влиянием все большую сферу жизни каждого члена.

Выделяют три типа формальных организаций: утилитарные, нормативные, или добровольные, и принудительные.

Утилитарные организации обеспечивают работающим в них людям средства к существованию. Формально вступление человека в такую организацию добровольно, хотя понятно, что большинству людей приходится в них вступать, чтобы прожить.

Добровольные организации – это клубы, общества, ассоциации, в которые люди включаются добровольно, по интересам. Они выполняют экспрессивные функции: отдыха, общения с единомышленниками, служения какому-либо делу или идее, которую индивид считает для себя особо ценной. Как правило, эта деятельность не оплачивается.

Принудительные – это организации, попадание в которые осуществляется насильственными методами, – тюрьмы, психиатрические больницы и т. п.

Современные формальные, особенно хозяйственные или экономические организации, для обеспечения эффективной деятельности применяют различные организационные модели и системы управления.

Классическим примером рациональной организации служит бюрократия. Ключевыми принципами бюрократической организации являются:

• специализация;

• должностная иерархия;

• формализация правил и установлений;

• профессиональная компетентность;

• обезличенность взаимодействия;

• документированная коммуникация (см. также вопрос «Теория рациональной бюрократии М. Вебера»).

Достоинства бюрократии как системы управления организациями обеспечили ее широкое применение до середины ХХ в. Однако внутренне присущие ей недостатки, в первую очередь строгая вертикальная иерархия, не позволяющая своевременно реагировать на изменения обстановки, привели к появлению более гибких моделей управления.

16. Неформальные группы.

Стихийные связи в бюрократической организации. Их положительные и отрицательные стороны.

Неформальная группа -- это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.

Форма существования неформальных групп может быть разной. Они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом).

Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и развитию неформальной группы в структуре официальных групп, является самоорганизация.

в неформальной группе взаимоотношения складываются на основе эмоциональной близости и взаимных симпатий

Центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы. И часто бывает так, если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы.

Авторитет руководителя любого коллектива зависит не только от его деловых качеств и профессиональных знаний. Для того чтобы эффективно осуществлять руководство коллективом, руководитель должен проявлять интерес к существующим в коллективе неформальным отношениям, знать о симпатиях и антипатиях между членами коллектива и уметь разрешать возникающие в связи с этим конфликты.

17. Субкультурные сообщества.

Пресса, сленг, тусовка, граффити, фенечки как средства социальной коммуникации.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Можно выделить национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Термин «национальная культура» применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве.

Другой важнейшей формой является конфессиональная субкультура. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры:

например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой.

Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). НО Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т. п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах). Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов.

Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

18. Цели и причины участия в субкультурах. Современные формы идентичности.

Субкультуры, как и любое культурное явление возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество 20-го века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить что субкультуры изолированы и антогонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Родственные связи между культурами позволяют проследить движение народов, изменения языка и технологическое развитие человека. Родственные связи между субкультурами также помогают следить за изменением взглядов и развитием в 20-м веке. Пожалуй самым ярким примером родственных субкультур является Панк субкультура и ее потомки: готы и другие.

Между некоторыми субкультурами существует антагонизм. Это касается музыкальных субкультур и конфликтов на основе разных музыкальных вкусов. Например, панки и рэперы.

Особенность – отсутствие цели! Причины – выделиться из толпы, показать свои убеждения, протест, найти единомышленников.

19. Квазигруппы.

Аудитория, публика, толпа.

Виды толп и механизмы их образования.

Наши рекомендации